Школьная медиация

   Школьная медиация

     В Хабаровске начинается работа по внедрению в школы медиативного подхода в разрешении конфликтов в школьной среде, так называемая школьная медиация. Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают спор, а также процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости -  заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций, происходящих в школе. В ходе такой работы важно, чтобы участники (а этом могут быть дети, педагоги, родители, администрация школы) имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из конфликтной ситуации.

    Современная школа, во всем ее многообразии и изменчивости считается одним из самых важных институтов обучения и воспитания личности, учитывая многочисленные реформы, образовательные стандарты, восстановление психологической службы. Поменялось многое, но, прежде всего, поменялись дети - на слуху «дети миллениума», их называют детьми «ЯЯЯ» или поколением «XYZ», они родились в эпоху конца 20 и начала 21 века. Они разительно отличаются от нас, они очень индивидуальны, хорошо обучены, легко держатся и вступают в отношения, активно пользуются интернет-технологиями, знают языки, ориентированы на успех, амбициозны, и эта тенденция отмечается многими специалистами, работающими с детьми, для них даже придуман совершенно шутливый термин «Маленькие нарциссы». Но при всей новизне они по-прежнему остаются детьми и подростками с их перипетиями, взрослением, любовью, отношениями и конфликтами.

    Но вместе с изменениями мира и современностью школы, и детей, там по-прежнему остается традиционная педагогическая доктрина, основанная на избегании или замалчивании конфликтов. Считается, что педагог не должен их создавать и не должен ими пользоваться в воспитательных целях. Эта позиция как раз и создает то напряжение, которое формируется в школьной среде и скорее разобщает детей и педагогов в силу разной оценки происходящих событий. Конфликты во взаимоотношениях между детьми возникают постоянно, и задача педагога состоит не в их избегании, а в том, чтобы использовать их в целях воспитания. Дети и подростки же, не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки нормального выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в деятельности, предметом которой был бы анализ и выстраивание взаимоотношений с другими детьми и педагогами - начинают все богатство отношений и разнообразные способы их регулирования подменять авторитарными способами – чаще всего насилием. А, замыкаясь в собственной подростковой среде и лишаясь поддержки взрослых - дети несут свои неконструктивные навыки в социум.

    В последнее время  защита школьников  от внешней агрессии  резко усилилась. В школе появились охранники, камеры, турникеты, родителей не пускают  дальше порога школы, а ребят, порою, не выпускают из нее.  Но  как защититься от насилия внутри самой школы?  От конфликтов, драк, ограблений, хулиганства, насилия?  И если  представить, какое  количество конфликтов происходит  в  школе каждый день, то  становится понятна и разобщенность классов, и образование групп «отверженных» или  наоборот школьных «шаек». Конфликт ­­–  это всегда противостояние мнений, мотивов и сил. Поскольку каждый человек имеет свое мнение, то их столкновение неизбежно.  И поэтому конфликты в школе были, есть и будут, главный вопрос стоит только в том, как они решаются.

   Итак, представим на минутку, что происходит в школе, когда происходит конфликт: Что делать  с нарушителем?    Поставить на учет  в полицию?  С ним  проведут профилактическую беседу в КДН. Это на какое-то время удержит подростка от дальнейших разрушающих действий, но не решит проблему.  А значит, скоро  все вернется на круги своя. Школа стремится решить проблемы на месте, но и в самой школе кроме профилактической беседы на педсовете (или совете по профилактике)   практически не применяется других способов. Ученика приглашают в кабинет и начинают разбирать ситуацию. Что делает подросток, на которого ругаются, которому угрожают?  То же, что делал бы любой человек  в этой ситуации: начинает защищаться и самооправдываться.   В любом случае о чувстве раскаяния речь в этой беседе не идет. Точнее, идет, но только в  наставлениях взрослых: «Тебе должно быть стыдно», говорят ему.  Но пока он не начал сочувствовать жертве, пока на него вешают клеймо нарушителя и преступника,  подросток в лучшем случае будет относиться к этому разговору, как к бессмысленному действию.  И взрослые, не видя раскаяния, начинают еще больше давить на подростка, говоря, что он должен испытывать чувства, о  наличии которых подросток может и не подозревать, ведь  в подростковой культуре  не принято выражать стыд, раскаяние и другие чувства, поскольку это трактуется окружением как слабость. И  отсутствие искреннего раскаяния не восполняет  даже возмещенный потерпевшему  ущерб. Тем более, что обычно  возмещает его не сам подросток, а его родители. А что делать потерпевшему, как ему существовать в этом всем процессе наказания обидчика, к которому он не приложил руку? В любом случае отношения между нарушителем и пострадавшим оказались разрушенными, и  никто не помогает их восстановлению.  Ведь без активной позиции сторон конфликта и их собственного желания разрешить ситуацию,  «за них» это сделать невозможно.

     То есть в этих механизмах реагирования ребенку, порою, просто навязывается определенная позиция, а не передается ответственность за разрешение ситуации.  Подростка морализируют, заставляют, ему советуют, решают за него, но не дают возможности самому разрешить сложившуюся ситуацию. Поэтому решением конфликтов в щколе занимается кто угодно кроме самих участников оного, что фактические мешает реальному решению ситуации с принесением искренних извинений, исправлением ситуации, возмещением ущерба, избавлением от негативных эмоций. И такая ситуация как раз проистекает из принципа наказания. Медиация же фокусируется на ответственности обидчика в первую очередь перед потерпевшим. А главное, договориться как будет решена эта сложившаяся ситуация они должны сами в ходе переговоров. Этот медиативный или восстановительный (цель которого - восстановление ущерба и отношений) подход основан на вере, что внутри люди понимают, что такое справедливость, и в спокойном состоянии, без угрозы насилия со стороны взрослых или сверстников, дети смогут сами найти выход из создавшейся конфликтной ситуации.

    Фактически целью медиации в школе является примирение сторон, в работе подобной школьной службы медиации или примирения поднимаются три важных вопроса: первый  вопрос –  «К каким последствиям привел  конфликт, и какие чувства  он вызвал у участников?». Высказывание чувств с одной стороны  помогает выговориться, рассказать о своих переживаниях, позволить другому участнику поглядеть на это со стороны.  Второй вопрос: «Если  потерпевшему причинен вред, то, как его можно  восстановить?» И здесь уже стороны путем переговоров приходят к решению, каким должно быть возмещение. Достаточно ли извинений, искренние ли они и так далее. И если  стороны договорились, то это и есть справедливость, это должны определять сами участники конфликта, а не директор, психолог или учитель. И, наконец, третий вопрос – «Как сделать, чтобы конфликт больше не повторился?». Здесь уже разбирается социальная ситуация сторон и возможная социальная или психологическая помощь.

   Организационно подобная программа альтернативного разрешения конфликтов состоит из трех этапов: предварительные  встречи с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с  их родителями), непосредственная примирительная встреча сторон на которой происходит построение такого общения и взаимопонимания сторон, чтобы они смогли принять на себя ответственность за разрешение ситуации. При этом ведущий поддерживает участников встречи в равной степени и стремится организовать им поддержку со стороны их ближайшего окружения: родственников, друзей, социального работника и т.д. Результатом проведения программы является договоренность сторон о том, как будет разрешена данная ситуация и как избежать повторения подобного в дальнейшем. Далее формируется последующая работа по помощи участникам индивидуально каждому или в группе. Встречи проводит медиатор, который и реализует принципы примирения сторон. Будучи нейтральным (не  играя роль учителя, адвоката, прокурора, судьи или советчика), он встречается  со сторонами, помогает в формировании иного пути разрешения конфликта. В школьных службах примирения и сами ученики, прошедшие специальную подготовку являются ведущими, это бывает крайне полезно для помощи в разрешении конфликтов ровесникам. Конечно, стоит сказать, что подобные службы курируются взрослым, прошедшим предварительную подготовку.    



Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интервью,как инструмент уточнения ситуации каждой из сторон спора.
  • Медиация конфликтов в начальной школе
  • Первые результаты Службы примирения (медиации) школы
  • Конфликты в школе или зачем нужны Школьные службы примирения
  • Риски в школьной среде. Риски сторон
  • Модель организации службы примирения в школе для детей с ОВЗ
  • Конфликты детей в школе, как помочь ребенку решить конфликт?
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • Оценка субъективной стороны восприятия потерпевшего противоправной ситуации (об СПЭ)
  • Становление и развитие Службы Примирения в школе.
  • Истинная трагедия не в отсутствии у нас сильных сторон, а в неумении использовать те, что есть.
  • Навыки разрешения конфликтов
  • Конфликты между родителями и детьми: способы их разрешения
  • Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • Если у подростка конфликты в школе…
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Конфликт на работе: 5 правил выхода из критической ситуации.
  • Техника разрешения конфликтной ситуации
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • «А вы сами-то в такой ситуации были?...»
  • Найти конфликт, чтобы выйти из конфликта
  • Конфликтные ситуации в семье. Конструктивный выход из конфликта.
  • 5) Договор о вежливости - ответственность сторон
  • Родители и дети в ситуации развода.
  • Типы клиентов и ответственность двух сторон
  • Работа с «трудными» детьми в школе
  • Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде.
  • Креативные способы разрешения конфликтов
  • Во сколько дети перестают быть детьми, или проблема сексуального воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь