Школьная служба примирения средствами арт-терапии

В данной статье хотела бы поделиться небольшим, но все же на практике оказавшимся действенным опытом работы с конфликтами средствами арт-терапии. Так вышло, что новая школа как новое место работы дала прежде всего опыт в области конфликтологии. Я опробовала несколько арт-терапевтических упражнений, показавших свою результативность: стороны конфликта научились слышать потребности друг друга, проявлять уважение, вырабатывать совместные, удовлетворяющие друг друга стратегии, принимать решения. Напишу подробнее о каждом из упражнений.

Упражнение (мне нравится называть арт-техникой) "Парная работа с мандалой".

Во время обучения арт-терапии нам давали парную работу с мандалой как способ понимания, насколько мы слышим друг друга, можем ли мы вместе создать что-то интересное. Здесь же вспоминаются техника совместного рисования (каждый берет карандаш одного цвета и рисует то, что хочет, при этом должна получиться цельная картина), "Танго" (танец пальцами с краской). Однажды мандала сослужила мне отличную роль в том, чтобы помочь одному из поссорившихся друг с другом мальчишек умерить свою злость. Пока мы ждали прихода второго мальчишки (ходили они на занятия оба, чтобы помириться), я дала ожидавшему раскрасить мандалу, при этом предложила ему представить, что он будет внутри круга цветами, которые выберет, вырисовывать свои чувства относительно ссоры. Иначе говоря, я предложила ему, раскрашивая, думать о ссоре. Удивительно (хоть эффект и знаешь, но все же удивляешься), но пока мальчик раскрашивал и бурчал (ему нравилось проговаривать свою злость), его эмоциональное состояние в динамике переходило в позитивное. Стоит сказать о том, что второй мальчик еще на прошлой встрече невербальными сигналами показал свое желание помириться, и все дело заключалось в том, что копил обиды именно этот мальчишка, который сейчас раскрашивал мандалу. Когда пришел второй участник ссоры, раскрашивание прервалось, но сыграло свою роль. Раскрашивавший мальчишка просто перестал агрессировать и провоцировать новые словесные разбирательства в том, кто виноват в большей степени. На данном занятии дети помирились. Больше сигналов о серьезных конфликтах между ними не поступало. Теперь именно про совместную работу с мандалой. Не так давно поступила жалоба от одной из родительниц второгоклассника о том, что ее сына часто обижают двое детей из класса - девочка и мальчик. С согласия родителей всех троих, мною были организованы занятия в тройке. Так вот, работа с мандалой стала упражнением в создавшейся тройке. По условиям дети выбрали каждый свой цвет карандаша и стали, не имея возможности разговаривать, раскрашивать мандалу. Конечно, стоит сказать и о том, что выбирали мандалу для раскрашивания уже с позиций обучения слышанию друг друга. Выбрали ту мандалу, которая понравилась всем троим. Надо сказать, что при раскрашивании дети нашли способы договариваться друг с другом - подмигивали, старались звуками обратить на себя внимание и уже потом показать своим карандашом, где, как они хотят, нужно раскрасить другому участнику процесса часть своим цветом. Также применяли постукивание карандашами. В итоге получилась мандала ДРУЖНАЯ, как ее назвали сами ребята (два мальчика и одна девочка). После коллективным решением постановили, что на хранение ДРУЖНУЮ мандалу отдадут тому самому мальчику, которого раньше обижали. Естественно, мальчишка был рад. И сами подарившие сияли от улыбки. Позже применяла парное раскрашивание мандалы в работе с сиблинговыми отношениями. Брат впервые получил возможность проявить свои потребности. Ранее привык постоянно потакать младшей сестре, чем она со временем стала изрядно пользоваться. 

Упражнение "Сценарии с игрушками".

Насколько я помню, тоже применялось при обучении арт-терапии. Даю детям сундук с массой игрушек и предлагаю каждому выбрать игрушку. На психологическом языке понятно, что дети на игрушки проецируют свои черты, Образ-Я. Так вот, после того как игрушки выбраны, предлагаю спонтанную игру героев. Дети сами придумывают сценарий игры. Я тоже выбираю игрушку и благодаря этому изнутри руковожу процессом. Если начинаются проявления агрессии (прямые или косвенные) с позиции своей игрушки обращаю на это внимание, учу и предлагаю действовать конструктивно. Благодаря переносу темы ссор и дружбы на игрушки, вопросы нотаций отходят на далекий план, и все, что происходит в процессе игротерапии (я для себя это называю элементом игротерапии), воспринимается как естественное, правильное. Надо сказать, что подобные сценарии с игрушками помогают и в достижении других целей. Так, например, использовала это же упражнение, чтобы помочь замкнутой, аутичной девочке-превокласснице социализироваться в группе. Сначала включила ее в развивающую группу для первоклассников, потом в парную работу с одноклассницей (девочка сама хотела ходить на занятия и с удовольствием согласилась составить пару). Через взаимодействие с игрушками наша маленькая застенчивая девочка училась знакомиться, вступать в диалог, в некоторых случаях - даже инициировать общение. 

Упражнение "Коллективная картина".

Также вынесено с арт-терапевтического обучения. Даю детям полотно ткани (лучше темного матового цвета) и клубочки ириса разного цвета. Показываю, как можно "рисовать" нитью, прокладывая ниточку одного из клубочков по ткани. Предлагаю начать совместное творчество так, чтобы получилась цельная картина. В этом процессе также предельно важно учиться слышать друг друга. Ведь если каждый будет делать только свое, цельного сюжета не получится. Важно, что клубочек, по сути, можно использовать один раз. Мы не обрываем нить, а просто оставляем клубочек на ткани, когда закончим изображать то, что хотим. Поэтому может случиться так, если не оговаривать это друг с другом (разговаривать разрешаю), что кому-то очень нужен будет клубочек того или иного цвета, но он не сможет его взять, так как его уже взял другой участник. Достаточно сложная техника для детей. И вот с "тройкой", о которой я писала выше, упражнение не сработало. Тут важно, конечно, взрослому быть рядом и контролировать процесс, выступать катализатором и связующим звеном. Я в свое время вышла из кабинета, оставив детей самих, предполагая, что они уже научились слышать друг друга (по опыту игротерапии и раскрашивания мандалы), однако, как оказалось, без руководства взрослого могут быть инциденты. Вышло так, что один из мальчиков перехватил множество клубочков, увлекшись процессом, и обделил тем самым других. Те, в свою очередь, не успели вовремя проговорить свои потребности и остались без возможности выбора цвета клубочков. Цельной картины не получилось. Будем работать дальше с "тройкой", однако потенциал в данном упражнении, на мой взгляд, большой. 

Упражнение, которое в разных источниках называется по-разному. Я для себя называю его упражнением с салфеткой. 

Суть упражнения в том, чтобы показать участникам конфликта одну простую истину - в ситуации конфликта мы видим одну и ту же ситуацию каждый своими глазами, и оттого, в частности, делаем каждый свои, зачастую противоречающие другим, выводы. Я использовала данное упражнение в работе с теми поссорившимися мальчишками, о которых писала, когда приводила в пример, как мандала может гармонизировать состояние одного из участников конфликта и способствовать примирению в последующем. Каждому из участников конфликта даю салфетку (или лист бумаги, не суть важно), главное, чтобы эти два листа (если участников конфликта двое, а если больше - каждому по листу), были полностью идентичны друг другу. Обращаю на это внимание, уточняю "Согласны с тем, что листы абсолютно одинаковые?". Участники проверяют, подтверждают. А дальше - все просто. Проговариваю (на ходу придумываю) шаги, которые нужно предпринять с этими листами. Например, согнуть по диагонали, еще раз согнуть, потом оторвать немного от верхнего левого угла, перевернуть на 90 градусов, опять оторвать немного от нижнего правого угла. И так далее. Затем предлагаю раскрыть и посмотреть на получившиеся "снежинки". Сколько бы человек ни участвовало, у каждого получается свой узор. И тогда проговариваем вывод - вот оно, отражение того, что одни и те же факты (в данном случае одинаковая для всех инструкция) воспринимаются по-разному! И, в момент осознания, по "горячим следам", можно работать дальше в русле примирения. Можно уточнить, кто и как видит ситуацию конфликта на самом деле. А в данном случае со второклассниками вышло просто так, что один из мальчиков попросил посмотреть "снежинку" другого, а после они выбежали из кабинета со "снежным" мячом и стали задорно играть, радуясь возвращению дружеских отношений. Безусловно, данное упражнение не можем назвать арт-терапевтическим, но, в силу того, что работает на примирение, я включила его в эту статью.

Насколько я для себя поняла, любая арт-техника, которая несет в себе цель совместной деятельности для достижения совместного результата, который будет устраивать каждого, работает на примирение. И это безусловно, ведь потому она и арт-техника, а не просто совместное творчество или игра. 

 



Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Арт-техника для гармонизации отношений "Как если бы..."
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • Упражнение "Вот что я тебе скажу..." (работа с метафорой)
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • "5 признаков того, что мужчина к вам неравнодушен. На что обратить внимание?"
  • О том,что "Все в нас"... И немного об ответственности.
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • "У вас безумнiи человъцы лают друг друга матерны": мат как копинг-техника
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • Техника работы с МАК "Мы - зеркала друг друга".
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь