Медиация – укрепляет замещающие семьи.


Вот уже целый год в двух районах г. Волгограда действует «Служба сопровождения замещающих семей «Диалог», которая помогает предотвратить вторичное сиротство.

Вторичное сиротство — это социальный феномен в современной России, вызываемый отказом опекунов, приёмных родителей, патронатных воспитателей или усыновителей от своих приёмных детей. Вторичное сиротство глубоко травмирует детей и влечёт их нравственную и психическую деградацию. Будучи брошенными второй раз в жизни, дети теряют оставшееся доверие к взрослым и разочаровываются в институте семьи, у них углубляются проблемы с привязанностью к близким людям.

Специалисты фонда помогают решить проблемы, с которыми дети и семья сталкиваются в социуме. Зачастую специалистам приходиться помогать замещающим семьям решать разные конфликты, чаще внутри семьи и в школе, где учатся дети. Для разрешения конфликтов используется альтернативный метод разрешения конфликтов – медиация, в которой помогает прийти к примирению независимый посредник – медиатор.

Примирение с помощью медиации позволяет каждому участнику высказать свое видение проблемы и, практически стороны сами ищут взаимоприемлемое решение. Процедура медиации – это создание безопасного пространства для диалога, основанного на уважении к друг другу, стремлении сторон прийти к примирению. Впервые альтернативная процедура урегулирования споров была применена в феврале 2014 г.

Кроме того, тренинг по медиации был включен в ноябрьскую программу Школы для замещающих семей «Диалог», где замещающие родители и их воспитанники совершенствовали навыки поведения в конфликте, а медиаторы помогали сторонам договориться. На занятии, участникам было предложено придумать тренировочную игровую ситуацию, чтобы поупражняться в процедуре примирения, однако все 6 семей выбрали реальные конфликты и медиаторы оперативно вникали в суть проблемы, побуждали стороны к конструктивному диалогу, проясняя ситуации, регулируя поведение сторон на основе принципов медиации. Таким образом 5 из 6-ти конфликтов удалось разрешить, последний разрешился при проведении еще одной процедуры через месяц.

Случайно, на занятие пришла семья с двумя детьми 5-ти и 6-ти лет. Это был интересный опыт для всей команды. Волонтеры посадили малышей на колени и помогали им вспоминать моменты, когда те ссорятся, выяснять, почему это происходит и какое настроение бывает после ссоры. Оказывается, дети чаще делят игрушки, но ссоры вспоминают с сожалением и согласны, что иногда можно поделиться чем-то, говорили, что любят друг друга и даже вспомнили прием примирения «мирись, мирись, мирись и больше не дерись…». Помогали детям волонтеры ШСП МОУ СОШ № 51 Долгачева Олеся и Глущенко Татьяна. В общем, команда медиаторов пришла к выводу, что в дошкольном возрасте можно содействовать формированию культуры поведения в конфликте.

В фонде работает профессиональный медиатор Орешкина Наталья Геннадиевна, психолог по образованию, аккредитованный при Волгоградской ТПП в 2012 году и целая команда подготовленных волонтеров: студентов ВГСПУ, ВОЛГМУ и старшеклассников – волонтеров Школьных служб примирения, учащиеся 9-х классов МОУ СОШ № 51, МОУ лицея № 3 г. Волгограда.

Всего за 2014 год было проведено 6 процедур медиации в работе с замещающими семьями, в которых приняли участие 6 замещающих родителей и 7 детей, воспитывающихся в замещающих семьях, а также 4 несовершеннолетних и 6 взрослых, не являющихся клиентами фонда.

Случай 1. Бабушка обратилась по поводу конфликта с внучкой 15-ти лет, та отказывалась от еды в знак протеста, как выяснилось, из предварительных встреч с психологом, в ответ на нарушение границ личности и самостоятельности внучки. Процедуру проводили 2 медиатора (Наталья Орешкина и Светлана Фирсова). После того, как внучка и бабушка поняли друг друга и прояснили суть проблемы, услышали друг друга, они договорились о новых правилах в отношениях (девочке можно делать макияж, дружить со сверстниками, гулять до 22.00, в то же время предупреждать где и с кем гуляет, куда идет, а домашнее задание подает на проверку бабушке, убирает свою комнату).

Случай 2. Бабушка обратилась по поводу конфликта с внучкой 15-ти лет. Внучка плохо училась и пропускала занятия, встречалась с мужчиной 25-ти лет и дело дошло до разбирательства в Комиссии ПДН и ЗП. Были направлены на медиацию специалистами Отдела Опеки попечительства ТЗР г. Волгограда. На момент обращения девочка прекратила встречи с мужчиной, но по ее словам, была влюблена в него. После предварительных встреч бабушки и ее подопечной с психологом и профессиональным медиатором, было выяснено, что такое поведение девочки имеет некую «форму протеста» против эмоционального непринятия ее индивидуальности опекуном. В процедуре медиации стороны смогли выразить свои чувства, страхи и ожидания друг от друга, смогли друг друга понять, смогли договориться о начале построения новых доверительных отношениях друг с другом, о соблюдении личностных границ, о правилах взаимодействия. (процедуру проводили Наталья Орешкина и волонтер ШСП МОУ лицея № 3 Виктор Орешкин).

Случай 3. Приемный родитель 4-х детей обратилась по поводу конфликта с приемной дочерью 14 лет. Дочь постоянно конфликтовала с младшим приемным ребенком в семье (мальчик 6 лет, СДВГ в анамнезе), а мать устала призывать ее к ответственности «по-старшенству». Процедура состоялась без предварительных встреч. Стороны были выслушаны, были прояснены истинные причины столкновений, ими оказались – особенности подросткового возраста девочки - стремление к независимости и некоторой автономности, эмоциональность; со стороны мальчика – радость от эмоциональных проявлений сестры и внимание, а приемная мама конечно же хотела мира в доме. В беседе стороны услышали друг друга, договорились о том, что дочь будет выделять время для общения с младшим братом – 2 занятия рисованием в неделю по 30 мин., мама будет стараться занять младшего сына на время, в которое девочка делает уроки. Также стороны получили рекомендации об особенностях взаимодействия с детьми с СДВГ. (процедуру проводил волонтер ШСП МОУ лицея № 3 Давыдов Александр вместе с психологом Натальей Орешкиной

Случай 4. Приемный родитель девочки 10-ти лет обратилась по поводу конфликта с подопечной, та, после школы не хотел делать уроки, а садилась рисовать. Медиацию проводила волонтер ШСП МОУ СОШ № 51 Галкина Анна и психолог, профессиональный медиатор Наталья Орешкина без предварительных встреч. Стороны сообщили друг другу свои беспокойства, бабушка-опекун была обеспокоена выполнением домашних заданий, а девочке страстно хотелось рисовать, она хотела делать уроки позже, потом устает и бабушке приходиться заставлять ее садиться за уроки. В школе девочка училась на 4 и 5. Стороны договорились, что девочка, приходя из школы, кушает, отдыхает, рисует 1 рисунок до 15.00, и потом садится за уроки. Девочка также попросила купить ей будильник, который она будет сама заводить на время начала выполнения домашних заданий.

Случай 5. В фонд обратилась опекун – бабушка по поводу конфликта ее подопечного – мальчика 12 лет со сверстником. Предмет конфликта – буллинг. После предварительных встреч с обоими участниками была проведена процедура медиации. Стороны восстановили прежние отношения, а точнее – отсутствие отношений.

Случай 6. Самый сложный случай, в котором потребовалось обратиться к технологии межведомственного взаимодействия и много предварительных встреч. Опекун бабушка обратилась к специалистам фонда по поводу того, что ее подопечного (внука 8 лет) обижают в школе одноклассники, предвзято относится учитель, а также в конфликте участвуют родители одноклассников внука. После встреч с администрацией школы, социальным педагогом, психологом школы, классным руководителем, родителями детей, с которыми учится наш подопечный, была проведено 2 процедуры медиации: 1. Между учителем, опекуном и подопечным. 2. Между опекуном, подопечным и детьми, его одноклассниками, вместе с родителями. В первой процедуре участники договорились о сотрудничестве и взаимодействии относительно учебного процесса, уважительного отношения друг к другу. Педагог получила также рекомендации психолога по взаимодействию с мальчиком в учебном процессе. Семья взята в активное сопровождение Службой сопровождения замещающих семей «Диалог» в рамках проекта, реализуемого фондом «Планета Детства» при поддержке БФ «Дорога к дому» (г. Череповец) ОАО «Северсталь», опекун посещает занятия Школы для замещающих семей «Диалог», где повышает родительские компетенции, а также может получить психолог-педагогическую консультацию в оперативном режиме, по телефону. На второй процедуре медиации родители детей и опекун признали, что конфликт затянулся, и договорились не настраивать детей против друг друга, избегать паники и усиления конфликта в дальнейшем. Также, дети поняли и высказались о том, что дружить и помогать друг другу лучше, чем ссориться и смеяться над неудачами. Подопечный посещает детскую секцию Школы для замещающих семей «Диалог», а также мероприятия социально-реабилитационного досуга. Процедуру проводили президент фонда «Планета Детства» Ирина Елагина и профессиональный медиатор Наталья Орешкина.

В 2015 году, говорит президент фонда Ирина Анатольевна Елагина, для предотвращения и снижения риска вторичного сиротства, планируется создание Службы примирения на базе фонда «Планета Детства» для проведения процедур медиации с участием целевых групп фонда: замещающих семей, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Служба будет использовать опыт Школьной и Классической медиации, привлекать к участию профессиональных медиаторов и волонтеров ШСП г. Волгограда.

 



Просмотров: 484
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Первые результаты Службы примирения (медиации) школы
  • Мы нужны друг другу или важны друг для друга?
  • Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много.
  • Как понять друг друга в семье. От детей до взрослых.
  • Родители и дети. Как научится понимать друг друга?
  • особенности консультирования замещающих семей
  • Проблема понимания друг друга — это не вопрос отцов и детей!
  • Родители друг против друга
  • Программа психологического сопровождения замещающих семей "Мой трудный подросток"
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Психологические факторы эффективности замещающих семей
  • Родители и дети - для чего мы друг другу?
  • Экстренное консультирование замещающих семей в кризисных ситуациях.
  • Краевая общественная организация «Ассоциация замещающих семей «Надежда»
  • Одиночество - лишь время дозреть друг для друга
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Почему подростки и их родители так бесят друг друга?
  • Не поняли друг друга: о некоторых коммуникативных ловушках
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга?
  • Почему мы не говорим того, что должны, или как мы делаем друг друга несчастными во взаимоотношениях …
  • Почему супруги выбирают друг друга? Внутренняя идентификация семьи.
  • Маленькие соперники: что делать, если дети ревнуют друг к другу
  • ЯЗЫК ПОДРОСТКОВ. Почему подростки и родители не понимают друг друга.
  • Что категорически нельзя говорить друг другу во время бурной ссоры
  • Как техники эффективного общения помогают понять и услышать друг друга
  • Клиент и психолог как отражение друг друга
  • Быть вместе и не слышать друг друга.
  • 15 лет вместе - пора узнать друг-друга
  • Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь