|
«Кликовое» восприятие-особенность современных детей пользующихся гаджетами.Автор статьи: Ягудина Ольга Петровна
Под «кликовым» восприятием, я понимаю особенность усвоения информации только той, что яркая и эмоционально окрашенная. Долгий, нудный текст без картинок не вызывает интереса и не дочитывается до конца. Образы, возникающие в уме от получения информации не формируются сами, а «впитываются» уже готовые, предоставленные иллюстрированным материалом, поэтому не формируются, не созревают, те отделы мозга, которые отвечают за построение внутренних образов. Современные дети уже начиная с двухлетнего возраста пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Сначала для игры, потом в школе для учебы, многие школьные предметы используют электронные учебники и другие мультимедийные инструменты для того, чтобы материал стал более красочным, увлекательным, информативным. Даже обычные бумажные учебники значительно отличаются от советских. Вспомните, взрослые, пожалуйста, учебник физики или химии из вашей школьной жизни. Много ли там было цветных картинок? А сейчас? Учебники пестрят ламинированными картинками. Появились в школах и интерактивные доски с выходом в интернет на сайты с учебными ресурсами в виде игр, познавательных иллюстрированных программ и т.п., дети учатся на планшетах. Мультимедийные способы подачи материала наступают на учебный процесс. Все направлено на повышение познавательной мотивации ученика. К чему же это приводит в плане таких психических процессов у детей как восприятие, усвоение материала и учебно-познавательной мотивации? Прежде чем говорить, что все плохо, может разобраться в вопросе? Я участвовала в проведении научно-исследовательской работы со школьниками 7-х классов, поэтому могу ссылаться сама на себя и донести до вас результаты в понятной, популярной форме. Прежде всего, давайте определимся с понимание того, что же нас интересует. В плане усвоения школьной программы родитель и учитель хочет, чтобы у школьника была высокая мотивация к учению, иначе говоря учебно-познавательная мотивация. Она происходит от естественной познавательной мотивации у ребенка. Когда рождается малыш, у него есть очень сильная мотивация исследовать и познавать этот мир, иначе ему просто не выжить и не развиться. К 7-ми годам, когда созревают необходимые структуры мозга, эта познавательная мотивация переходит в учебно-познавательную, т.е. теперь ребенок познает Мир через учение. Этот процесс активный со стороны ребенка и требует от него усилия, внимание и время. Мотивация в этом вопросе делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя – это то, что движет ребенком изнутри, внешняя соответственно- это стимул от родителей и учителей. И то и другое имеет место в учебном процессе, но для эффективного обучения в дальнейшем лучше, чтобы развивалась внутренняя мотивация. Остановимся на ней. Внутренняя, если коротко и попроще, может быть двух видов -эмоциональная и волевая. Эмоциональная, это когда -нравится и делаю. Волевая, это когда- понимаю смысл и пользу для меня и делаю. Эмоциональная развивается легко, тем более что, ребенок до 7-ми лет уже довольно эмоционально развит, и поэтому эта сторона обучения проходит хорошо. Что касается волевой, то структуры мозга, отвечающие за это действие, формируются до 21 года, т.е. все время обучения в школе и ВУЗе происходит развитие способности человека самого себя мотивировать на совершение осмысленных для него действий. Сначала школьник учится потому, что так надо, так все делают, потом в подростковом возрасте годам к 16-ти происходит осознание, нужно ли это ему и в какой форме, и заканчивается с выходом во взрослую жизнь уже со сформированными навыками саморегуляции, в том числе по поводу учения. Это в идеале. Жизнь накладывает коррективы в виде родительского влияния и инструментария обучения. Наши исследования показали, что обучение использующее мультимедийные инструменты (видео, игры, интерактивные взаимодействия) повышают эмоциональную мотивацию к учению, но снижают волевую. Действительно, зачем развивать в себе навыки усвоения информации, если она прямиком в красивом виде «залетает» в голову. Вопрос неоднозначный. Получается в краткосрочном периоде мы повышаем мотивацию, а в долгосрочном понижаем. Ребенок не учится учиться. Как все в этой жизни, не призываю оценивать негативно и однозначно. Если мы теперь знаем влияние гаджетов, значит нужно направить наши силы не на сами гаджеты, а на негативное влияние их на восприятие наших детей. Заниматься с детьми по укреплению волевой внутренней мотивации к учению. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|