«Кликовое» восприятие-особенность современных детей пользующихся гаджетами.

Кликовое восприятие особенность современных детей пользующихся гаджетами

Под «кликовым» восприятием, я понимаю особенность усвоения информации только той, что яркая и эмоционально окрашенная. Долгий, нудный текст без картинок не вызывает интереса и не дочитывается до конца. Образы, возникающие в уме от получения информации не формируются сами, а «впитываются» уже готовые, предоставленные иллюстрированным материалом, поэтому не формируются, не созревают, те отделы мозга, которые отвечают за построение внутренних образов.

Современные дети уже начиная с двухлетнего возраста пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Сначала для игры, потом в школе для учебы, многие школьные предметы используют электронные учебники и другие мультимедийные инструменты для того, чтобы материал стал более красочным, увлекательным, информативным. Даже обычные бумажные учебники значительно отличаются от советских. Вспомните, взрослые, пожалуйста, учебник физики или химии из вашей школьной жизни. Много ли там было цветных картинок?  А сейчас? Учебники пестрят ламинированными картинками. Появились в школах и интерактивные доски с выходом в интернет на сайты с учебными ресурсами в виде игр, познавательных иллюстрированных программ и т.п., дети учатся на планшетах. Мультимедийные способы подачи материала наступают на учебный процесс. Все направлено на повышение познавательной мотивации ученика.

К чему же это приводит в плане таких психических процессов у детей как восприятие, усвоение материала и учебно-познавательной мотивации? Прежде чем говорить, что все плохо, может разобраться в вопросе?

Я участвовала в проведении научно-исследовательской работы со школьниками 7-х классов, поэтому могу ссылаться сама на себя и донести до вас результаты в понятной, популярной форме.

Прежде всего, давайте определимся с понимание того, что же нас интересует. В плане усвоения школьной программы родитель и учитель хочет, чтобы у школьника была высокая мотивация к учению, иначе говоря учебно-познавательная мотивация. Она происходит от естественной познавательной мотивации у ребенка. Когда рождается малыш, у него есть очень сильная мотивация исследовать и познавать этот мир, иначе ему просто не выжить и не развиться. К 7-ми годам, когда созревают необходимые структуры мозга, эта познавательная мотивация переходит в учебно-познавательную, т.е. теперь ребенок познает Мир через учение. Этот процесс активный со стороны ребенка и требует  от него усилия, внимание и время.

Мотивация в этом вопросе делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя – это то, что движет ребенком изнутри, внешняя соответственно- это стимул от родителей и учителей. И то и другое имеет место в учебном процессе, но для эффективного обучения в дальнейшем лучше, чтобы развивалась внутренняя мотивация. Остановимся на ней. Внутренняя, если коротко и попроще, может быть двух видов -эмоциональная и волевая. Эмоциональная, это когда -нравится и делаю. Волевая, это когда- понимаю смысл и пользу для меня и делаю. Эмоциональная развивается легко, тем более что, ребенок до 7-ми лет уже довольно эмоционально развит, и поэтому эта сторона обучения проходит хорошо. Что касается волевой, то структуры мозга, отвечающие за это действие, формируются до 21 года, т.е. все время обучения в школе и ВУЗе происходит развитие способности человека самого себя мотивировать на совершение осмысленных для него действий. Сначала школьник учится потому, что так надо, так все делают, потом в подростковом возрасте годам к 16-ти происходит осознание, нужно ли это ему и в какой форме, и заканчивается с выходом во взрослую жизнь уже со сформированными навыками саморегуляции, в том числе по  поводу учения. Это в идеале. Жизнь накладывает коррективы в виде родительского влияния и инструментария обучения.

Наши исследования показали, что обучение использующее мультимедийные инструменты (видео, игры, интерактивные взаимодействия) повышают эмоциональную мотивацию к учению, но снижают волевую. Действительно, зачем развивать в себе навыки усвоения информации, если она прямиком в красивом виде «залетает» в голову. Вопрос неоднозначный. Получается в краткосрочном периоде мы повышаем мотивацию, а в долгосрочном понижаем. Ребенок не учится учиться.

Как все в этой жизни, не призываю оценивать негативно и однозначно. Если мы теперь знаем влияние гаджетов, значит нужно направить наши силы не на сами гаджеты, а на негативное влияние их на восприятие наших детей. Заниматься с детьми по укреплению волевой внутренней мотивации к учению.



Просмотров: 301
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Чтобы начало обучения в школе не стало эмоционально травмирующим событием.
  • Мечта – это самая сильная внутренняя мотивация.
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Внутренняя мотивация юного спортсмена. Откуда берется и как развивать?
  • Нематериальная мотивация - главный источник мотивации сотрудников
  • Зачем нужна внутренняя мотивация и как ее обрести?
  • Значение факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростков
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Мотивация детей, или что слышат дети.
  • Как формируется внутренняя мотивация в детстве?
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обучения
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Если ребенок не хочет учится... вдохновенье от учебы
  • "Инструкция по мотивации, или почему тебе на самом деле не нужна никакая мотивация".
  • Если пришло время делать выбор - сделай правильный! Мотивация клиентам и коллегам.
  • Ресурсы и мотивации. На что опираться для лучшего обучения
  • Мотивация родителей детей, занимающихся каратэ
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Когда мотивация падает...
  • Если б было нужно – я бы горы свернул!... О мотивации к изменениям
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Мотивация или зачем все это нужно
  • 10 советов по организации обучения гиперактивных детей в школе
  • Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе Ярославля
  • Когда партнер не готов к тебе: мотивация, регресс или?
  • Нематериальная мотивация. Когда комплимент заменяет премию.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь