|
Типы клиентов и ответственность двух сторонАвтор статьи: Курилина Екатерина Артуровна
Думаю, одной из мечт каждого консультанта является иметь такого клиента, который бы осознавал свою ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в формировании той или иной проблемы, а так же, что бы он был готов ДЕЙСТВОВАТЬ для достижения нужных тому ИЗМЕНЕНИЙ. Часто, как показывает практика, люди не готовы участвовать в решении своих проблем, приносят свою историю (проблему), рассказывают её психологу и занимают пассивную позицию, полагая, что свою функцию они выполнили. Кто-то ждёт чёткого плана от специалиста, кто-то желает получить ответ на вопрос: "А как должно быть правильно?", кто-то, не получив волшебного скорого результата, напрочь отказывается от услуг, и нарекает всех психологов некомпетентными... Как психолог, работающий с созависимыми (и не только) клиентами, уже могу выделить определённые их ТИПЫ с точки зрения взятия ответственности за разрешение своих жизненных проблем. 1. Недавно в моей практике был случай, в котором мать мальчика-подростка обратилась за консультацией. Сына все члены семьи, школьные учителя считали проблемным подростком. Клиентка дала чёткий "заказ" на то, чтобы по итогу нашей работы мальчик стал "неагрессивным, с пересмотренными ценностями, добрым, послушным, ласковым сыном и чтобы вся психосоматика исчезла" (энурез, тики). При этом она хотела от меня получить "несложные" рекомендации, на которые совсем не нужно тратить время ("книги я не читаю, а на семейную терапию я не пойду"). Таких клиентов я называю "ЗАКАЗЧИКАМИ". Они не видят своей роли в формирование проблемы. Часто, даже не хотят слышать об ответственности за сложившиеся обстоятельства. Они уверены, что психолог должен повлиять на другого, чтобы "заказчика" всё устраивало. Как и в этом случае, от клиентов такого типа можно ожидать следующее: "У нас профессорская семья, все умные, с золотой медалью закончили школу. А этот не такой. Повлияйте на него поведение. Нужно, что бы он стал старательным, уверенным и неагрессивным". "Заказчик" обычно знает каким должен стать его ребёнок (супруг, партнерша) из собственных представлений о "нормальном" человеке, в соответствии со своими желаниями и возможностью "пользоваться" им для собственного наполнения. Конечно, это он не осознает. От психолога такой клиент ждёт позиции спасательства. 2. Для характеристики ВТОРОГО типа клиентов расскажу свежайший случай из практики. Примерно несколько дней назад, на приём обратилась молодая супружеская пара. Они уже более полугода не живут вместе. Он проживает на территории РФ, она в РБ. Есть маленький сынок. Первый контакт с клиентом случился через переписку в вайбере. Мужчина решил записать свою супругу на консультацию со словами "ей срочно нужно обратиться за консультацию, она не хочет сохранить семью и жить со мной. Она точно психически неадекватная". Мы договорились о встрече. На следующий день пришла молодая, хрупкая девушка, с большими карими глазами. Выглядела она слегка уставшей и напуганной. Когда я начала прояснять обстоятельства её визита, она в резкой форме сообщила о том, что пришла ко мне сугубо по инициативе супруга. Когда клиентка ощутила безопасность и поддержку с моей стороны, сочувствие, она поняла, что я не собираюсь её "лечить", о том, как важно сохранить их брачный союз. Девушка рассказала мне о том кашмаре, в котором прожила она и ребёнок рядом с супругом-психопатом. Такие клиенты называются "ГОСТЯМИ". Клиент - гость, это человек, которого привели или заставили прийти на консультацию для решения проблемы которую он сам не считает своей собственной. По словам девушки, она решила свою проблему, когда сбежала вместе с годовалым ребёнком, практически без вещей и документов к родителям. С тех пор, она и малыш живут с ними. Дальнейшая работа заключалась в эмоциональном отреагировании клиентки.
3. ТРЕТИЙ тип - истинный или СОБСТВЕННО клиент. Это психически здоровый человек, который приходит к специалисту, чтобы решить свою проблему и полностью готов взять ответственность за её решение. Часто осознающий свой "вклад" в формировании проблемы. За что ещё несёт ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛИЕНТ в консультативном процессе? Вступая в консультативные отношения клиент имеет право на собственные взгляды касаемо устройства этого мира и формирования его проблемы. И тогда тут ответственность психолога понять для себя, готов он при этом работать с данным клиентом или нет. Клиент вообще-то практически ничего и никому не обязан. НО он, как минимум, несёт ответственность перед САМИМ СОБОЙ , то есть: ✔️ За конструктивное использование время отведённое для консультации; ✔️За готовность/неготовность раскрываться перед психологом; ✔️За выполнение рекомендаций (домашние задания) психолога; ✔️За готовность/неготовность проживать самые разные чувства, эмоции (иногда дискомфорт); ✔️ За те эмоции, которые он проживает после консультации; ✔️За внедрение/невнедрение полученных знаний и навыков в жизнь, а значит за достижение (или не достижение) поставленных целей.
С ответственностью клиента разобрались. А теперь рассмотрим то, за что несёт ОТВЕТ КОНСУЛЬТАНТ-ПСИХОЛОГ : 1. За свою проф. компетентность; 2. Достоверность информации предоставляем ой клиенту; 3. Соблюдение сетинга; 4. Соблюдение этического кодекса; 5. За знание этапов консультативной процесса и умение ориентироваться в нем. Стоит отметить, что изменения возможны только лишь в случае ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ консультанта и клиента НА РАВНЫХ . Ну, а это уже другая история. О позициях взаимодействия консультанта и клиента расскажу в следующей статье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|