|
Служба примирения в формате дианализа: теория и практика. Краткая презентация Дианализа.Автор статьи: Быкова Светлана Викторовна
Служба примирения в формате дианализа: теория и практика (Презентация методологии Дианализ на городском семинаре психологов 26.01.2017 г.) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Надеюсь, сегодняшняя встреча принесёт новые знания и знакомства, необходимые каждому из нас для развития наших профессиональных навыков.
В учебном году 2016 - 2017, в рамках внеурочной деятельности, в вечерней школе № 35 организованы занятия Службы Примирения.
Медиаторы досудебного и внесудебного примирения г. Новосибирска подготовлены к профессиональной деятельности на базе Института Дианализа. Так как Дианализ работает со смыслами, медиатор сохраняет нейтралитет, не занимает крайние позиции сторон.
В школе № 35 основной состав учащихся, имеют выраженные склонности к девиантному поведению; состоят на учёте в полиции; некоторые были привлечены к уголовной ответственности. Новый способ мышления, может помочь ученикам, научиться составлять диалог с опорой на культурные ценности нашего общества. Для обращения первичным навыкам медиации были выбраны темы, в которых освещены:
2. освоение пяти форм ведения терапевтического диалога.
Участники Службы получили знания о Дианализе. I Психолог и клиент в психологическом диалоге.
II Профессионал. Консультант - дианалитик.
Первичное ознакомление учеников с Дианализом, включало в себя презентацию методологии. Представлю её Вам. Свою презентацию желаю начать словами врача-психиатра, психотерапевта Сергея Ступникова, который в своей практике активно пользуется Дианализом.
Главное содержание Дианализа, автор определил следующим образом. Формула Дианализа: примирение неизбежных противоречий жизни клиента. Автор методологии Дианализ В. Ю. Завьялов — доктор медицинских наук, профессор, главный психотерапевт Новосибирской области, соединил в этом методе свой тридцатилетний опыт практической работы психотерапевтом и значительный опыт изучения, преподавания и анализа разнообразных школ и методов психотерапии. Главной идеей автора было не создание уникального авторского метода, а попытка теоретической интеграции различных методов психотерапии. Эта сложная задача была достигнута несколькими принципиальными решениями, а именно:
При изучении Дианализа, практикующие психологи и психотерапевты наблюдают сходство с:
а так же с:
Опыт психотерапевтических практик органично соединён с философскими работами Алексея Фёдоровича Лосева. Из его философских трудов, особое значение получило пентадное мышление, которое позволяет мыслить реалистически. Пентада: полное определение сущности. Для визуального ознакомления представляю пентаду.
Пентадный способ определения сущности выводит мысль из "тюрьмы понятий". Павел Флоренский. Пентаду на такой короткой встрече рассматривать не будем. Основной особенностью нарратива клиента, является наличие проблемы, выраженной в противоречиях. Некоторые понятия Дианализа.
Столкновение противоречий порождают - проблему, которая требует решения - двигает ум к поиску. Парадокс - лекарство для ума. Клиент, как правило, уже искал решение, но пришёл к неполному синтезу. Можно сказать, что симптом пытается выразиться через противоречие и искомый синтез данных противоречий. Целью специалиста является - воспитание в себе чувствительности к противоречиям. А так же формирование в себе способности к поиску синтеза третьего не исключённого. Данный способ, освобождает мысль из тюрьмы умозаключения. Умение определять противоречия - антиномии, позволяет сделать специалисту следующий важный шаг. Совершить синтез, найти серединный путь - царский путь. То есть такое решение, которое не несёт в себе оценки. Смысл, сам по себе не хороший и не плохой.
Во второй части протокола, ведётся поиск противоречий, формируется выход на терапевтическую идею. Предлагаю провести небольшую практику.
Которое, во время консультации, можно проверить на действенность с конкретным клиентом.
Пример 1. Жена недовольна тратами своего мужа - бизнесмена. С её слов: он - скуп, по отношению к семье, и слишком расточителен в тратах на оборудование своего бизнеса. Запрос: "Как мне вести себя с мужем?" Какое противоречие наблюдаете Вы? скупость - расточительность Какой неполный синтез в уме жены, возможно предположить? Спросим у неё: "В чём по-вашему, в каком слове содержится и скупость, и расточительство?" Данная клиентка ответила: "Голод, нищета." Как Вы полагаете, может такой неполный синтез противоречий избавить от переживаний клиентку? Скорее всего - нет! В результате работы по протоколу дианализа, были найдены доступные цели, с опорой на культурные традиции общества и личный опыт клиентки. В котором, нашёлся более здоровый для жены бизнесмена синтез: "Разумная мера затрат на семью." В связи с новым пониманием, клиентка принимает решение о новом, жизнеспособном поведении в своих отношениях с супругом.
Пример 2. Парень сделал своей девушке предложение. Она ответила согласием. С того самого момента, девушка не позволяет парню поддерживать отношения с его друзьями. Требует немедленного прибытия домой после работы. Запрос: "Что я делаю не так?" Противоречия: свобода - зависимость. Неполный синтез: привязанность. Синтез: взаимозависимость, брачные обязательства.
Пример 3. Женщина, предпенсионного возраста жалуется на наступившую старость. Обследовалась - врачи сказали, что здорова. Состояние депрессии, потеря интересов. Вот в детстве всё было не так! Свобода, много нового, неизвестного. Запрос: "В чём может быть интерес к жизни у старушки?" Противоречия: старость - детство. Неполный синтез: беспомощность. Синтез: вторая юность.
В практике, Дианализ позволяет найти наиболее точный личностный смысл клиента. Обнаружить приемлемые решения, из которых клиент делает самостоятельный выбор (проходит крещение выбором). Составляет план ответственного поведения и выражает готовность к самостоятельной деятельности. Завершая своё выступление, обращу Ваше внимание на первые успехи учеников. В результате обучения практическим навыкам, достигнуты следующие результаты:
Полагаю, что данное направление перспективно для работы в школе.
Приложения. 1. Перечень форм построения терапевтического диалога. Интервью (терапия очевидностью). Дискуссия (терапия определённостью). Диасинтез (терапия непрерывностью). Реорганизация (терапия упорядочением). Амплификация (терапия творческим расширением). 2. Кривая смысла. Путь по кривой смысла. Кривая смысла превращается в магический круг. Ум, оказавшийся в завершённом, замкнутом на самом себе круге, становится спокойным, самодостаточным, перестаёт рыскать в писках проблем и задач, прекращает суету сует, центрируется на самом себе. 3. Декалог. Диада. Встреча с клиентом, установление доверия. Диагнозис. Познание вдвоём проблемы. Диалог. Обсуждение на одном языке проблемы. Дилемма. Подготовка клиента к выбору. Динамика. Динамизация выбора в модельной ситуации. Диалектика. Логическое увязывание с биографией. Диверсификация. Перенос позитивного навыка на другие сферы. Дивергенция. Расширение участия клиента в жизни. Диететика. Изменение потребительского поведения. Диатриба. Защита достигнутых изменений.
Консультант - дианалитик, педагог - психолог Быкова Светлана Викторовна. Уважаемый клиент, Вам доступны индивидуальные, брачные и семейные консультации. Своевременное обращение к специалисту, сможет обеспечить Вам наиболее быстрое решение возникших вопросов. Личностные проблемы, конфликты решаем с помощью здравомыслия. Желаю Вам успешного и своевременного решения вопросов, возникших в диалоге с собой и близкими Вам людьми! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|