Конфликты в школе или зачем нужны Школьные службы примирения

В последнее время конфликты в школьной среде участились. Здесь присутствуют конфликты между всеми участниками образовательного процесса: ученики, их родители, педагогический состав школы, администрация школы… Список можно продолжать между кем и кем происходят конфликты. При этом поле боя – школа. Причины разнообразны. Количество участников и их положение в данной структуре разнообразны.

В данном случае возникла необходимость мирного урегулирования конфликтов и дальнейшего сосуществования после конфликта (ведь не всегда есть возможность перевести ребенка из школы в школу, или из класса в класс). С данной целью были созданы Школьные службы примирения (ШСП). И в большинстве случаев данные службы созданы только на бумаге в подавляющем большинстве случаев, а до реальной практики дело не доходит. И о том самом мирном их разрешении речи не идет. И отчеты составляются только для бумаги. И конфликты разрешаются по-прежнему только административным путем, выступая карательным органом. И получаются дети без вины виноватые.

В данном случае возникает необходимость обозначить, что же такое Школьная служба примирения (ШСП), каковы ее цели, задачи.

Для начала немного истории. Центр «Судебно-правовая реформа» с 2000 года инициирует создание в России школьных служб примирения в качестве российской модели школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях). Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в московской школе № 464, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России.

В книге А.Ю. Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство» встречаем:

Цель службы – способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции. Для ее осуществления работает команда взрослых и школьников разных классов.

Итак, школьная служба примирения – это служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. Куратором ШСП может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в школе конфликтах. Задача куратора – организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах.

Над разрешением конфликтов в качестве посредника, могут работать как специалисты (кураторы ШСП), так и дети-подростки. При этом необходимо учитывать, что подростки НЕ могут выступать посредниками в конфликтах, в которых задействованы взрослые, например, учителя, родители, администрация школы. Данные конфликты берут на себя кураторы ШСП. Подростки, задействованные в работе ШСП, могут участвовать в качестве посредников у своих сверстников или более младших ребят. При этом допустимо, что будут над одним случаем работать двое медиаторов одновременно (комедиаторы). О наборе подростков в ШСП поговорим в следующей статье.

Исходя из основной цели, представленной А.Ю. Коноваловым, можно отметить другие цели службы примирения:

  1. распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
  2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
  3. организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

Задачами службы примирения являются:

  1. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
  2. обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
  3. организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

Концепция Службы примирения: Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

Идея школьной службы примирения, разрабатываемая общественным центром «Судебно-правовая реформа», базируется на стандартах восстановительной медиации, принятых в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, и соответствующем этим стандартам порядке работы медиатора. На этой основе разработана модель школьной службы примирения, описанию которой посвящено немало публикаций.

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора или посредника) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

Медиация носит конфиденциальный характер.

В книге А.Ю. Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство» выделены особенности службы примирения в системе образования, отмечена деятельность служб примирения, основные принципы восстановительной медиации, описание восстановительных программ и др. Также представлена документация: примирительный договор; примерный договор о сотрудничестве между территориальной и школьной службами примирения; положение о школьной службе примирения; примерное положение о территориальной службе примирения в системе образования (ресурсном центре примирения); регистрационная карточка.

В книге Е.В. Гребенкина «Школьная конфликтология для педагогов и родителей» можно увидеть характеристику конфликтов, так и главу посвященную профилактике и урегулированию конфликтов в школе. Помимо этого можно увидеть тренинг для школьников, вариант отчета медиатора и примирительный договор. При этом форма документации несколько отличается от представленной Коноваловым.

Также можно встретить книгу «Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые занятия», автор-составитель которой О.А. Уварова. В данной книге представлена система внеурочной деятельности по подготовке медиаторов в 5-9 классах.

В книге А.Я. Кибанова «Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и страссами: учебно-практическое пособие» рассмотрены организационные конфликты, в том числе решение трудовых споров с участием третьей стороны.

На сайте Школьные службы примирения можно найти разнообразную информацию, связанную с ШСП.

Удачного Вам разрешения конфликтов и благоприятных отношений после.

 

Если статья Вам понравилась, то говорите сердечное "спасибо" и воспользуйтесь возможностью поделиться ею в социальных сетях.

Благодарю за комментарии, которым очень рада.



Просмотров: 566
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Первые результаты Службы примирения (медиации) школы
  • Набор подростков в Школьные службы примирения
  • Становление и развитие Службы Примирения в школе.
  • Модель организации службы примирения в школе для детей с ОВЗ
  • Медиация в школьной службе примирения.
  • Листок событий. Заседания службы примирения. Начало...
  • Школьная Служба примирения как технология
  • Школьная служба примирения средствами арт-терапии
  • Служба Примирения школы. Первое посвящение в Вежливые люди.
  • Служба Примирения в школе. Пример из практики.
  • Служба примирения в формате дианализа: теория и практика. Краткая презентация Дианализа.
  • Участники Службы медиации в школьном сообществе
  • Война и мир. Универсальные принципы примирения.
  • Обида на родителей: путь примирения
  • Неудачные попытки примирения
  • Неудачные попытки примирения
  • Как помириться с мужем? 4 идеи для примирения
  • Муж вернулся в семью: ошибки примирения.
  • Как правильно просить прощения, чтобы добиться примирения
  • Заседание Службы медиации. Загляни на огонек.
  • Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Вопросы школьной медиации. Предлагаем решение.
  • Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения в школе
  • Медиация конфликтов в начальной школе
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Подросток и Служба медиации.
  • Роль отцовского комплекса в психике военнослужащего и влияние его на процесс воинской службы.
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь