Просто о сложном: «Невидимая трансформация или Физиологическое обоснование психотерапии».

 

Приходя в кабинет к психологу, клиент, главным образом, говорит. Т. о. в процессе говорения в работу включаются речевые центры коры головного мозга и активно работает память (клиент «припоминает» те или иные события и проговаривает их).

То есть работает нервная система.

Учение о высшей нервной деятельности разработал Иван Петрович Павлов.

Всем знакомо выражение «собака Павлова». Откуда такая связка? Свои опыты Павлов проводил на собаках, которым, кстати, за заслуги перед наукой установили памятник.

В основе учения Павлова лежит понятие рефлекс. Самое простое определение рефлекса звучит так: РЕФЛЕКС (лат. reflexus - обратное движение, отражение) - реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.

Кстати, в психологии существует понятие, которое очень близко по звучанию к понятию «рефлекс» и как бы вытекает из него: РЕФЛЕКСИЯ - (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. 

Но в отличие от рефлекса, которым в зачаточном его виде (раздражимость) обладают даже одноклеточные, рефлексией обладает только человек. Т. е. он может отражать реальность и критически ее осмыслять.

Но надо отметить, что речь идет о зрелом человеке, а не о ребенке, который в большей степени реагирует посредством рефлексов и в этом смысле занимает промежуточное положение между животными и Homo sapiens.

Интересно, что человек сам вышел из царства Животные, но он хоть и подобен, но не равен своим «собратьям» и это неравенство выражается в способности к рефлексии и речи, которая есть уникальное свойство человека.

Благодаря этим исследованиям (а изучал Павлов отделение пищеварительных соков у собак) ученый пришел к выводу о существовании двух типов рефлексов – безусловного (он является врожденным) и условного (формируется в течение жизни).

«Собаки Павлова» прекрасная иллюстрация того, как в головном мозге формируются нейронные связи.

Если мы возьмем обычный школьный учебник, то найдем там замечательные картинки, которые показывают, как в мозге возникают связи, которые представляют собой основу условного рефлекса (привожу ниже).

 Просто о сложном  Невидимая трансформация или Физиологическое обоснование психотерапии

 

Что показывают эти иллюстрации? Они показывают, как формируется условный рефлекс.

А Собаку кормят, рецепторы языка раздражаются, в работу включается слюнная железа (происходит выделение слюны) которое запускается центром в продолговатом мозге и контролируется вышележащими отделами в коре головного мозга (П).

Затем вводят условный раздражитель – лампочку (Б) и, если это проделывают неоднократно, совмещая с кормлением (В) возникает связь между зрительным центром и пищевым (на рис. Г показано, что собаку не кормят, а слюна выделяется как ответ на лампочку, т. к. между центрами Л и П возникла связь.

Так формируется условный рефлекс.

С человеком по мере его становления происходят те же процессы. И зачастую вместе с культурными формами поведения растущий ребенок в придачу получает «сорняки» в виде тех реакций, которые омрачают в дальнейшем его жизнь.

И часто такие люди в поисках причин проходят толпы докторов, пытаясь лечить тело, которое сигналит в виде симптома «Что-то не то!!!». Такие проявления называют психосоматическими.

Но, как известно, сорняки надо рвать с корнем, а значит устранять не симптом, а причину.

Что же делает психолог? Он освобождает клиента от этих «сорняков». Назовите, как хотите, хоть прополка, хоть выкорчевка.

С физиологической точки зрения специалист разрывает связи между безусловной реакцией и условным раздражителем. Дело в том, что условные рефлексы могут угасать, если не получают подкрепления. И это радостная новость для каждого клиента!

Связь, которая возникла и мешает жить не навсегда. Если перестать собаку кормить при включенной лампочке, то и слюноотделение как реакция на лампочку со временем прекратиться.

Иногда, такой лампочкой может стать человек из ближнего окружения. И его многократно произнесенные слова или действия провоцируют образование такой временной связи. Такой человек или те события или другие люди, его напоминающие становятся лампочкой, вызывающий определенную ответную реакцию, т. е. рефлекс.

Есть люди, которым достаточно прекратить общение с «раздражителем» или уехать, например, в другой город, но, увы, если воздействие было длительным и связь уже сформировалась, то устранившись от раздражителя физически, эмоционально оторваться не удается.

Чаще всего мы знаем в себе особенные реакции и иногда даже ждем в определенной ситуации, что «вот, сейчас я покраснею» или «вспотеют ладошки», но не догадываемся о том, откуда они возникли.

Так, например, человек испытывает волнение при публичных выступлениях, а причина в том, что в детстве он неоднократно оказываясь «на виду» подвергался осуждению кого-то из родителей или над ним неудачно подшутили приятели. Возникла связь между большим скоплением народа и ощущением унижения - стыд.

Человек вырос и давно забыл (память) об этом, а реакция осталась. Или, если в семье на ребенка кричат, у него возникает связь между звуковым раздражителем и вниманием, и пока не крикнешь, реакции не дождешься.

Эти нездоровые рефлекторные реакции возникают у детей в семьях, где ими злоупотребили родители. Между родителем и ребенком формируется эмоциональная связь, которая и вырастает в эмоциональную зависимость.

Припоминая и проговаривая значимые эпизоды жизни в кабинете психолога, клиент буквально распутывает клубок связей, освобождаясь от рефлекторных реакций и вырастая до осознанной рефлексии.

Психолог, становится путеводной звездой на пути становления Homo sapiens, помогая человеку, вырасти из «детских штанишек».



Т. о. осознав свои реакции, поняв их причины, клиент обретает способность ясно мыслить и контролировать свои реакции.

P. S. Ребенок зависим от своих родителей в том числе эмоционально, но взрослый может выбирать кем быть – дрессированной собакой или Homo sapiens!
 НЕ ОТВЕЧАЙТЕ ПРИВЫЧКЕ ИЛИ «ОБИДЧИКУ» ВЗАИМНОСТЬЮ, РАЗОРВИТЕ ПОРОЧНУЮ СВЯЗЬ!))


Просмотров: 241
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что нужно знать, если вы пережили теракт или катастрофу.Нормальные реакции на ненормальные события
  • Мужчины, спасибо за то, что вы есть! или Эмоциональная связь детей со своими папами - 2
  • Мужчины, спасибо за то, что вы есть! или Эмоциональная связь детей со своими папами на начальном этапе.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Эй, ты!» или о том, как не стоит давать обратную связь!
  • Стыд. Вина. Связь с другими или связь с собой
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Секс и еда - есть ли между ними связь?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Есть ли связь между психологическими проблемами и лишним весом?
  • Любовь, дружба между парнем и девушкой... Есть ли связь?
  • Есть ли связь между сексуальными извращениями (перверсиями) и депрессией?
  • Женственность и запрет на подарки отца. Есть ли между ними связь?
  • Перинатальное воспитание, эмоциональная связь между матерью и ребенком.
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Связь между временем и счастьем.
  • Трудовой рефлекс или как приучить себя работать
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Злой Колдун и его слуга. Тягостная связь или крепкая опора?
  • Судьба Юнга и его учение: есть ли связь?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Мы - это те связи, которые есть в нашем мозге
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь