|
Арт-терапевтическая техника «Дерево» в групповой работеАвтор статьи: Шмелева Светлана Евгеньевна
Техника может быть полезна для определения или для выработки сплоченности в группе, навыков невербальной коммуникации, для нахождения баланса между индивидуальным и коллективным. Суть работы предельно проста. Группе предлагается совместными усилиями нарисовать дерево. Каждый рисует свою часть изображения, допускается объединение в группы и совместное рисование. Работа проходит в молчании, общаться можно только невербально. Затем из отдельных изображений складывается дерево. Общая картина обсуждается. В качестве примера приведу применение этой техники в учебной группе. Это была группа студентов немецкого университета, обучающихся арт-терапии. Группа была очень дружная и все были очень доброжелательно настроены друг к другу. После постановки задания каждый взял свой лист, постарался сесть уединенно и начал рисовать. Две девушки объединились и, сдвинув свои листы, начали рисовать вместе. Я, однако, не понимала, как можно нарисовать целое дерево, не договорившись предварительно, кто что рисует и попыталась координировать проект или хотя бы с кем-то объединиться. Но, художники были уже настолько погружены в свои работы, что восприняли мои попытки, как помехи. Разговаривать было нельзя, я тоже начала рисовать, то, что мне пришло в голову. Когда рисунки были готовы, и мы скомпоновали их вместе. Обнаружилось, конечно, что дерево кривое, без ствола, одна сторона гораздо больше другой. Словом, не дерево, а урод. Ствол дерева пришлось дорисовать отдельно. Однако, это никого не смутило. Обученные искать во всем ресурсы, студенты высказывались о совместном творении в очень положительном ключе. Преподаватель только давала канву обсуждения, не озвучивая никаких оценок.
Я рассказала о своих впечатлениях после перерыва. И это было хорошо. Во время паузы мои мысли и чувства немного улеглись и оформились, т.к. поначалу поднялась просто буря эмоций. Они касались того, что люди уже вообще не понимают, что значит коллективная работа. Они не могут и не хотят друг с другом договариваться. Каждый тащится от своего высокохудожественного куска дерева, но эти фрагменты совсем не подходят друг к другу. Все это я и высказала очень эмоционально. И не встретила никакого отклика. Меня не поняли. О чём это я? Все же ок. После занятия ко мне подходили три человека и говорили, что они понимают, о чем я говорю, что сами они испытывают подобные чувства. Одна женщина была из Румынии, другая выросла в многодетной семье и посещала вальдорфскую школу, у третьего – молодого мужчины мать была немка из России. Все остальные в группе были немцами. В данном случае техника вскрыла разницу менталитетов людей, воспитанных в коллективизме и в ключе индивидуализма. Другое дело, студенты не могли рефлексировать по поводу нежелания договариваться друг с другом. Похоже, что эта сторона была им просто не знакома, и их вполне устраивала индивидуальная творческая работа. Они не комплексовали, что цельный образ дерева оказался столь не гармоничным. Их недоумение по поводу моих реакций было абсолютно искренним. Надеюсь, что при применении техники обнаружатся новые грани ее возможностей. Буду рада, если расскажете о том, что получилось у вас.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|