Служба примирения в формате дианализа: теория и практика. Краткая презентация Дианализа.

Служба примирения в формате дианализа: теория и практика
(в рамках внеурочной деятельности)

(Презентация методологии Дианализ на городском семинаре психологов 26.01.2017 г.)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Надеюсь, сегодняшняя встреча принесёт новые знания и знакомства, необходимые каждому из нас для развития наших профессиональных навыков.

 

В учебном году 2016 - 2017, в рамках внеурочной деятельности, в вечерней школе № 35 организованы занятия Службы Примирения.

 

Медиаторы досудебного и внесудебного примирения г. Новосибирска подготовлены к профессиональной деятельности на базе Института Дианализа.

Служба примирения в формате дианализа теория и практика Краткая презентация Дианализа

Так как Дианализ работает со смыслами, медиатор сохраняет нейтралитет, не занимает крайние позиции сторон.

 

В школе № 35 основной состав учащихся, имеют выраженные склонности к девиантному поведению; состоят на учёте в полиции; некоторые были привлечены к уголовной ответственности.

Новый способ мышления, может помочь ученикам, научиться составлять диалог с опорой на культурные ценности нашего общества.



Для обращения первичным навыкам медиации были выбраны темы, в которых освещены:

  1. основной подход к личности, который включает в себя:
  • беспредикатное отношение (к личности),
  • понимание, что клиент - эксперт своей жизни, а значит - работаем со смыслами, взятыми из нарратива клиента,
  • создаём усиление личности в жизнеутверждающей деятельности;

2. освоение пяти форм ведения терапевтического диалога.

 

Участники Службы получили знания о Дианализе.



I               Психолог и клиент в психологическом диалоге.

  • Тема. Вводное занятие (цель кружка, виды деятельности, темы; название, эмблема; Кодекс психолога, правила посвящения. Что такое психология? Кому она нужна?)
  • Тема. Беспредикатное отношение к личности. Что может дать психолог? (время, знания для поиска смысла). Медиатор?
  • Тема. Главный инструмент психолога. Вопрос - скальпель. Навигационные вопросы. Ловушки смысла.
  • Тема. Клиент и его симптом. Пять постулатов дианализа. Клиент: субъект, объект. Что со мною? Вопросный ответ.

II               Профессионал. Консультант - дианалитик.

  • Тема. Пентада. Знакомство с протоколом Дианализа (симптом; интерпретация (объяснение) проблемы; ресурсы (культурный и собственный опыт) - достижимые цели; действия: "Я буду делать! 1), 2), 3)..." "Что достигну?"; « Как это назову?»)
  • Тема. Формы организации диалога. Интервью. Дискуссия. Диасинтез. Реорганизация. Амплификация. Формирование терапевтической идеи.                                                                                                                                  
  • Тема. Интервью (терапия очевидностью).
  • Тема. Дискуссия (терапия определённостью).
  • Тема. Диасинтез (терапия непрерывностью).   
  • Тема. Реорганизация (терапия упорядоченностью).
  • Тема. Амплификация (терапия творческим расширением).
  • Тема. Личностный миф.

 

Первичное ознакомление учеников с  Дианализом, включало в себя презентацию методологии.

Представлю её Вам.

Свою презентацию желаю начать словами врача-психиатра, психотерапевта Сергея Ступникова, который в своей практике активно пользуется Дианализом.

"Дианализ для меня - это сочетание строгой дисциплины ума    и бесконечного творчества  в практической деятельности консультанта."

Главное содержание Дианализа, автор определил следующим образом.

Формула Дианализа:

примирение

неизбежных

противоречий

жизни

клиента.

Автор методологии Дианализ В. Ю. Завьялов — доктор медицинских наук, профессор, главный психотерапевт Новосибирской области, соединил в этом методе свой тридцатилетний опыт практической работы психотерапевтом и значительный опыт изучения, преподавания и анализа разнообразных школ и методов психотерапии. Главной идеей автора было не создание уникального авторского метода, а попытка теоретической интеграции различных методов психотерапии.

Эта сложная задача была достигнута несколькими принципиальными решениями, а именно:

  • отказом от теоретических конструктов личности в пользу персоналистического подхода (персона);
  • заменой диагнозов и ярлыков на символическое понимание симптома, как выразителя личностного смысла клиента (симптом - символ);
  • использованием теории помощи и ее универсальных принципов вместо концепций патогенеза (принципы теории помощи).

 

При изучении Дианализа, практикующие психологи и психотерапевты наблюдают сходство с:

  • Личностно-ориентированной психотерапией (Карвасарский Б.Д.);
  • Клинико - психологческим направлением психотерапии (Мясищев; Консторум);
  • Терапией реальностью Глассера;

а так же с:

  • Логотерапией Виктора Франкла;
  • Лингвистическим психоанализом Лакана:
  • Когнитивной психотерапией А. Бека и А. Эллиса.

Опыт психотерапевтических практик органично соединён с философскими работами Алексея  Фёдоровича  Лосева. Из его философских трудов, особое значение получило пентадное мышление, которое позволяет мыслить реалистически. Пентада: полное определение сущности.

Для визуального ознакомления представляю пентаду.
  1. Одно "Я" мыслящий (взятый сердцем один предмет)
  2. Многое Мыслимый объект (полная противоположность первому моменту)
  3. Становление Слово как "арена встречи" мыслящего с мыслимым (предмет познания беспрерывно меняющийся, превращающийся в свою противоположность)
  4. Ставшее Телесность, факт, наличность (предмет становится неподвижным "застывшим в камне")
  5. Нестановящееся Символ (в котором живут не реализовавшиеся в факте потенции)
Пентадный способ определения сущности
выводит мысль из "тюрьмы понятий".
Павел Флоренский.

 Пентаду на такой короткой встрече рассматривать не будем.

Основной особенностью нарратива клиента, является наличие проблемы, выраженной в противоречиях.

 Некоторые понятия Дианализа.
  • Пентада: полное определение сущности.
  • Проблема – столкновение противоречий.
  • Синтез: поиск смысла, который включает в себя оба полюса противоречий.
  • Совершить синтез, найти серединный путь - царский путь.

Столкновение противоречий порождают - проблему, которая требует решения - двигает ум к поиску. Парадокс - лекарство для ума.

Клиент, как правило, уже искал решение, но пришёл к неполному синтезу.

Можно сказать, что симптом пытается выразиться через противоречие и искомый синтез данных противоречий.

Целью специалиста является - воспитание в себе чувствительности к противоречиям. А так же формирование в себе способности к поиску синтеза третьего не исключённого. Данный способ, освобождает мысль из тюрьмы умозаключения.

Умение определять противоречия - антиномии, позволяет сделать специалисту следующий важный шаг. Совершить синтез, найти серединный путь - царский путь. То есть такое решение, которое не несёт в себе оценки. Смысл, сам по себе не хороший и не плохой.



Поиск смысла-симптома через противоречия помогает осуществлять Протокол Дианализа и Пять форм построения терапевтического диалога.

Во второй части протокола, ведётся поиск противоречий, формируется выход на терапевтическую идею.



Предлагаю провести небольшую практику.

  1. Зачитываем маленький эпизод;
  2. находим противоречия;
  3. делаем учебную попытку пройти по царскому пути - найти серединное решение.

Которое, во время консультации, можно проверить на действенность с конкретным клиентом.

 

Пример 1. Жена недовольна тратами своего мужа - бизнесмена. С её слов: он - скуп, по отношению к семье, и слишком расточителен в тратах на оборудование своего бизнеса. Запрос: "Как мне вести себя с мужем?"

Какое противоречие наблюдаете Вы?

скупость - расточительность

Какой неполный синтез в уме жены, возможно предположить? Спросим у неё: "В чём по-вашему, в каком слове содержится и скупость, и расточительство?" Данная клиентка ответила: "Голод, нищета."

Как Вы полагаете, может такой неполный синтез противоречий избавить от переживаний клиентку?

Скорее всего - нет!

В результате работы по протоколу дианализа, были найдены доступные цели, с опорой на культурные традиции общества и личный опыт клиентки. В котором, нашёлся более здоровый для жены бизнесмена синтез: "Разумная мера затрат на семью."

В связи с новым пониманием, клиентка принимает решение о новом, жизнеспособном поведении в своих отношениях с супругом.

 

Пример 2. Парень сделал своей девушке предложение. Она ответила согласием. С того самого момента, девушка не позволяет парню поддерживать отношения с его друзьями. Требует немедленного прибытия домой после работы. Запрос: "Что я делаю не так?"

Противоречия: свобода - зависимость.

Неполный синтез: привязанность.

Синтез: взаимозависимость, брачные обязательства.

 

Пример 3. Женщина, предпенсионного возраста жалуется на наступившую старость. Обследовалась - врачи сказали, что здорова. Состояние депрессии, потеря интересов. Вот в детстве всё было не так! Свобода, много нового, неизвестного. Запрос: "В чём может быть интерес к жизни у старушки?"

Противоречия: старость - детство.

Неполный синтез: беспомощность.

Синтез: вторая юность.

"Самое правильное - сочетать житейский опыт старости с энергией молодости." Джордж Бернар Шоу.

 

В практике, Дианализ позволяет найти наиболее точный личностный смысл клиента. Обнаружить приемлемые решения, из которых клиент делает самостоятельный выбор (проходит крещение выбором). Составляет план ответственного поведения и выражает готовность к самостоятельной деятельности.

             Завершая своё выступление, обращу Ваше внимание на первые успехи учеников.         В результате обучения практическим навыкам, достигнуты следующие результаты:

  1. Участники службы научились выходить из эгоцентрической позиции, слышать мнение другого человека и уточнять смысл сказанного.
  2. Во время овладения Протоколом Дианализа, приобрели увереннность, что практически любой вопрос можно решить в дианалитическом диалоге.
  3. В процессе работы учатся задавать вопросы, схватывающие основные смыслы в речи собеседника.
  4. 27 декабря 2016 г прошла первая супервизия двух, самых старших по возрасту участников. Участники, сочли данную супервизию успешной.
  5. Девушка - участник службы Примирения, пришедшая на индивидуальную консультацию, довольно профессионально участвовала в изменении своего состояния.

Полагаю, что данное направление перспективно для работы в школе.

 

 Приложения.

1. Перечень форм построения терапевтического диалога.

Интервью (терапия очевидностью).

Дискуссия (терапия определённостью).

Диасинтез (терапия непрерывностью).

Реорганизация (терапия упорядочением).

Амплификация (терапия творческим расширением).

2. Кривая смысла.



Путь по кривой смысла.

Кривая смысла превращается в магический круг. Ум, оказавшийся в завершённом, замкнутом на самом себе круге, становится спокойным, самодостаточным, перестаёт рыскать в писках проблем и задач, прекращает суету сует, центрируется на самом себе.

3. Декалог.

Диада.   Встреча с клиентом, установление доверия.

Диагнозис.   Познание вдвоём проблемы.

Диалог.   Обсуждение на одном языке проблемы.

Дилемма.   Подготовка клиента к выбору.

Динамика.   Динамизация выбора в модельной ситуации.

Диалектика.   Логическое увязывание с биографией.

Диверсификация.  Перенос позитивного навыка на другие сферы.

Дивергенция.   Расширение участия клиента в жизни.

Диететика.    Изменение потребительского поведения.

Диатриба.    Защита достигнутых изменений.

 

Консультант - дианалитик, педагог - психолог Быкова Светлана Викторовна.

Уважаемый клиент, Вам доступны индивидуальные, брачные и семейные консультации. Своевременное обращение к специалисту, сможет обеспечить Вам наиболее быстрое решение возникших вопросов. 

Личностные проблемы, конфликты решаем с помощью здравомыслия.

Желаю Вам успешного и своевременного решения вопросов, возникших в диалоге с собой и близкими Вам людьми!



Просмотров: 491
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Неуверенность в себе - вторая тема "Не пройдённые инициации".
  • Неуверенность в себе - первая тема "Сепарация-Индивидуация".
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Неуверенность в себе - третья тема "Сексуальность".
  • Эфир на Детском радио, тема "Меня обижают в школе"
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Чем может помочь арт-терапия. Наглядный пример: "Несуществующее животное"
  • тема "хотела семью, а он...сбежал" (№3 продолжение)
  • Хищение "смысла". [Введение в роль "слабого звена"]
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • тема "хотела семью, а он..." (№2 продолжение)
  • "Песочная терапия: опыт и супервизия"
  • Опыт расстановок на фигурках. "Время найти Себя".
  • Родительский ликбез Тема: "Набор игрушечных домашних животных"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Безопасность терапевтического пространства или "что такое хорошая терапия?"
  • Снова "пришла" тема про секс...
  • Почти идеальный гештальт (опыт занятий "терапия небом")
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • "Сам Себе Сказочник" или о силе слов. РАТ ( Ресурсная Арт- Терапия)
  • " Ох уж эта тема личных границ!"
  • Психосоматика как "модная тема"!
  • "Нефирменная" тема любви
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • "Работа с МАК". Расклад "Путь к себе".
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь