|
Служба Примирения в школе. Пример из практики.Автор статьи: Быкова Светлана Викторовна
За окном метёт метель, навеивает раздумья. Естественные лесные зоны и посаженные аллеи вдоль улиц, занимают половину территории Академгородка. Заснеженный лес медленными движениями ветвей, провожает облака. Ветер развеивает тучи. С новосибирского водохранилища тянет холодом. Почти 40 научно - исследовательских институтов, плодотворно трудятся над новейшими научными открытиями и разработками. В Новосибирском Академгородке - центре науки и инноваций, расположена вечерняя школа. Обучаются в ней ученики, по большей части, слабенькие и неуспевающие. Классные руководители и администрация школы создаёт для многих учеников особый маршрут по учебным программам. Одни ученики - не выдерживают интенсивной работы и уходят. Другие - стоически навёрстывают упущенное ранее и выходят победителями. Большие трудности испытывают учащиеся этой школы в установлении отношений, с родителями, со сверстниками. Да и с самим собой, договориться сложно. Конформность в классах работает выше всяких ожиданий. Взаимовыручки, к сожалению, практически нет. Трудно ученикам услышать друг друга, оттого часты перепалки и короткие стычки. В учебном году 2016 - 2017 администрацией школы, принято решение: "Создать службу Примирения в школе". Какие вопросы, предполагается решить с помощью службы Примирения? Научить выходить из сугубо эгоистического видения ситуации. Осознать наличие точки зрения другого человека. Каким образом можно построить конструктивный диалог, приводящий к взаимному решению? Обратить внимание учащихся на наличие самоконтроля. Каким образом можно в себе воспитать его? Познакомить с деятельностью психолога, медиатора. Сформировать представление: "В каких случаях можно получить помощь для себя у такого специалиста?" Ознакомить учащихся с методами и приёмами оказания психологической помощи. В результате полученных знаний, формируется мотивация учащихся к овладению методами самостоятельной деятельности по примирению отношений в группе сверстников. По истечении 3 месяцев обучения и прохождения практики, а так же организации игровых перемен, появились первые результаты: 1) дети 8, 9, 10 и 12 классов стали терпимее друг к другу; 2) появилась дружба между детьми из разных классов и культурно - игровое проведение совместного времени; 3) удалось предотвратить конфликт в 10 классе, причём участники конфликта приняли сами активные действия по примирению; 4) отчаявшиеся мамы детей, увидели изменения и пришли добровольно на консультацию; 5) родители у себя дома заметили, что их ребёнок взрослеет и передали им большую ответственность за их поступки; 6) девушка - участник службы Примирения, пришедшая на индивидуальную консультацию, довольно профессионально участвовала в изменении своего состояния. Об этом напишу в этой статье ниже. Рабочий план. Темы для изучения. Для чего они? 1. Что такое психология? Кому она нужна? Кодекс психолога. Для знакомства с профессией и задачами, которые решаются психологом. 2. Главные инструменты психолога. Отношение к клиенту. Для понимания специфики работы психолога и понимания разнообразия, особенностей методик работы. 3. Дианализ. Пентада. Протокол. Пять форм организации дианалитического диалога. Основа методологии Дианализ. Каким образом работает Дианализ? Практика участников службы в примирении сторон, с помощью Дианализа. 4. Трудности подростка в современном мире. Ошибки в семейном воспитании. Особенности развития психики подростка. Восприятие реального мира. Понимание странного поведения подростков. Первые результаты. Мнения учеников. Теория даётся дозированно. Ученики способны воспринимать теоретический материал. Практика - увлекает подростков. Приведу мнения участников службы Примирения. "Научились задавать более точные вопросы, специальные для этого клиента". "Узнал особенности работы психолога. Результат зависит от двоих. Решение находится в диалоге". "Научилась очень точно улавливать смыслы, так, как это делает настоящий психолог ". "Интересные изменения внутри происходят. Нашлось решение - внутреннее состояние успокоилось". Один из методов организации работы с клиентом - реорганизация. Довольно сложная тема. Участники Службы Примирения заметили: "Во время проведения реорганизации нужно организовать самого себя". "Выяснить составляющие проблемы. Поработать с каждой. С целью их реорганизовать (найти позитивное). Составить новый порядок действий ". "Жизнь - поиск (бой). Ведущий к новым действиям". "Героический выход к правде совершён. Постараться не давать советов. Смыслы клиента наиболее важны для него". "Научилась выделять главное, раскладывать по полочкам. При рассуждении - отпускает. Всё упорядочивается внутри". "В жизни надо действовать. Если ты не действуешь - то не живёшь". "Научиться примирять, а не разжигать".
Мощная индивидуальная консультация. Дианализ и телесно-ориентированная психотерапия. Итак, обещанная клиентская история. Участница службы Примирения, приняла решение - записаться на консультацию к педагогу - психологу школы. Давняя нерешённая проблема из-за смены школы, привела к двойкам в четвертях. Внутри стало ежедневным состояние страха неуспеха, страха посещать школу. Причиной виделось "непринятие одноклассниками и учителями". Внутреннее состояние рисовало образ "дятла методично долбящего зажим в груди, рядом с сердцем". Позже выяснится, что "перевод" болевого образа - это "самокритика, долбящая самооценку девушки". При описании бывшей школы и "новой", выяснилось: "анализ не точный". Для чего, на самом деле была дана такая ситуация? Участница службы Примирения, сама предложила провести реорганизацию "неточного анализа". Она нашла шесть пунктов, из которых состоял этот "анализ". С точки зрения культурных ценностей, что "иное обозначал" каждый из шести пунктов? Новые смыслы шести пунктов, гласили: "Жизненная пружина вытолкнула девушку в более высокий круг общения, к большим достижениям. Интересным было открытие, разговоры рафинированных сверстников "ни о чём" являются моделью "светского разговора", в котором оттачивается навык управления диалогом. Новые учителя, зная истинные трудности жизни, выступили требовательными тренерами ученицы. В результате взаимодействия, девушка научилась осуществлять выбор духовно зрелых личностей в разряд друзей. Важный момент: девушка старше одноклассников, ей удалось, по словам сверстников, дорастить их до своего возраста. Она по-сути осознала всю меру ответственности за младших". Такое осознание привело к, облегчающим душу слезам, с последующим радостным осознанием "достойно пройденного урока". К сожалению, самокритика не давала покоя. Она утверждала, что преодоление данного пути могло быть с наименьшими потерями. Психолог предложила "диалог со стулом (с самокритикой)". Далее, каждый, кто знаком с практической психологией, понимает, что произошёл очень напряжённый и прямой разговор. Сначала девушка высказала всё, что думает о самокритике. Затем самокритика всё, о чём она считает нужным предупредить девушку. Нужно отдать должное, после каждой части диалога, "оппоненты пожимали друг другу руки". Значит, шёл деловой разговор, включающий в себя взаимосотрудничество. В результате - заключён договор о взаимном принятии решения. "Решение должно соответствовать конкретной ситуации, с учётом основных фактов происходящего". Состояние напряжения в груди, исчезло. С лёгким сердцем девушка приступила к созданию плана действий. Итог: новый учебный маршрут составлен, девушка готова к активным действиям. На следующий день, психолог получила подтверждение о хорошем самочувствии девушки и первых её шагах к учителям, для погашения задолженностей в обучении. Предполагаемые, ожидаемые результаты от внеурочной деятельности, в рамках службы Примирения. Ожидаемые результаты:
Чтобы прийти к вышеперечисленным результатам, нужно сформировать следующие знания и умения: учащиеся должны знать:
учащиеся должны уметь:
В заключении подведём итоги. В ходе работы, интересно было наблюдать за изменениями в поведении учеников, за обновлённым ходом мыслей. Учащиеся совершили для себя новые открытия в собственном поведении. Оказалось, что поведение может соответствовать нормам социума и стереотипным мнениям большинства, но при этом иметь личностный смысл "иной, отличающийся от ожиданий окружающих". Подросток склонен рассматривать происходящее только со своей точки зрения и не видеть мнения и смысла другого человека, с которым находится во взаимодействии в данный момент. Действия, производимые в соответствии с решением, избавляет личность от страхов и тревоги. Запланированные действия, позволяют избежать неизвестности. Устойчивые мнения - стереотипы, нужно воспринимать в соответствии со сложившейся ситуацией. В одном контексте стереотип может быть полезен, в другом - вреден. Значит новая ситуация - новое решение. Осознанность истинных личных смыслов даёт наиболее точную картину происходящего и ведёт к новой продуктивной деятельности человека. Взрослый человек владеет приёмами саморегуляции. Осознанное взросление вдохновляет. Если Вас заинтересовал опыт школы - пишите. Возможно, в Вашей школе имеется опыт организации подобной службы. Буду рада обмену практическими разработками. Ход развития консультации приведён с разрешения клиента. Быкова Светлана Викторовна. Обращайтесь за психологической помощью. Быкова Светлана Викторовна. Индивидуальные и семейные консультации. Вопросы приёмных семей. Личностные проблемы, конфликты решаем с помощью здравомыслия.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|