|
Школьная медиацияАвтор статьи: Любачевский Игорь Анатольевич
В Хабаровске начинается работа по внедрению в школы медиативного подхода в разрешении конфликтов в школьной среде, так называемая школьная медиация. Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают спор, а также процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций, происходящих в школе. В ходе такой работы важно, чтобы участники (а этом могут быть дети, педагоги, родители, администрация школы) имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из конфликтной ситуации. Современная школа, во всем ее многообразии и изменчивости считается одним из самых важных институтов обучения и воспитания личности, учитывая многочисленные реформы, образовательные стандарты, восстановление психологической службы. Поменялось многое, но, прежде всего, поменялись дети - на слуху «дети миллениума», их называют детьми «ЯЯЯ» или поколением «XYZ», они родились в эпоху конца 20 и начала 21 века. Они разительно отличаются от нас, они очень индивидуальны, хорошо обучены, легко держатся и вступают в отношения, активно пользуются интернет-технологиями, знают языки, ориентированы на успех, амбициозны, и эта тенденция отмечается многими специалистами, работающими с детьми, для них даже придуман совершенно шутливый термин «Маленькие нарциссы». Но при всей новизне они по-прежнему остаются детьми и подростками с их перипетиями, взрослением, любовью, отношениями и конфликтами. Но вместе с изменениями мира и современностью школы, и детей, там по-прежнему остается традиционная педагогическая доктрина, основанная на избегании или замалчивании конфликтов. Считается, что педагог не должен их создавать и не должен ими пользоваться в воспитательных целях. Эта позиция как раз и создает то напряжение, которое формируется в школьной среде и скорее разобщает детей и педагогов в силу разной оценки происходящих событий. Конфликты во взаимоотношениях между детьми возникают постоянно, и задача педагога состоит не в их избегании, а в том, чтобы использовать их в целях воспитания. Дети и подростки же, не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки нормального выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в деятельности, предметом которой был бы анализ и выстраивание взаимоотношений с другими детьми и педагогами - начинают все богатство отношений и разнообразные способы их регулирования подменять авторитарными способами – чаще всего насилием. А, замыкаясь в собственной подростковой среде и лишаясь поддержки взрослых - дети несут свои неконструктивные навыки в социум. В последнее время защита школьников от внешней агрессии резко усилилась. В школе появились охранники, камеры, турникеты, родителей не пускают дальше порога школы, а ребят, порою, не выпускают из нее. Но как защититься от насилия внутри самой школы? От конфликтов, драк, ограблений, хулиганства, насилия? И если представить, какое количество конфликтов происходит в школе каждый день, то становится понятна и разобщенность классов, и образование групп «отверженных» или наоборот школьных «шаек». Конфликт – это всегда противостояние мнений, мотивов и сил. Поскольку каждый человек имеет свое мнение, то их столкновение неизбежно. И поэтому конфликты в школе были, есть и будут, главный вопрос стоит только в том, как они решаются. Итак, представим на минутку, что происходит в школе, когда происходит конфликт: Что делать с нарушителем? Поставить на учет в полицию? С ним проведут профилактическую беседу в КДН. Это на какое-то время удержит подростка от дальнейших разрушающих действий, но не решит проблему. А значит, скоро все вернется на круги своя. Школа стремится решить проблемы на месте, но и в самой школе кроме профилактической беседы на педсовете (или совете по профилактике) практически не применяется других способов. Ученика приглашают в кабинет и начинают разбирать ситуацию. Что делает подросток, на которого ругаются, которому угрожают? То же, что делал бы любой человек в этой ситуации: начинает защищаться и самооправдываться. В любом случае о чувстве раскаяния речь в этой беседе не идет. Точнее, идет, но только в наставлениях взрослых: «Тебе должно быть стыдно», говорят ему. Но пока он не начал сочувствовать жертве, пока на него вешают клеймо нарушителя и преступника, подросток в лучшем случае будет относиться к этому разговору, как к бессмысленному действию. И взрослые, не видя раскаяния, начинают еще больше давить на подростка, говоря, что он должен испытывать чувства, о наличии которых подросток может и не подозревать, ведь в подростковой культуре не принято выражать стыд, раскаяние и другие чувства, поскольку это трактуется окружением как слабость. И отсутствие искреннего раскаяния не восполняет даже возмещенный потерпевшему ущерб. Тем более, что обычно возмещает его не сам подросток, а его родители. А что делать потерпевшему, как ему существовать в этом всем процессе наказания обидчика, к которому он не приложил руку? В любом случае отношения между нарушителем и пострадавшим оказались разрушенными, и никто не помогает их восстановлению. Ведь без активной позиции сторон конфликта и их собственного желания разрешить ситуацию, «за них» это сделать невозможно. То есть в этих механизмах реагирования ребенку, порою, просто навязывается определенная позиция, а не передается ответственность за разрешение ситуации. Подростка морализируют, заставляют, ему советуют, решают за него, но не дают возможности самому разрешить сложившуюся ситуацию. Поэтому решением конфликтов в щколе занимается кто угодно кроме самих участников оного, что фактические мешает реальному решению ситуации с принесением искренних извинений, исправлением ситуации, возмещением ущерба, избавлением от негативных эмоций. И такая ситуация как раз проистекает из принципа наказания. Медиация же фокусируется на ответственности обидчика в первую очередь перед потерпевшим. А главное, договориться как будет решена эта сложившаяся ситуация они должны сами в ходе переговоров. Этот медиативный или восстановительный (цель которого - восстановление ущерба и отношений) подход основан на вере, что внутри люди понимают, что такое справедливость, и в спокойном состоянии, без угрозы насилия со стороны взрослых или сверстников, дети смогут сами найти выход из создавшейся конфликтной ситуации. Фактически целью медиации в школе является примирение сторон, в работе подобной школьной службы медиации или примирения поднимаются три важных вопроса: первый вопрос – «К каким последствиям привел конфликт, и какие чувства он вызвал у участников?». Высказывание чувств с одной стороны помогает выговориться, рассказать о своих переживаниях, позволить другому участнику поглядеть на это со стороны. Второй вопрос: «Если потерпевшему причинен вред, то, как его можно восстановить?» И здесь уже стороны путем переговоров приходят к решению, каким должно быть возмещение. Достаточно ли извинений, искренние ли они и так далее. И если стороны договорились, то это и есть справедливость, это должны определять сами участники конфликта, а не директор, психолог или учитель. И, наконец, третий вопрос – «Как сделать, чтобы конфликт больше не повторился?». Здесь уже разбирается социальная ситуация сторон и возможная социальная или психологическая помощь. Организационно подобная программа альтернативного разрешения конфликтов состоит из трех этапов: предварительные встречи с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с их родителями), непосредственная примирительная встреча сторон на которой происходит построение такого общения и взаимопонимания сторон, чтобы они смогли принять на себя ответственность за разрешение ситуации. При этом ведущий поддерживает участников встречи в равной степени и стремится организовать им поддержку со стороны их ближайшего окружения: родственников, друзей, социального работника и т.д. Результатом проведения программы является договоренность сторон о том, как будет разрешена данная ситуация и как избежать повторения подобного в дальнейшем. Далее формируется последующая работа по помощи участникам индивидуально каждому или в группе. Встречи проводит медиатор, который и реализует принципы примирения сторон. Будучи нейтральным (не играя роль учителя, адвоката, прокурора, судьи или советчика), он встречается со сторонами, помогает в формировании иного пути разрешения конфликта. В школьных службах примирения и сами ученики, прошедшие специальную подготовку являются ведущими, это бывает крайне полезно для помощи в разрешении конфликтов ровесникам. Конечно, стоит сказать, что подобные службы курируются взрослым, прошедшим предварительную подготовку. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|