|
Конфликты в школе или зачем нужны Школьные службы примиренияАвтор статьи: Александра Игоревна Пикаревская
В последнее время конфликты в школьной среде участились. Здесь присутствуют конфликты между всеми участниками образовательного процесса: ученики, их родители, педагогический состав школы, администрация школы… Список можно продолжать между кем и кем происходят конфликты. При этом поле боя – школа. Причины разнообразны. Количество участников и их положение в данной структуре разнообразны. В данном случае возникла необходимость мирного урегулирования конфликтов и дальнейшего сосуществования после конфликта (ведь не всегда есть возможность перевести ребенка из школы в школу, или из класса в класс). С данной целью были созданы Школьные службы примирения (ШСП). И в большинстве случаев данные службы созданы только на бумаге в подавляющем большинстве случаев, а до реальной практики дело не доходит. И о том самом мирном их разрешении речи не идет. И отчеты составляются только для бумаги. И конфликты разрешаются по-прежнему только административным путем, выступая карательным органом. И получаются дети без вины виноватые. В данном случае возникает необходимость обозначить, что же такое Школьная служба примирения (ШСП), каковы ее цели, задачи. Для начала немного истории. Центр «Судебно-правовая реформа» с 2000 года инициирует создание в России школьных служб примирения в качестве российской модели школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях). Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в московской школе № 464, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. В книге А.Ю. Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство» встречаем:
Итак, школьная служба примирения – это служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. Куратором ШСП может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в школе конфликтах. Задача куратора – организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах. Над разрешением конфликтов в качестве посредника, могут работать как специалисты (кураторы ШСП), так и дети-подростки. При этом необходимо учитывать, что подростки НЕ могут выступать посредниками в конфликтах, в которых задействованы взрослые, например, учителя, родители, администрация школы. Данные конфликты берут на себя кураторы ШСП. Подростки, задействованные в работе ШСП, могут участвовать в качестве посредников у своих сверстников или более младших ребят. При этом допустимо, что будут над одним случаем работать двое медиаторов одновременно (комедиаторы). О наборе подростков в ШСП поговорим в следующей статье. Исходя из основной цели, представленной А.Ю. Коноваловым, можно отметить другие цели службы примирения:
Задачами службы примирения являются:
Концепция Службы примирения: Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Идея школьной службы примирения, разрабатываемая общественным центром «Судебно-правовая реформа», базируется на стандартах восстановительной медиации, принятых в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, и соответствующем этим стандартам порядке работы медиатора. На этой основе разработана модель школьной службы примирения, описанию которой посвящено немало публикаций. Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора или посредника) разрешают конфликт. Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса. Медиация носит конфиденциальный характер. В книге А.Ю. Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство» выделены особенности службы примирения в системе образования, отмечена деятельность служб примирения, основные принципы восстановительной медиации, описание восстановительных программ и др. Также представлена документация: примирительный договор; примерный договор о сотрудничестве между территориальной и школьной службами примирения; положение о школьной службе примирения; примерное положение о территориальной службе примирения в системе образования (ресурсном центре примирения); регистрационная карточка. В книге Е.В. Гребенкина «Школьная конфликтология для педагогов и родителей» можно увидеть характеристику конфликтов, так и главу посвященную профилактике и урегулированию конфликтов в школе. Помимо этого можно увидеть тренинг для школьников, вариант отчета медиатора и примирительный договор. При этом форма документации несколько отличается от представленной Коноваловым. Также можно встретить книгу «Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые занятия», автор-составитель которой О.А. Уварова. В данной книге представлена система внеурочной деятельности по подготовке медиаторов в 5-9 классах. В книге А.Я. Кибанова «Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и страссами: учебно-практическое пособие» рассмотрены организационные конфликты, в том числе решение трудовых споров с участием третьей стороны. На сайте Школьные службы примирения можно найти разнообразную информацию, связанную с ШСП. Удачного Вам разрешения конфликтов и благоприятных отношений после.
Если статья Вам понравилась, то говорите сердечное "спасибо" и воспользуйтесь возможностью поделиться ею в социальных сетях. Благодарю за комментарии, которым очень рада. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|