Как известно, конфронтация в консультировании применяется для того, чтобы "столкнуть" клиента с очевидными фактами той или иной стороны его ситуации, которые для него самого очевидными не являются. Объективный анализ проблемы, предпринятый клиентом в ответ на поставленную психологом задачу или сформулированную им гипотезу может, как подчеркивал А. Бек, выступить "успешным опытом", который подскажет клиенту, что он, похоже, в состоянии справиться со своими проблемами.
В отличие от обычной конфронтации в терапевтическом интервью, основанной на предложении со стороны психолога сопоставить два аспекта или паттерна или модуса действия, ауто-конфронтация заключается в предложении клиенту сформулировать следующий вопрос себе, исходя из логики предшествующего диалога.
С помощью этой техники мы получаем:
1) логическую цепочку, сформированную самим клиентом, что предполагает его активное присутствие в диалоге;
2) мотивированную рефлексию клиента;
3) подкрепленный навык взгляда на себя со стороны;
4) подкрепленный навык способности понять образ мысли Другого;
5) повышение уверенности клиента в своих силах и возможностях.
Ауто-конфронтацию лучше всего применять на продвинутой стадии консультирования, когда уже достигнут известный раппорт, а, самое главное - клиента и психолога уже объединяет сформировавшаяся за несколько сессий ризома смыслов.
Несколько примеров:
Психолог: Как складываются отношения с отцом?
Клиент: Отец все время поучает..., впрочем, всегда поучал.
П.: Какие темы поднимаете, когда общаетесь?
К.: В основном - деловые. Проекты разные. Он то ли не хочет, то ли не может говорить со мной о чем-то простом, отвлеченном.
П.: Вы говорите о том, что чувствуете? Оба?
К.: Нет, никогда. Точнее, попытки редкие бывают, но тут же им пресекаются.
П.: О ком я Вас сейчас спрошу?
К.: Что?... Откуда я знаю?
П.: Отсюда! (показывает на голову) О ком?
К.: Понятия не имею.
П.: Имеете.
К.: Не-не-не (отрицательно мотает головой).
П.: Да-да-да (утвердительно кивая головой).
К.: (после паузы) О девушке?
П.: Конечно! И что я о ней должен спросить?
К.: ...Что у них общего с отцом?
""""""""""""""""""""""""
Клиент: Я никогда не предупреждаю родителей, если задерживаюсь на работе, или уезжаю куда-нибудь.
Психолог: Как они реагируют?
К.: Никак. Им всё равно.
П.: И они совсем никак не выражают свою обеспокоенность?
К.: Ну... Бывает, звонят. Но я не отвечаю.
П.: А почему Вы так поступаете?
К.: Не знаю. Какой смысл их предупреждать?
П.: Если они звонят, значит они, все-таки, беспокоятся? Вообще, родители, в норме, так устроены.
К.: Ну, может быть... Немного.
П.: То есть, Вы допускаете, что они за Вас волнуются, но, тем не менее, поступаете именно так? На что похожа ситуация, когда мы сознательно причиняем кому-то страдания, пусть и душевные?
К.: ...На наказание?
П.: (кивает) Какой вопрос я должен Вам сейчас задать?
К.: Я не знаю.
П.: Знаете!
К.: ...За что я их наказываю?
"""""""""""""""""""""""
Психолог: Как долго вы ходите на группу?
Клиент: Около трех лет.
П.: До какой степени самораскрытия Вы позволили себе дойти?
К.: Ни до какой не дошел.
П.: Какой вопрос я должен сейчас задать?
К.: Я не в курсе.
П.: Вы - в курсе!
К.: Я не читаю мысли!
П.: Читаете! (Опять перечисляет заданные два вопроса и ответы клиента). О чем теперь я должен спросить?
К.: ...Зачем я туда хожу?