Медиация – это медитация?

МедиАция – это медиТация?

 

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит,

и наполовину тому, кто слушает.

Жан-Батист Мольер

            Медиация  это медитация

Как вы относитесь к медиации как способу решения конфликта с помощью нейтральной третьей стороны - медиатора? На ум приходят похожие слова медиация, медитация, милиция… что же это такое? Я не так давно обучилась этому подходу, поэтому хочу поделиться своими размышлениями.

Сразу отмечу, что большинство инструментов, техник, философия медиации знакомы каждому психологу. Но как в любом известном материале, существует забытое новое, возникает возможность взглянуть с другой стороны, систематизировать информацию и найти много общего. Например, я находила любопытные пересечения материала с бестселлером Стивена Р. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», в этой книге собраны различные сюжеты и примеры коммуникации в бизнес-сфере и в межличностном общении.

Тема медиации существует в работе педагогов-психологов, в юридической практике, в настоящее время развиваются организации, оказывающие услуги медиации.

Отмечу, что слово «медиатор» для меня в первую очередь связано с музыкой. С этой точки зрения медиатор (плектр) – это небольшая пластина из различных материалов, которая помогает исполнителю извлекать звук из струнного музыкального инструмента.

Спешу поделиться несколькими образными метафорами про процедуру и инструменты медиации. Вот некоторые из них:

  • «немедиабельный случай, если стороны готовы потопить друг друга»;
  • «медиатор плывет на лодке в ту сторону, которую укажут участники»;
  • «медиация – это как включить свет в тёмной комнате»;
  • «медиатор – инструмент для перевода с русского на русский»;
  • «наполнить пузырь понимания»; «каждого человека можно сравнить с айсбергом: на поверхности видны факты, угрозы, требования, шантаж, за гладью океана, за эмоциями находятся установки, потребности, интересы каждого человека. Человек может договориться с другим в «зоне договаривания», поэтому медиатор берёт акваланг и погружается на эти глубины каждого человека, затем находит общее»;
  • «медиатор сшивает интересы каждого человека, происходит поиск позитивных сторон». Они есть у каждого, поскольку медиация строится на философии того, что намерения человека всегда позитивные.

Некоторые техники для меня были известны, были те, названия и значения которых в своей практике я использую иначе. Например, рефрейминг я знаю и использую на тренингах как технику работы со стрессом с точки зрения интеллектуального варианта. Рефрейминг происходит от слова frame-рамка, изменение рамки восприятия – это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную с помощью трёх заданий:

  1. Определить позитивную сторону ситуации
  2. Найти выгоду в неприятной ситуации, предлагается использовать союз «зато».
  3. Сравнить ситуацию, например, с тем, что было ранее

В случае с медиацией оказалось, что этот термин используется иначе, здесь речь идёт о работе с эмоциями человека, если в процедуре происходит оскорбление, человек расстроен, раздражен, взволнован, то следует: перехватить информацию, перевести на уровень эмоций, передать тому, кто это сказал на несколько тонов ниже, исключить из предложения другую сторону.

Для меня было важным узнать принципы и философию медиации, эта тема позволяет наметить границы, обсудить ценности работы медиатора. Я была рада сравнить данную информацию с этическим кодексом психолога, принципами системной психологии и построения тренингов. Медиация заняла почётное место среди подходов к разрешению конфликтов в связи с тем, что возникло понимание неоправданности силового подхода, его разрушительности и часто негативных последствий для взаимоотношений и правового способа решения споров, поскольку в этом решении редко учитываются интересы человека, а решение принимается исходя из правил, законов и норм.

Медиация строится на том, чтобы участники спора от компромисса могли перейти к консенсусу, не подавляя и не уступая друг другу. Иными словами, поддерживается стратегия «выиграл-выиграл». Этот принцип я часто упоминаю на тренингах. Для меня важно достигнуть соглашения с группой, дать возможность задавать вопросы, уважать и принимать каждого участника. Есть такое выражение и книга «я ок – ты ок», так вот это отличный настрой и платформа, на которой строятся дальнейшие вопросы: Что именно произошло? Что бы сделали иначе? В чем ваш ресурс?

Принцип «выиграл-выиграл» тесно связан с примером, который в медиации звучит как закон «удвоения пирога» или создание «дополнительной стоимости». Существует и противоположное мнение о том, что люди запрограммированы на сценарий, который заключается в «поедании всеми одного пирога». Человек ощущает острую нехватку ресурсов и считает, что в жизни, если кто-то отрежет себе больший кусок, то всем остальным останется меньше. В данном случае инструменты медиации помогают в различных вопросах, например, использование перефразирования для более детальной проработки темы потребностей.

Чтобы описать область применения медиации, я приведу такой пример. Жил был скрипач, у него была любимая скрипка, они играли в своё удовольствие, но вот однажды их интересы столкнулись, они не могли играть новое произведение. Пытались решить вопрос силой, убеждениями, обидами, но только сильнее вырастала стена недопонимания между ними.  Вот однажды они поняли, что им нужен третий, тот, кто поможет найти решение их проблемы, понять другого, услышать потребность, ведь не кто-то из них плох, а просто работать как раньше у них не получается в силу каких-либо причин.  В этот момент может быть полезна процедура медиации. Так на чём собственно строится медиация? 

Принципы работы медиатора, на основании которых ведётся работа и то, о чём важно договориться с участниками спора:

  • медиатор - нейтральная сторона, не отдаёт предпочтения мнению какого-либо человека (принцип нейтральности);
  • медиатор даёт возможность каждому из участников высказываться и задать интересующие вопросы (принцип равноправия и равенства сторон);
  • принцип взаимоуважения говорит о том, что стороны не перебивают друг друга, не используют оскорбления и угрозы;
  • этапы процедуры медиации прозрачны и открыты, участники договариваются о времени, длительности, перерывах;
  • за принятые решения и последствия несёт ответственность каждый участник спора;
  • каждый участник медиации и сам медиатор в любой момент может покинуть процедуру, поскольку участие добровольное;
  • медиатор должен сохранять конфиденциальность информации в рамках проведения процедуры медиации. Каждый из участников может договориться о необходимости соблюдения этого принципа;
  • медиация работает тогда, когда участники спора готовы перейти от компромисса к консенсусу.

 В медиации существуют фазы и дополнительные инструменты.  Безусловно, медиация не работает с изменениями ценностей, а направлена на организацию мирной коммуникации между конфликтующими сторонам. Инструменты коммуникации,  принципы процедуры медиации и другие практико-теоретические знания позволяют специалисту дать возможность сторонам найти варианты развития событий без обращения в суд и реализовать принцип «выиграл-выиграл».



Просмотров: 583
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое медиация? Кто такой Медиатор?
  • Участники Службы медиации в школьном сообществе
  • Вопросы школьной медиации. Предлагаем решение.
  • Хочу научиться медиации
  • Подросток и Служба медиации.
  • Заседание Службы медиации. Загляни на огонек.
  • Пара медиации. День открытых дверей.
  • Первые результаты Службы примирения (медиации) школы
  • Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия
  • Медиатор. Вежливый человек.
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Медиатор... из Простоквашино
  • Что такое медиация?
  • Принцип петунии в практике каждого дня.
  • Медиация- универсальный способ урегулирования споров
  • Медиация конфликтов в начальной школе
  • Тень есть у каждого человека
  • Волшебство, которое есть у каждого человека.
  • Медиация в конфликтах
  • Школьная медиация
  • Медиация для подростка.
  • Зачем нужна медиация
  • Медиация. Формы дианалитического диалога.
  • Медиация в школьной службе примирения.
  • Медиация – укрепляет замещающие семьи.
  • Медиация в школе. Зачем она нужна?
  • Школьная медиация: актуальность, метод, возможности
  • Медиация (круглый стол семейных переговоров)
  • Мой личный смысл | О миссии каждого человека
  • Не возможность «отпустить» ситуацию/другого человека, часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь