|
Шоковая травма, Франкл и хоккуАвтор статьи: Кислюк Максим Васильевич
В начале ноября мне удалось поучаствовать в конференции, посвящённой памяти Ф. Е. Василюка. На конференции было много интересных докладов и демонстраций, но мне сегодня хочется написать по поводу лишь одного из мастер-классов, на котором обсуждалась работа с шоковой травмой. Мастер-класс проводился Яблонской Светланой Борисовной. Прежде всего, хотелось бы "на пальцах" объяснить, что такое "шоковая травма". Речь здесь идёт о недавно произошедшем событии, нанёсшем тяжёлый вред психологическому и эмоциональному состоянию человека. Это может быть изнасилование, пытка, теракт, авария, убийство родственника и т.д. Для меня осталось не совсем ясным, относится ли понятие шоковой травмы лишь к ситуациям, когда вредное воздействие оказывалось людьми, или сюда можно отнести, например, и техногенные, и природные катастрофы. Но автор доклада фокусировалась именно на воздействиях, оказанных людьми, поэтому буду придерживаться этого направления. Что важно при работе с шоковой травмой? В работе с шоковой травмой важно понимать, что пострадавшим зачастую может быть даже более важно иметь доступ к помощи врача или юриста. Задача психолога заключается в том, чтобы сделать произошедшее возможным для обсуждения и вынесения вовне. Часто произошедшие события так тяжелы, что рассказ может не сопровождаться глубокими эмоциями. Не стоит пытаться вызвать эти эмоции у пострадавшего, углублять их. Психика амортизирует удар, и надо ей позволить это делать. Для начала важно просто установить факты произошедшего (эти факты будут важны в том числе в работе с юристами и врачами). Следующим важным моментом является работа с доверием. Если человек пострадал от рук других людей, то это существенным образом подрывает его доверие. Задача психолога - укрепить оставшееся доверие, показать, что есть люди, которые на стороне пострадавшего, которые хотят ему помочь. Хорошо подходит фраза: "Общество (люди) нанесли Вам вред, и несправедливо, чтобы Вы теперь восстанавливались в одиночку". Важно обращать внимание на используемые слова и выражения. Одним из основных переживаний пострадавшего является "беспомощность". С ним произошло что-то, что он не выбирал. Он является пострадавшим. Слово "жертва" загоняет в угол и не оставляет выхода. На самом деле человек никогда не является жертвой (просто объектом) того, что с ним происходило. Всегда есть то, что привносит в ситуацию сам человек. Он может кричать, выражая этим свой протест, может не сопротивляться, чтобы сохранить себе жизнь, может подбадривать в этой тяжёлой ситуации других. Зачастую такие "мелочи" ускользают от нашего внимания после событий, и важно возвращать к ним. Человек попал в тяжелейшие условия, но даже в них он оставался верным своим ценностям (свободы воли, ценности своей жизни, ценности жизни других и т.д.) Как выглядит жизнь человека, пережившего такую травму? Совершенно ясно она переживается как "жизнь до", "это", "жизнь после". Травмирующие события меняют жизнь, и необходимо понимать, что после них невозможно вернуться к прошлой жизни так, как будто ничего и не было. "Это" произошло, и "это" бросает человеку вызов. В ситуации тяжелейших событий как никогда прежде становится актуальным Франкловский поворот: "Не я вопрошаю у жизни, за что мне это, а жизнь спрашивает меня, что я смогу с этим сделать". И это обращает наше внимание на то, что за каждым травмирующим событием находится огромный потенциал посттравматического роста. И важно об этом помнить. Перед психологом в настоящий момент находится не жертва, а человек, переживший (фактически) и находящийся в процессе переживания (чувствами) и осмысления таких событий, которых нет у многих из нас с Вами. Перед нами тот, кому уже сейчас есть чему научить нас, но сейчас нам надо побыть рядом, чтобы он справился с этим. Как писал Франкл (а уж он то знает, о чём говорит): "Страдание делает человека ясновидящим и мир прозрачным". А закончить данную статью мне хочется одним хокку, которым поделилась с нами Светлана. Данное хокку написано одним из великих авторов после смерти его маленького сына. Исса Наша жизнь – росинка. И ещё одно, сочинённое мной в рамках задания на мастер-классе. Молодой ясень - сломан ветром.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|