|
Техника выживания | Если "Жизнь как зебра: полоса белая, чёрная и ж..."Автор статьи: Попенкова Ирина Михайловна
Жизнь современного человека сейчас характеризуется повышенной социальной активностью и необходимостью социально-психологического взаимодействия с окружающими в разных сферах человеческой жизни. Сюда можно отнести семейную жизнь, профессиональную сферу, социальное окружение. В связи с этим наблюдается повышение внутреннего эмоционального фона, постоянные стрессы. Уровень жизни современного человека зачастую зависит от уровня его успешности. Основные виды успешности соответствуют основным направленностям личности: «Я» - человек, направленный на себя, ищет успешности в получении личного материального вознаграждения и личной карьере, в укреплении своего здоровья, в обретении личного счастья, в личном росте и развитии. «Я и другие» - человек, направленный на общение, ищет успешность в общении и межличностных отношениях, в друзьях, семье и детях. «Я и мое дело» - Человек, направленный на дело, ценит успешность в делах, в работе, в социальной успешности. Можно долго спорить и философствовать о том, рождается ли человек уже успешным или это производная от человеческого капитала личности. Человеческий капитал (ЧК) определяется как способность личности приносить прибыль, он формируется в молодые годы и состоит из: крепкого здоровья, глубоких профессиональных ЗУНов, (сейчас в оборот входят компетентности: информированность, обоснованность, мотивированность, социальная активность, проектная деятельность), культуры, социального статуса, социальной мобильности. Сформированный к 23-25 годам ЧК обеспечивает гражданину: стабильный доход и статус в обществе на всю оставшуюся жизнь, а государству дает неоценимый ресурс – полноценную, самодостаточную личность. И, наоборот, несформированный в юности человеческий капитал делает личность несчастной в семейной жизни, бедной, больной, приносящей государству головную боль и затраты по социальной защите, лечению, содержанию в наркодиспансерах и исправительных учреждениях. В любом случае, каждый человек рождается с «чистым листом» сознания, как утверждал Джон Локк, британский педагог и философ XVII века. Заполняется этот лист опытом, который человек в ходе жизни проживает. Развитие успешной личности проходит в трех типах ситуаций развития:
Главный для нас интерес представляют именно ситуации трудностей и неудач. Это не случайные и не стихийные происшествия. Это результат нашей жизненной или идеологической траектории движения. Согласно теории Альфреда Адлера о неполноценности как стремлении к совершенству, человек, стремящийся к комфорту и безопасности, вынужден с этой целью осуществлять активную деятельность. Теперь закономерен вопрос, как же этому научиться? Как выходить из поражений победителем, чтобы потом дойти до намеченной вершины, не сгорев в череде неудач? «Три пути у человека, чтобы разумно поступать: самый благородный – размышление, самый легкий – подражание, самый горький – опыт». Так учил Конфуций, древний китайский философ и мыслитель. Следуя по жизни мы ступаем по этим трем путям. И сопровождаются они способностью "конструктивно мыслить" – что значит, извлекать полезный опыт из пережитых ситуаций, чтобы полученный опыт использовать на практике для обеспечения «побед» и предотвращения «неудач». Конструктивное мышление затрагивает три пространства: «Я», «События», «Люди». Пространство «Я» - это личность человека со всеми ее характеристиками. Она находится в пространстве «Событий», которые мы делим на «ситуации победы» и «ситуации неудачи». И «Люди», которые нам встречаются в этих событиях, их мы делим на «категорию союзников» и «категорию вредителей». В системе конструктивного мышления «Я» - ученик, «События» - уроки, «Люди» - учителя. В событиях неудач мы познаем, с чего ситуация началась, как она протекала и к чему она привела нас. Здесь наша задача извлечь урок, как подобного избежать, как существовать в этих условиях, и как справиться с последствиями. В событиях успехов мы познаем, какое наше поведение приводит нас к успеху, чтобы это повторить в будущем. Люди-союзники делятся с нами своим опытом, служат для нас примером для подражая. Люди-вредители, чаще всего указывают нам на наши недостатки и слабости, и как тесак срубают с нас «сучки несовершенств», заставляя полагаться только на себя, быть сильнее, прилагать больше усилий, быть мудрее, формировать четкую личную позицию в отношении чего-либо и т.д. Извлекая опыт и полезную информацию, следующим шагом мы должны ставить рефлексию, внося в устройство нашей личности то, что извлекли из ситуаций и опыта общения с людьми. Для этого существует в помощь Техника "Сад камней". В общем, в ходе нашей жизни мы пребываем в 4 социальных ролях:
И наша задача внести в эти роли те результаты наших «опытных исследований», которые должны приблизить нас к продвижению в достижении нашей цели и успешному существованию в человеческом обществе в целом. Ранее мы заговорили о человеческом капитале, поэтому есть смысл определить, что в человеке должно быть, чтобы он был способен к этим исследовательским путешествиям по своей жизни. Мы будем говорить о капитале успешного человека. Успешный – это не тип личности, это, скорее позиция. А позицию может занять каждый. У вас всегда должна быть цель большая, масштабная. Отсутствие масштабной цели, является показателем отсутствие жизненной стратегии:
Придерживаясь такой позиции, помните, что следует расставлять приоритеты по важности и значимости для настоящего реального:
Это стремление к совершенству и комфорту и способность быть творцом в своей жизни делают человека обучаемым. В своей деятельности, будь то общение или профессиональная сфера, он стремится к результату, прилагая определенные усилия и ресурсы, выбирая определенные пути. И только результат его активности является индикатором того, верным ли путем он идет. И если его постигла неудача, значит, в системе его работы есть сбои. И только устранение этих сбоев обеспечит успех – достижение поставленной цели с получением ожидаемых благ. Если его постигнет успех, то он поймет, что идет верной дорогой. Как мы видим, даже из поражения можно выйти победителем. И эта победа будет заключаться не в частичном достижении цели, а в познании, как ситуация может повернуться, какие трудности могут возникнуть. Важны сформированные эмоциональные иммунитеты от пережитых впечатлений и откровения о своих недостатках и ошибочных утверждениях, которые сбили нас с пути. Как только человек освоит эту технику конструктивного мышления в своей жизни и деятельности, он будет вооружен самым ценным инструментом к успеху и процветанию. «События, которые происходят в нашей жизни, люди, которые встречаются у нас на пути, – призваны дать нам уроки. Наша задача – учиться». Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ" Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|