|
Родители и дети в ситуации развода.Автор статьи: Соболева Виктория Павловна
Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи, а также его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему. Развод - это разрушение отношений между супругами на всех уровнях взаимодействия: эмоционально – психологическом, сексуальном, социально – экономическом и юридическом уровне. Сразу хочу отметить, что описание данных уровней и изменений, происходящих на них при разводе, не относятся к семьям, в которых было или есть домашнее насилие. Изменения в отношениях супругов, как правило, начинаются с эмоционального уровня, следствием этого являются изменения на сексуальном уровне. Изменения на социально-экономическом и юридическом уровне могут идти в любом порядке. То есть супруги могут уже не жить вместе, но официально не быть разведенными. Или наоборот – официально развелись, но живут вместе. Итак, чем же характеризуется каждый из уровней супружеских взаимоотношений: 1. Эмоционально – психологический уровень. В браке:
При разводе:
2. Сексуальный уровень. В браке:
При разводе:
3. Социально - экономический уровень. В браке:
При разводе:
4. Юридический уровень. В браке:
При разводе:
Когда рушится семья, разваливаются семейные отношения, то жизнь бывших мужа и жены меняется полностью - часто человеку приходится фактически начинать жить заново, адаптироваться в новой реальности. Распад семьи немедленно и тяжело сказывается на морально-эмоциональном и материальном состоянии всех её членов, включая детей. Развод представляет собой ситуацию аналогичную утрате близкого человека и порождает схожую динамику переживаний. Для описания стадий развода может быть использована модификация модели переживания утраты, предложенная Элизабет Кюблер-Росс. 1. Стадия отрицания. 2. Стадия озлобленности. 3. Стадия переговоров. 4. Стадия депрессии. 5. Стадия принятия. Причиной обращения за консультацией к психологу является изменение в поведении детей. И в этом нет ничего удивительного. Ведь ребенок является самым слабым звеном в семейной системе. Любые изменения или кризисы в семье, будут ярче всего проявляться в его поведении и психологическом состоянии. Предлагаю более подробно рассмотреть эти стадии со стороны взаимоотношений родителей и детей. Стадия отрицания. Первоначально реальность происходящего отрицается. На этой стадии актуализируется работа защитных механизмов:
Родители:
Дети: Ребенок, глядя на родителей, принимает их манеру поведения. У ребенка есть сильные чувства, которые он старается не показывать, чтобы не расстраивать родителя, следствием этого является то, что:
Стадия озлобленности. На этой стадии возникает чувство злости по отношению к партнёру. Покинутый партнёр переживает состояние фрустрации, вызванное крушением его планов и надежд. Родители: Злость на ребенка, который продолжает любить ушедшего родителя и хочет с ним встречаться. Это может происходить опосредованно в виде повышения требований к ребенку:
Может проявляться напрямую в виде:
Дети: У ребенка на этом этапе увеличивается уровень агрессивности, она может быть направлена на родителей, друзей, окружающих и самого себя.
Стадия переговоров. Здесь предпринимаются попытки восстановить брак. Супруги используют различные манипуляции по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнёра со стороны окружающих. Родители: Манипуляция бывшим супругом:
«Балование» ребенка, в основе которого лежит не желание возместить ему то, чего он лишился в результате развода, а желание доказать себе, что я хорошая мать или отец, и доказать окружающим, и в первую очередь бывшему супругу, что Вы прекрасно справляетесь и без него. Дети: Дети чувствуют, что любое выражение любви к кому-либо из родителей сильно влияет на их взаимоотношения. Существует две стратегии поведения ребенка: Помирить родителей.
Извлечь максимальную выгоду из ситуации. Конкуренция между родителями за любовь ребенка приводит к тому, что с помощью манипулирования чувствами родителей он может получить все, что хочет, т.к. родители стараются исполнить любые его капризы.
Стадия депрессии. Когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов, наступает угнетённое настроение. Человек чувствует себя неудачником, его самооценка, доверие к людям падают. Родители:
Дети:
Стадия принятия. Эта стадия связана с принятием факта развода и адаптацией к изменившимся условиям жизни. В случаях, когда в браке были дети, они тоже нуждаются в поддержке и помощи в адаптации к новой ситуации. Родители:
Дети: И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, перед ним встает трудная задача – нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Помощи больше всего он ждет от родителей. Признаки успешной адаптации ребенка к разводу:
Психологическая помощь родителям и детям, переживающим развод.
Примерные этапы работы. 1. Проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины и т. д. 2. Выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъявляемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации. 3. Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта. 4. Поиск внутренних ресурсов и построение планов на будущее.
Терапевтические методы помощи родителям и детям в ситуации развода.
Арт-терапия. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование, лепка, аппликации. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Сказкотерапия. Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку. Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:
Игровая терапия. Наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Ребенок «играет» в свои чувства, таким образом, выводя их на поверхность. У ребенка появляется возможность взглянуть на них со стороны, научиться управлять ими, либо отказаться от них. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Песочная игротерапия. Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии). Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Счастливы родители – счастливы дети!
автор: Суслова В.П. – психолог, действительный член ОППЛ, руководитель психологического направления студии «Ступени». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|