Стиль воспитания у каждого родителя свой. Кто-то выбирает его осознанно, кто-то следует интуиции, кто-то вообще не задумывается об этом. Но наступает подростковый возраст и становится ясно, эффективен был ли ранее выбранный стиль воспитания и не нанес ли он ребенку вреда.
Подростковый возраст, когда ребенок выходит из подчинения как в ясном зеркале отражает насколько сохранными оставались отношения при выбранном стиле воспитания.
Предлагаю рассмотреть что происходит с отношениями при авторитетном и при авторитарном стилях воспитания.
Авторитарный: принцип -родитель всегда прав. Малейшее неповиновение жестко пресекается. Все действия ребенка спланированы родителем (для его же блага). Контроль и строгая оценка всех поступков ребенка. Результат- ребенок послушен, исполнителен, предсказуем. В семье тишина и спокойствие. Внутреннее напряжение и несогласие с ситуацией растет вместе с ребенком и вырывается наконец на свободу в подростковом возрасте. Чем сильнее было давление и контроль тем сильнее будет конфликт. Родитель не понимает что происходит. Все было хорошо, такой послушный правильный мальчик превратился в ожесточенного чужого человека. Рычагов управления у родителя уже нет. Если это случилось, значит было место авторитетного управления, когда мнение ребенка не учитывалось, к его чувствам не прислушивались, договариваться, сознательно уступать и аргументировать свою позицию его не учили. И родитель не умеет и ребенок. Тем сложнее будет в подростковом возрасте этому учиться, причем обоим при сильном дефиците позитивного общения. Учиться общаться и договариваться.
Авторитетный, это когда родитель имеет авторитет не силой, а уважением и признанием лидерства со стороны ребенка. Разногласия решаются спором и договором. Мнение ребенка учитывается, но его пожелания могут и не исполняться, если это противоречит установкам родителя или семьи. Соблюдается паритет между желаниями всех членов семьи даже самых маленьких. Имеется уважительное отношение к потребностям ребенка, но без потворствования. Результат- ребенок выполняет только, то в чем видит смысл, в том числе этот смысл может быть в сознательном подчинении взрослому. В подростковом возрасте возникнет меньше конфликтов, родители и ребенок уже научились договариваться и общаться, им нужно только перейти на уровень общения двух теперь уже взрослых людей.
Самое интересное, что родитель всегда является авторитетом для ребенка даже для подростка. По определению родитель старше, умнее и опытнее. Но часто, родители пугаются слишком резких провокаций со стороны ребенка и впадают в сомнение по поводу своего авторитета. Дети провоцируют и испытывают на прочность родительский авторитет постоянно. Они растут и это нормально. В помощь родителю мантра: «я все равно авторитет для ребенка, чтобы он или я по этому поводу не думал и как бы это не казалось». Если ее повторять, то через некоторое время все нападки подростка будут казаться смешными (проверено на собственном опыте). Сложно постоянно искать выходы из ситуации не прибегая к силе и давлению, но именно путь постоянного поиска конструктивного решения приводит к развитию как ребенка, так и взрослого.