Служба Примирения в школе. Пример из практики.

 За окном метёт метель, навеивает раздумья. Естественные лесные зоны и посаженные аллеи вдоль улиц, занимают половину территории Академгородка.  Заснеженный лес медленными движениями  ветвей, провожает облака. Ветер развеивает тучи.  С новосибирского водохранилища тянет холодом. Почти 40 научно - исследовательских институтов, плодотворно трудятся над новейшими научными открытиями и разработками.

            В Новосибирском Академгородке - центре науки и инноваций, расположена вечерняя школа. Обучаются в ней ученики, по большей части, слабенькие и неуспевающие. Классные руководители и администрация школы создаёт для многих учеников особый маршрут по учебным программам. Одни ученики - не выдерживают интенсивной работы и уходят.  Другие - стоически навёрстывают упущенное ранее и выходят победителями.

Большие трудности испытывают учащиеся этой школы в установлении отношений, с родителями, со сверстниками. Да и с самим собой, договориться сложно. Конформность в классах работает выше всяких ожиданий.  Взаимовыручки, к сожалению, практически нет. Трудно ученикам услышать друг друга, оттого часты перепалки и короткие стычки.

 В учебном году 2016 - 2017 администрацией школы, принято решение: "Создать службу Примирения в школе". 

Служба Примирения в школе Пример из практики

            Какие вопросы, предполагается решить с помощью службы Примирения?

Научить выходить из сугубо эгоистического видения ситуации. Осознать наличие точки зрения другого человека. Каким образом можно построить конструктивный диалог, приводящий к взаимному решению?

Обратить внимание учащихся на наличие самоконтроля. Каким образом можно в себе воспитать его?

Познакомить с деятельностью психолога, медиатора. Сформировать представление: "В каких случаях можно получить помощь для себя у такого специалиста?"

Ознакомить учащихся с методами и приёмами оказания психологической помощи.

В результате полученных знаний, формируется мотивация учащихся к овладению методами самостоятельной деятельности по примирению отношений в группе сверстников.

По истечении 3 месяцев обучения и прохождения практики, а так же организации игровых перемен, появились первые результаты:                                                                    

1) дети 8, 9, 10 и 12 классов стали терпимее друг к  другу;

2)  появилась дружба между детьми из разных классов и культурно - игровое проведение совместного времени;

3) удалось предотвратить конфликт в 10 классе, причём участники конфликта приняли сами активные действия по примирению;

4) отчаявшиеся мамы детей, увидели изменения и пришли добровольно на консультацию;

5)  родители у себя дома заметили, что их ребёнок взрослеет и передали им большую ответственность за их поступки;

6) девушка - участник службы Примирения, пришедшая на индивидуальную консультацию, довольно профессионально участвовала в изменении своего состояния. Об этом напишу в этой статье ниже.

            Рабочий план. Темы для изучения. Для чего они?

1. Что такое психология? Кому она нужна? Кодекс психолога. Для знакомства с профессией и задачами, которые решаются психологом.

2. Главные инструменты психолога. Отношение к клиенту. Для понимания специфики работы психолога и понимания разнообразия, особенностей методик работы.

3. Дианализ. Пентада. Протокол. Пять форм организации дианалитического диалога. Основа методологии Дианализ. Каким образом работает Дианализ? Практика участников службы в примирении сторон, с помощью Дианализа.

4. Трудности подростка в современном мире. Ошибки в семейном воспитании. Особенности развития психики подростка. Восприятие реального мира. Понимание странного поведения подростков.

            Первые результаты. Мнения учеников.

Теория даётся дозированно. Ученики способны воспринимать теоретический материал. Практика - увлекает подростков.

            Приведу мнения участников службы Примирения.

 "Научились задавать более точные вопросы, специальные для этого клиента".

 "Узнал особенности работы психолога. Результат зависит от двоих. Решение находится в диалоге".

 "Научилась очень точно улавливать смыслы, так, как это делает настоящий психолог ".

 "Интересные изменения внутри происходят. Нашлось решение - внутреннее состояние успокоилось". 

            Один из методов организации работы с клиентом -  реорганизация. Довольно сложная тема. Участники Службы Примирения заметили:

"Во время проведения реорганизации нужно организовать самого себя".  "Выяснить составляющие проблемы.  Поработать с каждой.  С целью их реорганизовать (найти позитивное). Составить новый порядок действий ".

"Жизнь - поиск (бой). Ведущий к новым действиям".  

"Героический выход к правде совершён.  Постараться не давать советов. Смыслы клиента наиболее важны для него".

"Научилась выделять главное, раскладывать по полочкам. При рассуждении - отпускает.  Всё упорядочивается внутри".

 "В жизни надо действовать.  Если ты не действуешь - то не живёшь".

 "Научиться примирять, а не разжигать".

 

            Мощная индивидуальная консультация. Дианализ и телесно-ориентированная психотерапия.

            Итак, обещанная клиентская история. Участница службы Примирения, приняла решение - записаться на консультацию к педагогу - психологу школы.

Давняя нерешённая проблема из-за смены школы, привела к двойкам в четвертях. Внутри стало ежедневным состояние страха неуспеха, страха посещать школу.

Причиной виделось "непринятие одноклассниками и учителями". Внутреннее состояние рисовало образ "дятла методично долбящего зажим в груди, рядом с сердцем". Позже выяснится, что "перевод"  болевого образа - это "самокритика, долбящая самооценку девушки".

При описании бывшей школы и "новой", выяснилось: "анализ не точный". Для чего, на самом деле была дана такая ситуация?

Участница службы Примирения, сама предложила провести реорганизацию "неточного анализа". Она нашла шесть пунктов, из которых состоял этот "анализ". С точки зрения культурных ценностей, что "иное обозначал" каждый из шести пунктов?

Новые смыслы шести пунктов, гласили: "Жизненная пружина вытолкнула девушку в более высокий круг общения, к большим достижениям. Интересным было открытие, разговоры рафинированных сверстников "ни о чём" являются моделью "светского разговора", в котором оттачивается навык управления диалогом.  Новые учителя, зная истинные трудности жизни, выступили требовательными тренерами ученицы.  В результате взаимодействия, девушка научилась осуществлять выбор духовно зрелых личностей в разряд друзей.  Важный момент: девушка старше одноклассников, ей удалось, по словам сверстников, дорастить их до своего возраста. Она по-сути осознала всю меру ответственности за младших". Такое осознание привело к, облегчающим душу слезам, с последующим радостным осознанием "достойно пройденного урока".

К сожалению, самокритика не давала покоя. Она утверждала, что преодоление данного пути могло быть с наименьшими потерями. Психолог предложила "диалог со стулом (с самокритикой)".

Далее, каждый, кто знаком с практической психологией, понимает, что произошёл очень напряжённый и прямой разговор. Сначала девушка высказала всё, что думает о самокритике. Затем самокритика всё, о чём она считает нужным предупредить девушку. Нужно отдать должное, после каждой части диалога, "оппоненты пожимали друг другу руки". Значит, шёл деловой разговор, включающий в себя взаимосотрудничество. В результате - заключён договор о взаимном принятии решения.  "Решение должно соответствовать конкретной ситуации, с учётом основных фактов происходящего".

Состояние напряжения в груди, исчезло. С лёгким сердцем девушка приступила к созданию плана действий. Итог: новый учебный маршрут составлен, девушка готова к активным действиям. На следующий день, психолог получила подтверждение о хорошем самочувствии девушки и первых её шагах к учителям, для погашения задолженностей в обучении.

            Предполагаемые, ожидаемые результаты от внеурочной деятельности, в рамках службы Примирения.

Ожидаемые результаты:
  1. повышение осознанности своих действий учащимися;
  2. улучшение психологического климата в школе;
  3. повышение успеваемости учащихся.

Чтобы прийти к вышеперечисленным результатам, нужно сформировать следующие знания и умения:

учащиеся должны знать:
  • основные понятия в области психологии;
  • особенности современной жизни, влияющие на поведение сверстников;
  • новейшие приёмы оказания психологической поддержки.
учащиеся должны уметь:
  • достаточно эффективно владеть способами саморегуляции;
  • оказывать своевременную, посильную помощь сверстнику;
  • овладеть основными приёмами конструктивного общения.

            В заключении подведём итоги.

            В ходе работы, интересно было наблюдать за изменениями в поведении учеников, за обновлённым ходом мыслей.

Учащиеся совершили для себя новые открытия в собственном поведении. Оказалось, что поведение может соответствовать нормам социума и стереотипным мнениям большинства, но при этом иметь личностный смысл "иной,  отличающийся от ожиданий окружающих".

Подросток склонен рассматривать происходящее только со своей точки зрения и не видеть мнения и смысла другого человека, с которым находится во взаимодействии в данный момент.

Действия, производимые в соответствии с решением, избавляет личность от страхов и тревоги. Запланированные действия, позволяют избежать неизвестности.

Устойчивые мнения - стереотипы, нужно воспринимать в соответствии со сложившейся ситуацией. В одном контексте стереотип может быть полезен, в другом - вреден. Значит новая ситуация - новое решение.

Осознанность истинных личных смыслов даёт наиболее точную картину происходящего и ведёт к новой продуктивной деятельности человека.

Взрослый человек владеет приёмами саморегуляции. Осознанное взросление вдохновляет.

Если Вас заинтересовал опыт школы - пишите. Возможно, в Вашей школе имеется опыт организации подобной службы. Буду рада обмену практическими разработками.

Ход развития консультации приведён с разрешения клиента.

Быкова Светлана Викторовна. 

Обращайтесь за психологической помощью. Быкова Светлана Викторовна.

Индивидуальные и семейные консультации. Вопросы приёмных семей. Личностные проблемы, конфликты решаем с помощью здравомыслия.

 

Уважаемый посетитель. По какой теме, у Вас возникали вопросы?

 

Вы уже:



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь