Шоковая травма, Франкл и хокку

В начале ноября мне удалось поучаствовать в конференции, посвящённой памяти Ф. Е. Василюка. На конференции было много интересных докладов и демонстраций, но мне сегодня хочется написать по поводу лишь одного из мастер-классов, на котором обсуждалась работа с шоковой травмой. Мастер-класс проводился Яблонской Светланой Борисовной.

Прежде всего, хотелось бы "на пальцах" объяснить, что такое "шоковая травма". Речь здесь идёт о недавно произошедшем событии, нанёсшем тяжёлый вред психологическому и эмоциональному состоянию человека. Это может быть изнасилование, пытка, теракт, авария, убийство родственника и т.д.

Для меня осталось не совсем ясным, относится ли понятие шоковой травмы лишь к ситуациям, когда вредное воздействие оказывалось людьми, или сюда можно отнести, например, и техногенные, и природные катастрофы. Но автор доклада фокусировалась именно на воздействиях, оказанных людьми, поэтому буду придерживаться этого направления.

Что важно при работе с шоковой травмой?

В работе с шоковой травмой важно понимать, что пострадавшим зачастую может быть даже более важно иметь доступ к помощи врача или юриста. Задача психолога заключается в том, чтобы сделать произошедшее возможным для обсуждения и вынесения вовне. Часто произошедшие события так тяжелы, что рассказ может не сопровождаться глубокими эмоциями. Не стоит пытаться вызвать эти эмоции у пострадавшего, углублять их. Психика амортизирует удар, и надо ей позволить это делать. Для начала важно просто установить факты произошедшего (эти факты будут важны в том числе в работе с юристами и врачами).

Следующим важным моментом является работа с доверием. Если человек пострадал от рук других людей, то это существенным образом подрывает его доверие. Задача психолога - укрепить оставшееся доверие, показать, что есть люди, которые на стороне пострадавшего, которые хотят ему помочь. Хорошо подходит фраза: "Общество (люди) нанесли Вам вред, и несправедливо, чтобы Вы теперь восстанавливались в одиночку".

Важно обращать внимание на используемые слова и выражения. Одним из основных переживаний пострадавшего является "беспомощность". С ним произошло что-то, что он не выбирал. Он является пострадавшим. Слово "жертва" загоняет в угол и не оставляет выхода. На самом деле человек никогда не является жертвой (просто объектом) того, что с ним происходило. Всегда есть то, что привносит в ситуацию сам человек. Он может кричать, выражая этим свой протест, может не сопротивляться, чтобы сохранить себе жизнь, может подбадривать в этой тяжёлой ситуации других. Зачастую такие "мелочи" ускользают от нашего внимания после событий, и важно возвращать к ним. Человек попал в тяжелейшие условия, но даже в них он оставался верным своим ценностям (свободы воли, ценности своей жизни, ценности жизни других и т.д.)

Как выглядит жизнь человека, пережившего такую травму? Совершенно ясно она переживается как "жизнь до", "это", "жизнь после". Травмирующие события меняют жизнь, и необходимо понимать, что после них невозможно вернуться к прошлой жизни так, как будто ничего и не было. "Это" произошло, и "это" бросает человеку вызов. В ситуации тяжелейших событий как никогда прежде становится актуальным Франкловский поворот: "Не я вопрошаю у жизни, за что мне это, а жизнь спрашивает меня, что я смогу с этим сделать". И это обращает наше внимание на то, что за каждым травмирующим событием находится огромный потенциал посттравматического роста. И важно об этом помнить. Перед психологом в настоящий момент находится не жертва, а человек, переживший (фактически) и находящийся в процессе переживания (чувствами) и осмысления таких событий, которых нет у многих из нас с Вами. Перед нами тот, кому уже сейчас есть чему научить нас, но сейчас нам надо побыть рядом, чтобы он справился с этим.

Как писал Франкл (а уж он то знает, о чём говорит): "Страдание делает человека ясновидящим и мир прозрачным".

А закончить данную статью мне хочется одним хокку, которым поделилась с нами Светлана. Данное хокку написано одним из великих авторов после смерти его маленького сына.

Исса

Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и всё же…

И ещё одно, сочинённое мной в рамках задания на мастер-классе.

Молодой ясень - сломан ветром.
Старый дуб - сгнил.
И всё же…

 

Шоковая травма Франкл и хокку



Просмотров: 455
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Травма. Жизнь "до" и "после".
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Жизнь "до" развода и "после"
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • "Надо сбросить 10 кг, чтобы наладить личную жизнь"...
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь