Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия

Согласно статье 17 Конституции РФ в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[1].

Нарушение законных прав и свобод человека, принадлежавших ему от рождения и подтвержденных государством, с древних времен строго карается институтами государственной власти.

В Российской Федерации задачами уголовного судопроизводства являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений[2].

Однако, в целом, потерпевший, попадая в ситуацию, когда против него совершается преступление, в дальнейшем также попадает в целую систему уголовного правосудия, где ему присваивают статус жертвы преступления. При этом сам потерпевший практически теряет контроль над ситуацией, так как на защиту его прав и интересов встает государственная машина, первичной целью которой является наказание виновного.

Для практики российского законодательства не характерно говорить о примирении сторон в сфере уголовного судопроизводства. Однако в данной статье речь пойдет о посредничестве в ювенальной юстиции, где по нашему мнению, медиация, как альтернативный метод разрешения конфликта между правонарушителем и потерпевшем имеет наивысшую целесообразность.

Минимальный возраст несовершеннолетнего определяется ст.20 УК РФ, которая предусматривает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За некоторые преступления, перечень которых установлен в ч.2 ст.20 УК РФ, установлен пониженный возраст уголовной ответственности - четырнадцать лет. Психологически к этому моменту личность еще окончательно не сформирована, она еще ищет себя, поэтому медиация, а в данном случае может стать той рукой помощи, которая позволит подняться оступившемуся подростку.

Институт примирения в уголовном процессе предусмотрен ч.2 ст.20 УПК РФ по делам частного обвинения, а также по делам о преступлениях  небольшой и средней тяжести – ст.25 УПК РФ[3] в случаях, предусмотренных ст.76 УК РФ. Однако, напрямую в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» пока не указана возможность применениямедиации в сфере уголовных правоотношений. И, несмотря, на положительный опыт, как зарубежный, так и российский, применения посредничества в уголовных делах частного обвинения, дискуссия о целесообразности данного подхода в современной правовой науке не прекращается.

Действующие сегодня нормы  уголовного и уголовно-процессуального законодательства позволяют освобождать от уголовной ответственности как до передачи дела в суд, так и в процессе судебного разбирательства. Эти нормы закрепляют право государства в установленных законом случаях отказаться от уголовного преследования. Собственно, условия такого отказа практически совпадают с теми, которые позволяют обычно прибегнуть к средствам восстановительного правосудия: раскаяние, возмещение вреда, признание возможности исправить ситуацию возникшего правового конфликта средствами общественного воздействия и общественной поддержки.

Если говорить о несовершеннолетних нарушителях закона, то надо понимать, что еще до совершения преступления будущий правонарушитель психологически отделен от общества. Попадая в ситуацию государственного разбирательства, несовершеннолетний может окончательно начать причислять себя к криминальным слоям общества. В этот момент важно, чтобы общество, в лице медиаторов, учителей, правоохранительных органов донося до него всю суть его преступления, при этом не оценивало его как личность, которую уже не исправишь.

Школа – это зеркальное отражение «большого» общества. Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме.

Школьные службы медиации или примирения, как их чаще называют – это служба, в которой медиаторами выступают, прежде всего, сами учащиеся, обученные для этого сертифицированными тренерами-медиаторами. Что дает такой направление деятельности в школе? Прежде всего, учащиеся учатся уважать других и себя, общаться, в том числе и в конфликтной ситуации, причем не с позиции силы, а принимая и понимания своего оппонента. Таким образом, школьные службы примирения с упехом реализуют политику восстановительного правосудия, о котором, в последнее время в России говорят все больше.

Но следует сразу оговориться, что «школьная медиация» - понятие, а не термин. Речь здесь идет не только о разрешении конфликтов в школьной жизни. Понятие «школьной медиации» значительно шире. Оно подразумевает и создание взаимопонимания между взрослыми (например, между родителями и учителями), а также между взрослыми и детьми, между группами детей и так далее[4]. Безусловно, охватывая такую широкую сферу человеческих взаимоотношений, медиация может стать альтернативой государственным механизмам разрешения уголовно-правовых споров, где задействованы несовершеннолетние.

Идея восстановительного правосудия состоит в том, что всякое преступление должно повлечь обязательства виновного по возмещению и заглаживанию вреда, нанесенного потерпевшему. Государство и социальное окружение потерпевшего и преступника должны создавать для этого необходимые условия. Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие потерпевшего и виновного в деятельность по разрешению возникших в результате совершенного преступления проблем. 

Восстановительным правосудием был назван целый ряд разнообразных мер, в том числе извинения, возмещение вреда и признание причинения вреда и повреждений; а также другие усилия по исправлению и реинтеграции правонарушителей в общество, с дополнительным наказанием или без него. Восстановительное правосудие как правило связано с прямым общением, часто с посредником между потерпевшим и правонарушителем, порой в присутствии части или всей затронутой социальной общности, чтобы создать обстановку для признания вины правонарушителем и дать возможность какого-то возмещения вреда, включая искреннее извинения и материальный обмен или выплату, а также и новое взаимопонимание и прощение, и новые согласованные шаги для улучшения поведения.

В самой идеальной форме существуют четыре «В»: восстановительного правосудия: выправить, восстановить, вернуть мир, воссоединить правонарушителей и потерпевших между собой и их социальной общностью[5].

Чтобы оценить эффективность и целесообразность восстановительного подхода, необходимо ответить для себя на следующие вопросы: должно ли исправление правонарушения ориентироваться на прошлое (наказание и юридическая справедливость) или на будущее (примирение, восстановление и социальная справедливость)? Особенно, если речь идет о несовершеннолетних правонарушителях.

Юридические процессы часто могут носить бюрократический характер, что приводит к их неэффективности, отрывает правонарушителя от последствий его деяния в жизни потерпевшего, сосредотачивая все внимание на процедурной стороне разбирательства.  При этом не учитывается индивидуальность противоправного деяния, скрытые мотивы правонарушителя и возможное восполнение нанесенного вреда потерпевшему.

Восстановительное правосудие и процедура медиации позволяют оценить уровень удовлетворенности потерпевшего исходя из индивидуальности каждого конфликта, размера причиненного вреда и того, как этот вред видит сам потерпевший.

Восстановительное правосудие – это, скорее, идея, философия, система ценностей или самосознание, нежели конкретный однородный набор методов или процессов.

В странах, где восстановительное правосудие пользуется большей популярностью, нежели в России, в некоторых условиях оно применяется только к потерпевшему и правонарушителю, обещая безопасность, конфиденциальность и персонализированные, восстановительные и примиряющие результаты. В других обстоятельствах очень важно большее общественное участие (тех, кого затронуло противоправное поведение, членов семей, друзей, специалистов-участников). Таким образом, видно, что восстановительное правосудие предполагает в своем применении достаточную гибкость[6].

Повышенная импульсивность, жестокость, интенсивность и ситуативность групповых преступлений, совершаемых подростками, достаточно часто существенно отягощает последствия таких преступлений. Легкость быстрого неформального объединения, привычки к групповому общению, повышенный интерес к конфликтным ситуациям, потребность в самореализации, стремление к оригинальности и уникальности, неустойчивость идейных, нравственных и правовых убеждений при определенных, особенно критических обстоятельствах, за короткий промежуток времени способны многократно увеличить опасность умело спровоцированных антиобщественных действий несовершеннолетних. Все это может довести их негативные последствия до уровня более высокого в сравнении с тем, который наблюдается в результате противоправных действий взрослого населения.

Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних - это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от преступных посягательств.

Разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств и органов управления этими учреждениями разного уровня определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения правонарушений несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно. В свою очередь, в основе такой политики должна лежать ясная и последовательная концепция.

Чем медиация, применяемая в рамках школьных служб медиации или примирения, может помочь несовершеннолетнему правонарушителю и потерпевшему? Медиация, применяемая в любой сфере, ищет взаимоприемлемое решение проблем сторон. Задача медиатора состоит не в том, чтобы вынести решение третейского суда или приговор. Скорее от самих сторон конфликта зависит выработка решения, оптимально соответствующего их интересам. Медиация может быть удачной даже тогда, когда конфликтующие стороны находятся в очевидном тупике. Посредники выслушивают проблемы всех участников, дают им выразить свои чувства и помогают выяснить истинные интересы конфликтующих сторон, а в случае с нарушенными правами, найти те меры, которые смогли бы удовлетворить и восстановить потерпевшего[7].

В своем письме от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р были опубликованы рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях. Согласно им метод «Школьная медиация» вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка[8].

Таким образом, если говорить о школьной медиации с более широкой точки зрения, то видно, что она может быть применена не только в сфере восстановительного правосудия, но и в конфликтах между учениками и родителями, родителями и учителями, самим преподавательским составом.

К сожалению, на данный момент,  как восстановительное правосудие, так и медиация, в России находится в стадии становления, отсутствует достаточная правовая регламентация этих форм разрешения  конфликтов.

Однако движения в сторону восстановительного подхода в России есть. В 2009 году был создан Межрегиональный  общественный центр «Судебно-правовая реформа», в рамках которого были созданы службы примирения, работающие, в том числе с несовершеннолетними, совершившими преступления и другие общественно опасные деяния.

Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» разработаны меры на создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия, одними из которых является создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку[9].

В настоящий момент в рамках вышеуказанной Национальной стратегии, Министерством юстиции Российской Федерации предлагается Концепция  развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации до 2017 года.

По мнению автора, хорошо организованная государственная площадка необходима для активного продвижения восстановительного правосудия и медиации в образовательных учреждениях, так как инертность и эмоциональное выгорание специалистов являются тяжелым испытанием для введения новаций в сферу образовательного процесса. Однако в первую очередь необходимо помнить о целях, которые ставит перед собой государство и общество, обращаясь к применению восстановительно-медиативного подхода. Основные принципы медиации, такие как принятие, уважение, разделение ответственности, по нашему мнению, здесь могут помочь удержать процедуру медиации в школах от превращения её в  бюрократический и формальный механизм.

В Нижегородской области на данный момент восстановительное правосудие находится в зачаточном положении. Можно задать вопрос: а подходит ли нам, гражданам России, с нашим менталитетом данный механизм разрешения споров? Для этого мы предлагаем обратиться к опыту Пермского края в отношении внедрения примирительных процедур.

В Пермском крае примирительные процедуры в работе с несовершеннолетними внедряются с 2006 года. На ранней стадии профилактики детского и семейного неблагополучия особая роль отводится школьным службам примирения, которые созданы в образовательных учреждениях. В крае их более 480, то есть практически в каждой второй школе. Типы конфликтов, которые разрешаются в ШСП: межличностные конфликты, взаимные оскорбления, обиды, угрозы, причинение незначительного материального ущерба.  В 2011 году в ШСП было отработано 1 274 случаев. Из них – 80% закончились примирением конфликтующих сторон, 14% конфликтов разрешились без примирительной встречи.

Программы примирения проводятся с несовершеннолетними, совершившими преступления и правонарушения, с обоюдного согласия потерпевшего и правонарушителя. Цель – помочь подростку осознать тяжесть содеянного и не совершить новое преступление или правонарушение.  В 2011 году медиаторами муниципальных служб примирения было отработано 922 случая. Из них – 373 закончились примирением сторон, 197 – разрешились без примирительной встречи[10].

Индустриальный район города Перми стал одним из двух экспериментальных площадок пилотного проекта по внедрению восстановительного подхода в работу с несовершеннолетними по профилактике правонарушений, целью которого была разработка и реализация мер, направленных на предупреждение безнадзорности подростковой преступности. В 2006 году положительные результаты этого проекта легли в основу краевого проекта «Внедрение восстановительных технологий в систему профилактики несовершеннолетних в Пермском крае (2007-2010 г.г.)»

В сентябре 2010 года психологические центры города были реорганизованы в единый городской центр в единую муниципальную службу примирения. Работа специалистов ведется в следующих направлениях:

работа с «жертвой» по восстановлению самооценки в социуме и безопасности личных границ;

семейные конфликты, где существует угроза безопасности несовершеннолетним детям, которые либо вовлечены в сам конфликт, либо используются взрослыми для достижения своих целей[11].

Не только в Пермском крае, но и во всей России идет интенсивный процесс развитии восстановительных практик в форме территориальных и школьных служб  примирения:  к нему присоединяются новые регионы, создаются ассоциации специалистов, складываются местные модели восстановительных практик, развивается инструментарий восстановительных программ. В 2009-2012 г.г. при поддержке Центра «Судебно-правовая реформа» в Москве, Тюмени, Волгограде, Новосибирске, Перми, Кирове, Казани, Самаре, Липецке, Череповце и Чебоксарах созданы региональные ассоциации медиаторов, работающих с ситуациями преступлений и уголовно-наказуемых деяний несовершеннолетних, а также поддерживающие создание школьных служб примирения[12].

Благодаря медиации стороны узнают друг друга. И узнают с разных сторон, чтобы в дальнейшем имея более полную информацию относительно личности, с которой произошло столкновение и относительно, возможно, всей ситуации, найти выход из конфликта.

Все это говорит о том, что восстановительное правосудие, и медиация, как одно из мощнейших средств в нем, не просто имеет право на существование в российской действительности, но и дает эффективные результаты, способствуя развитию гражданского общества.


[1] Конституция Российской Федерации//Российская газета. 1993. 25 декабря.



[2]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014)//Российская газета. «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.



[3]  http://www.pravo.vuzlib.org/.



[4] Журнал «Медиация и право». № 2(8) июнь 2008. С. 16.



[5] Журнал «Медиация и право». № 1 (31) 2014 с. 27.



[6] Журнал «Медиация и право». № 1 (31) 2014. С. 27-53.



[7] Христов Бесемер. «Медиация. Посредничество в конфликтах». С.140.



[8] ссылка



[9] Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». // «Собрание законодательства РФ», 04.06.2012, № 23, ст. 2994.



[10] «Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России». Сборник материалов научно-практической конференции 27-28 марта 2012 года (Пермь). Информационно-методические материалы/Составители: Марголина Т.И., Ясырева Л.А., Пермь, 2012, с.6., Бербер Екатерина Владимировна, «Опыт Пермского края по внедрению примирительных программ в работе с несовершеннолетними»25-26.



[11] Степанова Ирина Николаевна, «Практика применения восстановительной  медиации в работе с подростками на опыте Индустриального района г.Перми», с. 104-107.



[12] Маскудов Рустем Рамзиевич, «Стратегические ориентиры центра «Судебно-правовая реформа» в области восстановительного правосудия в России», с. 36-37.

 





Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Первые результаты Службы примирения (медиации) школы
  • Медиация в школьной службе примирения.
  • Вопросы школьной медиации. Предлагаем решение.
  • Участники Службы медиации в школьном сообществе
  • Заседание Службы медиации. Загляни на огонек.
  • Школьная медиация: актуальность, метод, возможности
  • Медиация конфликтов в начальной школе
  • Модель организации службы примирения в школе для детей с ОВЗ
  • Подросток и Служба медиации.
  • Медиация- универсальный способ урегулирования споров
  • Комментарии и вопросы к проету ФЗ "О психологической помощи населению в Российской Федерации"
  • Школьная медиация
  • Конфликты в школе или зачем нужны Школьные службы примирения
  • Медиация в конфликтах
  • Хочу научиться медиации
  • Пара медиации. День открытых дверей.
  • Набор подростков в Школьные службы примирения
  • Что такое медиация? Кто такой Медиатор?
  • Медиация в школе. Зачем она нужна?
  • Школьная служба примирения средствами арт-терапии
  • Школьная Служба примирения как технология
  • Медиация для подростка.
  • Медиация – это медитация?
  • Что такое медиация?
  • Зачем нужна медиация
  • Медиация – укрепляет замещающие семьи.
  • Медиация. Формы дианалитического диалога.
  • Становление и развитие Службы Примирения в школе.
  • Медиация (круглый стол семейных переговоров)
  • Служба Примирения в школе. Пример из практики.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь