|
Как изменить привычку наказывать ребёнка.Автор статьи: Скачкова Ольга Викторовна
Все мы родом из детства. И в детстве нас наказывали родители: кого-то ругали, кого-то били, кого -то лишали чего -то, ограничивали в чем -то. Живя в родительской семье и переживая всё это, мы обещаем себе, что никогда не будем поступать так со своими детьми. Мы вырастаем, создаём свои семьи и однажды понимаем, что поступаем со своими детьми подобно тому, как поступали с нами наши родители. Приходилось ли вам в жизни встречаться с таким явлением? Может кто -то узнает себя? Опишу случай из практики. Моя героиня, назову её Мариной, очень любит свою маленькую дочурку Лизу, которой 3,5 года . Лиза подвижная, талантливая и изобретательная - на всяческие проявления себя -девочка. И конечно, Марине не всегда нравится поведение дочери. Порой, капризы девочки выводят из равновесия, и она срывается на крик, даже может отшлёпать по попе. Потом Марина мучается, ругает себя, страдает от чувства вины и в очередной раз обещает быть в следующий раз более терпеливой, не повышать голос и не поднимать руку на ребёнка. И действительно, женщина испытывает страдания от того, что не может сдержаться, и поступает, как её папа поступал с ней. Ей очень хочется изменить своё поведение, но не получается. Причём, как только чувство вины овладевает ею, она готова "загладить" свое жестокое (так ей кажется) обращение с доченькой. Марина покупает Лизе всё ,что та захочет, уделяет ей больше внимания... А Лиза , как любой ребёнок, очень быстро уловила связь, последовательность и свою выгоду, и пользуется этим во всю. Происходит подмена ответственности на чувство вины. В чём же принципиальная разница? Благодаря чувству вины мы уходим от ответственности. Нам не нужно особо стараться, предпринимать какие -то действия, усилия для того, чтобы исправиться , повлиять на ситуацию или изменить её. Когда мы совершаем ошибку, то мы можем её скрывать, чтобы никто не увидел и не догадался. Тогда не возникает чувства вины. Мы можем других сделать виноватыми, говоря: "Это произошло, потому что она так себя ведёт!" Кто -то начинает оправдываться. И всё это происходит потому, что вряд ли кому-то нравится испытывать чувство вины. Это чувство ставит точку. Вопрос закрыт! Девочка говорит: "Да, я виновата, иду в угол". У ребёнка уже нет возможности посмотреть на ситуацию со стороны. Что произошло? Что нравится родителям? Чтобы они хотели? Она маленькая. Её обвинили. Она согласилась. Когда взрослый человек говорит: " Да, я виноват" - это означает, что он не желает искать чего-то нового. Человек готов скорее всего взять на себя вину, чем искать, исследовать себя и думать. Думать о том: что я могу сделать по-другому, что я могу улучшить, чтобы этого не произошло. Чувство вины очень тормозит человека, закрывает его. Оно создаёт иллюзию исправления ошибки. В действительности человек не сделал ни одного шага в сторону исправления ситуации. Я предлагаю вам не закрывать вопрос, а идти дальше за этим чувством. Ответьте себе на вопросы: - С чем это связано? - Что я могу изменить в следующий раз? - Как я могу улучшить ситуацию? - Почему я испытываю такое неприятное чувство? О чём это? Взрослые закрывают вопрос, когда обвиняют ребёнка. Например: " Ты опять всё разбросала! Ты плохая. Отойди от меня!" И нет у ребёнка возможности взять на себя ответственность. Лучше спросить : -Тебе самой нравится эта ситуация? -Как ты можешь поступить, чтобы этого не произошло? Что ты можешь сделать по другому? Как же происходит процесс формирования новых навыков и привычек? Когда вы смотрите на своё поведение, на результат события и вас это не удовлетворяет, вы понимаете что так больше не хотите, а хотите по -другому. Тогда: 1. Возникает желание сделать что- то иначе. Но одного желания мало. В какой-то момент вы замечаете, что совершили то же самое действие. 2. На втором этапе важно себя поддержать, отнестись к себе с юмором, сказав себе: " Класс! Я вижу , что я снова это делаю". То есть ни кто -то мне указал на ошибку, а я сама это вижу: - Не хотела шлёпать ребёнка, а снова отшлёпала! Опять шлёпаю! (говорит одна женщина). - И снова закричала. (говорит другая) - И снова разозлилась, не сохранила внутреннего спокойствия. (думает о себе следующая) Здесь важен момент осознанности. Если будете ругать себя, этот событийный круг не разорвёте. Испытайте чувство радости от осознания этого момента, что именно вы это заметили сами. Например, так: "Шлёпаю, но при этом понимаю, что делаю плохо. " 3. На третьем этапе вы уже видите не результат - вы видите себя в процессе. Наблюдение за процессом может звучать, например, так: " Как красиво рука взметнулась в воздух...! И вот уже рука опускается на попу и гладит её. Или так: " Как красиво я сейчас закричу! Какой же у меня бархатный голос ! Какое же у меня выражение лица!" Добавьте лёгкости и радости принятия ситуации и отпустите ситуацию. 4. Далее вы будете отслеживать момент, когда вы только хотите это сделать. Вы будете различать момент "закипания": "Вот ещё чуть-чуть - и я шлёпну... закричу!" Вы будете замечать изменения в теле. Это может выражаться в виде напряжения в горле, жара в лице или чего-то другого. Обращайте внимание на своё тело. Это отличный инструмент, который вам всегда подскажет на уровне ощущений реакцию, где та грань, когда ещё немного - и начнётся. 5. Пауза. Появляется пустота - точка выбора: когда вы можете действовать по-старому, а можете - по-другому. И здесь важно принимать себя в любом случае, разрешить себе иногда поступать "неправильно", когда после этого возникает чувство вины. При этом сказать себе:" Умница -красавица! Всё вижу! Всё понимаю! Сейчас я буду делать по-другом!." Подниматься по этой лестнице овладения навыком помогает чувство удовлетворения, в результате чего появится уважение к себе и тихая спокойная радость. Разве это не стоит того, чтобы к этому стремиться?
8 916 773 54 90 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|