Управление эмоциями как ресурс преодоления экзаменационного стресса

Ссылка на источник: Краева К.В. Управление эмоциями как ресурс преодоления экзаменационного стресса у студентов психологического факультета // Образование, наука, инновации – вклад молодых исследователей: материалы V (XXXVII) Международной научно-практической конференции / Кемеровский госуниверситет. – Кемерово: ООО «ИНТ», 2010. – Вып. 11. – Т.2. С. 264 - 267

Проблема стресса является актуальным предметом исследований различных отраслей научного знания т.к. жизнь и деятельность современного человека связана с интенсивными воздействиями на него неблагоприятных факторов: экологических, социально-экономических, политических, информационных, профессиональных и других. Одним из распространённых видов стресса применительно к учебной деятельности, является экзаменационный стресс. В отечественной и зарубежной науке прослеживается дефицит исследований посвящённых данной проблеме. На наш взгляд, данная проблема заслуживает особого внимания, потому что учащиеся высших учебных заведений проходят особую фазу, стадию социализации - студенческие годы, которая характеризуется определёнными социально-психологическими особенностями и влияет на их дальнейшее развитие.

В психологической науке отсутствует чёткое определение экзаменационного стресса. Проведённый нами анализ литературы позволил выделить три аспекта в понимании феномена экзаменационного стресса: как состояние, как реакция и как процесс. [1, 2, 3]

Экзаменационный стресс – это состояние, при котором индивид воспринимает ситуацию экзамена как угрожающую; состояние организма и психики, возникающее в ответ на ситуацию экзамена, при котором происходит нарушение гомеостатического равновесия.

Экзаменационный стресс – это реакция организма на критическую ситуацию экзамена, ведущая к принятию мер по её устранению или ослаблению; это необходимая составная часть взаимодействия – личность – среда. При экзаменационном стрессе имеют место как биологические, психологические, так и поведенческие реакции, они могут быть положительными или отрицательными. Положительные реакции представляют конструктивные разрешения, преодоление препятствия, мешающего достижению стимула. Эффект достигается путем усиления стремления, направленного на разрешение проблемы. Отрицательные реакции могут вызвать разные формы неконструктивного поведения - агрессию, регрессию, фиксацию, отказ, негативизм.

В своём исследовании мы придерживаемся позиции, что экзаменационный стресс – это процесс, включающий в себя реакции и состояния организма и психики, это последовательная смена состояний, стадий развития стресса; совокупность последовательных действий для преодоления стресса.

Три классические стадии, описанные Г. Селье [4], названные им общим адаптационным синдромом, также можно применить к описанию экзаменационного стресса. Стадия тревоги (стадия вхождения), возникающая при первом появлении стрессора – экзамена, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов, резервов организма, запускаются механизмы саморегуляции. Стадия вхождения, длительностью от месяца до нескольких дней при экзаменационном стрессе возникает при осознании факта предстоящего экзамена. С этого момента запускается механизм тревожного ожидания. На данной стадии информация о факторе поступает в центральную нервную систему, в кору головного мозга происходит процесс оценки ситуации на предмет угрозы собственной личности. Если студент оценивает ситуацию экзамена как угрожающую для себя, активизируется симпатический отдел вегетативной нервной системы, которая выполняет адаптационно-трофическую функцию, приспосабливая органы и ткани к наилучшему выполнению ими видов деятельности. Функционируя в тесном контакте с эндокринной системой, она обеспечивает целостность организма, постоянство его внутренней среды (гомеостаз). Симпатический отдел способствует быстрой мобилизации энергии и адаптации организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.  Если ситуация оценивается как незначительная, то она не приводит ни к каким другим процессам кроме ориентировочной реакции, которая подготавливает организм студента к действиям в новой ситуации.  На психологическом уровне начинается процесс переработки информации, приводящий к адаптивным реакциям индивида. Стадия сопротивления (стадия адаптации), характеризуется сбалансированным расходованием адаптационных резервов на фоне напряжения функциональных систем организма. На стадии истощения происходит нарушение механизмов регуляции, адаптационные резервы существенно уменьшаются, сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать различные функциональные нарушения организма. Данная стадия может наступить после сдачи первого экзамена сессии, эмоциональное напряжение значительно ослабевает, но не опускается до фоновых значений, т.к. студент осознает, что впереди предстоят другие экзамены.

Накануне экзамена большинство студентов начинают испытывать сильное волнение, тревогу, пиковым моментом этого состояния является ситуация, когда студент берёт билет и начинает готовиться, важное значение, позволяющее позитивно справиться с собственными эмоциями принадлежит управлению эмоциями. Известно, что эмоция возникает не автоматически, а в зависимости от особенностей ситуации, в данном случае ситуации экзамена. Применительно к этому эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению как внутренней, так и внешней деятельности, влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов. Известно, что эмоции сопровождают физиологические процессы – тремор рук, дрожание голоса, повышение потливости, повышение АД, ЧСС и т.д., что усиливает волнение студента на экзамене.

Проведённое нами исследование с применением метода семантического дифференциала показало, что студенты (объём выборки 282 чел., студенты 1-5 курсов) воспринимают экзамен как очень значимую, сложную, неприятную ситуацию, с наличием риска, но способствующую самореализации, контролируемую, прогнозируемую, стандартную, в которой важно личное лидерство. Это подтверждает тот факт, что интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Значимость экзамена для студента вызвана тем, что его итоги влияют на социальный статус, его самооценку, материальное положение (стипендия) и на дальнейшие перспективы учебы в ВУЗе.

Среди студентов, которые считают, что ситуация экзамена способствует самореализации – 70,2% (198 человек), в зоне неопределённости – 22% (62 человека), ситуация экзамена препятствует самореализации для 7,8 % студентов (22 человека). Отмечают наличие риска – 165 студентов (58,5%); риск отсутствует для 77 человек (27,3%), группа неопределённости – 40 человек (14,2%). Признают личное лидерство в ситуации экзамена – 51,4% (145 человек); отдают лидерство другому – 11,7% (33 человека); нечто среднее – 36,9% (104 человека).

Нас интересовал вопрос относительно того, умеют ли студенты психологического факультета управлять своими эмоциями. Ведь это умение важно не только для успешной сдачи сессии, но и для практической работы психолога-профессионала т.к. он ежедневно сталкивается с проблемами других людей и потенциально должен справляться с собственными эмоциями без переноса их на клиента.

Методика Н.Холла направленная на измерение степени управления эмоциями, показала следующие результаты, которые отражены на рис.1. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты факультета психологии практически не умеют управлять эмоциями, реагирование на стрессовые ситуации происходит у них не адекватно с потерей контроля над собой в трудных ситуациях. В ситуации экзамена сильные избыточные эмоции не желательны, так как они могут дезорганизовать деятельность студента, тем самым помешать удачной сдаче экзамена.

Мы предположили, что управление эмоциями зависит от возраста студентов, т.к. пятый курс в отличие от первого имеет больше знаний по психологии, в том числе по психологии эмоций, а также больше опыта преодоления экзаменационного стресса. Однако тест Тамхейна не выделил значимых различий между группами, что свидетельствует о том, что данное умение не зависимо от возраста. Студенты пятого курса также с трудом владеют своими эмоциями, как и студенты первого и третьего курсов.

Нас также интересовал вопрос взаимосвязи умения управлять своими эмоциями с  развитием стрессовых состояний у личности и уровнем саморегуляции. Проведённый корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона, показал, что управление эмоциями отрицательно коррелирует с показателями вероятности развития стресса (-,579**), чем выше умение личности управлять своими эмоциями, тем ниже вероятность развития стресса, это даёт нам основание считать управление эмоциями личностным ресурсом преодоления экзаменационного стресса. Кроме этого управление эмоциями коррелирует с уровнем волевой саморегуляции (,4,89**) и общим уровнем саморегуляции (,379**), этот факт не вызывает сомнений, умение управлять эмоциями повышает степень овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

К вопросу о взаимосвязи копинг-стратегий, включающим в себя различные формы активности субъекта с целью разрешения, избегания или смягчения сложной ситуации, со способностью управления эмоциями, получены также значимые корреляционные связи, свидетельствующие, что чем выше способность управлять эмоциями, тем: выше самоконтроль (,192*), выше планирование решения проблемы (,302**), выше положительная переоценка (,205**), ниже бегство-избегание (-,287**). Управление эмоциями не коррелирует с поиском социальной поддержки, это объясняется тем, что социальная структура оказывает человеку помощь через заботу, сопереживание, обеспечение ресурсами, в то время как управление эмоциями происходит внутри самой личности, это ресурс самой личности, носит индивидуальный характер. Также способность управления эмоциями не связана с дистанцированием и конфронтационным копингом.

Проведённый нами анализ проблемы показал, что ситуация экзамена является стрессовой для многих студентов высшей школы, которая воспринимается ими как критическая, влияющая на социальный статус, материаль­ное положение и дальнейшие перспективы учебы в Вузе. В период сессии студенты испытывают сильное волнение, тревогу, напряжение, и важным умением, позволяющим справиться с собственными эмоциями принадлежит умению управлять эмоциями. Эмоции носят комплексный характер, сопровождаются физиологическими, биохимическими и поведенческими проявлениями. Системообразующим компонентом эмоций является процесс оценки личностью ситуации, степени её значимости, опасности, определённости. В зависимости от этой оценки эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению деятельности, влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов. Эмпирические данные показали низкие результаты управления эмоциями у студентов психологического факультета, а также выявили взаимосвязь с копинг-стратегиями и саморегуляцией человека, подтвердили нашу гипотезу о том, что управление эмоциями является ресурсом преодоления экзаменационного стресса у студентов, за счёт которого обеспечивается эффективность деятельности и поддержание оптимального функционального состояния в процессе адаптации в ситуации экзаменов. Управление своими эмоциями помогает личности сохранять психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях, в частности в ситуации экзамена. Студентам необходимо учиться управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление, ведь своей профессиональной деятельности психолог реализует ряд важных функций, среди которых умения саморегуляции, включающие в себя умение управлять своими эмоциями. На наш взгляд в процессе подготовки данных специалистов важным аспектом психологической службы Вуза, и потребностью самого студента должно являться развитие данных умений. 

Литература:

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2006.2. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального со­стояния человека / Л.Г. Дикая. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003.3. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред.Л.Леви. Л.: Медицина, 1970.4. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. – М., 1960.


Просмотров: 379
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Упражнение. Для тех, кто боится экзамена. Как справиться с эмоциями перед событием.
  • Управлять собой, своими эмоциями? Да, хочу, только не НЛП!
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями (начало)
  • Как научиться управлять своими эмоциями?
  • Как управлять своими эмоциями (окончание)
  • Созависимость: я потеряла управление над своими эмоциями.
  • Управление своими эмоциями с помощью карт
  • Хотите ли вы научиться управлять своими эмоциями?
  • Практика EQ. Уровень 1й. Понимание и управление своими эмоциями.
  • История о том, как я перестала заедать, научившись управлять своими эмоциями.
  • Техника МАК «Анализ и управление эмоциями»
  • Возможно ли управлять эмоциями других?
  • Управление эмоциями, состояниями
  • Несправедливо! Как управлять отрицательными эмоциями.
  • Управление Эмоциями
  • Управление эмоциями
  • Как справляться с эмоциями в ситуации хронического заболевания
  • Управление эмоциями. Алгоритм.
  • Как управлять эмоциями в конфликте?
  • Возможно ли управлять эмоциями
  • Возможно ли управлять эмоциями? Как и чем
  • Как управлять своми эмоциями.
  • Управление эмоциями или хочу быть в реальности!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь