Школьная Служба примирения как технология

Каждая эпоха имеет свои характерные особенности. Прошлое столетие завершилось бурным развитием информатики, и фактически создало возможности для неограниченного объема переработки и передачи информации. Разумное использования этого ресурса и будет предопределять, во многом, благополучие, как человека, так и общества. Психологическая наука и практика также достигли довольно высокого уровня. Настало время использовать психологию с большей пользой для человека.

             К сожалению, при значительном изменении материального окружения человека, его поведение,  принятие важных решений и другие социальные аспекты человеческого бытия полны анахронизмов. Социальные институты значительно отстают от реалий нового столетия. Отрицательные стороны жизни, включающие наркоманию, токсикоманию, детскую агрессивность и насилие в обществе и семье нарастают. Хотя потребление всяких благ у населения неуклонно возрастает,  психологическое состояние школьников ухудшается.

Практическая деятельность психологом в школах города и результаты диагностических мероприятий с детьми и подростками выявили наличие важного фактора расстройства поведения — дефицитарность процессов социализации. В этом случае системе образования реальную конкуренцию составляет так называемое скрытое содержание образования, источником которого являются средства массовой коммуникации, многообразие субкультур и т. д. Нарушения процессов интерпретации информации, получаемой из окружающей реальности, отсутствие гибкости в выборе приемлемого поведения, делает детей и подростков более склонными к агрессивному реагированию в межличностных взаимодействиях. Агрессивность поведения порождает повышенную конфликтогенность среды и, как следствие, дестабилизирует психологический комфорт образовательного процесса и самих учащихся.

Конфликтные ситуации происходят  среди учащихся очень часто. Этот факт подтвердился, когда  членами Школьной Службы примирения в школе был проведен анонимный опрос среди учащихся на предмет возникновения конфликтов и их причин. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на третьем месте конфликты с родителями (32%), и на последнем – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия. Наша школа не является исключением, и, как и в целом в системе образования, в ней возникла внутренняя потребность в изменении функционирования ученической среды, взаимодействия в ней, поиске путей трансформации и развития.

            Существующие противоречия стали одними из основополагающих в необходимости формирования социально – психологической компетентности учащихся. Кроме того, стандарты  образования нового поколения уже формулиру­ются на языке компетенций, тогда как внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует ре­шения многих  задач, и, в первую очередь, воспитания человека нового поколения. Признаки проявления компетентности чаще всего описы­ваются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результатив­ность», «владение», «качество».

            По своей сути человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. К социально – психологической компетентности относят:

-выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;

-восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;

- открытость:  способность выслушивать критику и конструктивно спорить с другими;

- сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;

- формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, последовательность в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
- идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, осознавать собственные возможности и границы.
            Это точное, хотя и несколько сухое определение характеризует очень важные способности человека. Оно обозначает главные качества, являющиеся неотъемлемой частью личности, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни.
            Социально – психологическая  компетентность как научное понятие ещё не вошло в активное словоупотребление в рамках отечественной психологической науки, хотя в зарубежной теории и практике оно интенсивно эксплуатируется уже на протяжении почти полувека. Именно поэтому данной проблеме сегодня уделяется значительное внимание отечественных и зарубежных авторов. Так, в своих трудах В. Н. Куницина определяет социальную компетентность как «систему знаний о социальной действительности и о себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться..».          В исследовании Е. В. Коблянской определение социальной компетентности рассматривается как понимание отношения «Я» – общество», «умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». Зеер Э.Ф. и Э. Сыманюк, обозначают термином «компетентности» - интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков в целом. Рубин К.Х., Роуз-Крэснор Л. рассматривали это понятие как эффективность взаимодействия. Х. Шредер и М. Форверг считают, что структуру социально - психологической компетентности пронизывают четыре свойства или черты личности: 1)коммуникабельность – коммуникативный потенциал личности; 2) решимость на создание отношений – готовность к общению; 3) влиятельность – свойство, охватывающее способность внушения (сила влияния); 4) «Я- концепция» – познавательно-эмоциональный образ, ядром которого является самоуважение.  По мнению целого ряда отечественных исследователей (И.В.Дубровина 1989, Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан 1990), такой компетентностью в старшем подростковом возрасте и юношестве  является готовность к жизненному самоопределению.

            Нашей сфере деятельности ближе определение социально – психологической компетентности подразумевающее именно как коммуникативный потенциал личности, как готовность к построению позитивных межличностных отношений. Формы и методы ее развития могут быть совершенно различными. Однако перед нами встала проблема, каким образом сделать формирование социально - психологической компетентности учащихся встроенным во взаимодействие между участниками учебного процесса, а, впоследствии сделать его саморазвивающимся, самомотивирующим.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, проходят специальное психологическое обучение.

 

Концепция Службы примирения базируется на трех основных положениях:

1.  Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

2. В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют).

3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни.

 

Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся через деятельность Школьной Службы примирения (ШСП).

Задачи:

l        организовать деятельность ШСП (подготовка нормативной документации и мотивация подростков для работы в Службе);

l        обучить подростков – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;

l        реализовать деятельность Службы в контексте имеющейся образовательной среды.

 

На этапе организации Школьной Службы примирения были сложности сбора информации о деятельности таких служб в школах. Как оказалось, в России Службы примирения действуют с 2000 года, но единого подхода и понимания функционирования их деятельности нет. Информация оказалась настолько противоречивой и разрозненной, что появилась необходимость структурировать и адаптировать ее для нашего учебного учреждения. В этот же период составлялась программа для обучения старшеклассников.

Для работы в Службе примирения были приглашены подростки 8 – 10 классов. Причем, акцент на учебной успешности или наличии лидерских качеств учащихся не ставился. Было желание привлечь  в эту структуру девиантных подростков. К сожалению, потребность в праздном времяпровождении, у них на тот момент оказалась сильнее. Те подростки, кто посетил первые три занятия, продолжают  работать медиаторами и в настоящее время. 

Разрешение конфликтных ситуаций (предполагается, что ситуации могут носить и криминогенный характер, например, кража, избиение) основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия». Оно не является чем-то новым, хотя, возможно, многие не знакомы с этим термином.  Восстановительное правосудие является теорией правосудия, которая базируется на примирении, а не наказании. Данная теория основана на представлении о том, что нормально функционирующее общество действует в рамках прав и обязанностей. Когда происходит инцидент, нарушающий этот баланс, необходимо найти способы его восстановления с тем чтобы члены, в том числе правонарушитель и жертва, могли уладить этот инцидент.

Восстановительное правосудие - это другой взгляд, другая философия ответа общества на преступление, «другая парадигма». Движение восстановительного правосудия возникло в Канаде в середине 70-х годов. Основная цель правосудия - восстановление, понимаемое не формально-юридически как восстановление нарушенного правопорядка, установленного государством, но и в широких социально-антропологических рамках - как исцеление жертвы, реальное возмещение ей причиненного вреда, искупление вины обидчика, взятие им на себя ответственности, восстановление нарушенных отношений в социальной общности. Основными действующими лицами, решающими проблемы, связанные с конкретным преступлением, его причинами и последствиями, становятся сами участники события. На основе нового взгляда складывается и новая практика.

Таким образом, цель восстановительного правосудия заключается в том, чтобы установить ответственность, удовлетворить потребности и способствовать исправлению. Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:

  • Передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации.
  •  Акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам. Личная ответственность нарушителя.
  •  Выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам.
  •  Восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

Российская модель процесса медиации отличается от зарубежных тем,  что она фокусирует свое внимание на чувствах сторон, налаживании диалога и доверия между участниками конфликта и побуждает их активность к примирению и изменению собственного поведения. Нам кажется, что такая фокусировка лучше соответствует российскому менталитету и особенно важна в семье, школах, когда стороны конфликта в дальнейшем продолжают общаться друг с другом. Кроме того, она, как нельзя лучше, соответствует нашей цели.

            Как и в любой организации, Школьная Служба примирения придерживается в своей деятельности определенных  принципов. К ним относятся следующие:

l        добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе);

l        конфиденциальность;

l        нейтральность (ШСП не выясняет вопрос о виновности/невиновности сторон, является независимым посредником);

l        создание ценностей и авторитета службы;

l        наличие профессионального сопровождения (обучения).

l        активное участие сторон в разрешении конфликта и принятии решения.

 

Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:

Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.

Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и  выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

 

Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подстройка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.

Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий  договора.

Важно отметить, что для некоторых детей младшего звена медиаторы Службы примирения становятся значимыми старшими (особенно для тех, где эмоциональные связи между членами семьи нарушены), к которым дети начинают обращаться с другими своими проблемами, или приводят  друзей со схожими трудностями. Иногда можно наблюдать, как побывавший на встрече с медиаторами ребенок учит одноклассника, как нужно вести себя в конкретной ситуации. Налицо реализация метода «каждый учит каждого».

Место психолога в Школьной Службе примирения пока не является чем-то устоявшимся, и изначально куратором и организатором ШСП представляется социальный педагог. И все же трудно не согласиться с утверждением, что кроме психолога помочь подросткам - медиаторам избавиться от собственных проблем и подготовить их к грамотному урегулированию конфликтных ситуаций и ведению примирительных встреч, не сможет ни один специалист школы.

 В результате пока еще недолгой работы ШСП заняла в школьном пространстве определенный сектор, и было замечено, что кроме разрешения конфликтов Служба своей деятельностью производит  заметные изменения на личностном уровне:

- У  участников встреч меняется отношение к себе на более ответственное, поскольку на примирительных встречах к детям и подросткам, участникам конфликтной ситуации,  проявляли понимание и уважение,  передавали им ответственность за разрешение ситуации независимо от их статуса в школе.

- Для подростков сама деятельность в качестве медиаторов и ведущих примирительных программ является социализирующим фактором. Ведущие программы, оказываясь в активной позиции, учатся видеть событие с разных сторон, строить на программе сложную коммуникацию между людьми с различными точками зрения, отслеживать процессы, протекающие в их сообществе, и управлять ими. В результате подростки получают возможность самореализоваться в новом для себя качестве, и развить способности, необходимые в дальнейшем практически в любой современной профессиональной деятельности.

- Подростки Службы примирения, часто работая с неформальным учеником, по своим характеристикам отличным от обычного класса, начали взаимодействовать с новым объектом - сообществом школы, в результате чего постепенно переходят к ученическому управлению различными социализирующими процессами в пространстве образовательной среды.

- Перед учителями и администрацией встает необходимость вырабатывать свое отношение к примирительным встречам, участникам ШСП и диалогу, построенному на взаимоуважении.

         Сейчас  в Школьной Службе примирения работают девять человек. Это учащиеся 8 – 9 классов. У восьми человек на начальном этапе работы была заниженная самооценка, у шестерых повышенный уровень личностной тревожности, у троих систематически возникали трудности взаимопонимания с родителями, у одного подростка – с братом – инвалидом. Сегодня это уверенные в себе подростки, рассказывающие о своих успехах в сфере общения и успехах тех, кому они смоли компетентно помочь, благодаря полученному в Службе примирения опыту.

         На сегодняшний день нами проведено шесть примирительных встреч. Двоих детей медиаторы продолжают сопровождать до конца учебного года. Обращений педагогов или одной из сторон разрешенных ранее конфликтных ситуаций по поводу повторившегося проступка не было.

 

Предполагаемые результаты деятельности ШСП:

l        воспитание установок толерантного сознания;

l        снижение конфликтогенности, криминальности школьной среды и профилактика девиантного поведения;

l        формирование и налаживание работы команды ученического самоуправления из числа учащихся 8 – 10 классов, работающих в направлении развития культуры мирного разрешения конфликтов в образовательной среде;

l        утверждение новой практики разрешения конфликтов в школьной среде;

l        обучение подростков основным навыкам работы с конфликтными ситуациями;

l        трансляция опыта через выпуск стенгазет, буклетов, СМИ, конференций для педагогов и школьников;

l        организация продуктивного сетевого взаимодействия с правовыми структурами.

 

Помимо разрешения конфликтных ситуаций в следующем учебном году предполагается, что подростки из Службы примирения будут при направляющей помощи психолога  проводить в классах презентации, классные часы на правовую, гражданскую и превентивную тематику. Помогать проводить социально – психологические акции, оформлять газеты, проясняющие принципы примирения, делиться опытом через СМИ, проводить обучающие и примирительные встречи с учащимися других школ города.

Спектр применяемых медиаторами приемов и подходов, используемых для поддержания порядка в образовательной среде постоянно расширяется; постепенно изменяется подход с дидактических и карательных на интерактивные и восстановительные (некарательные) методы разрешения конфликтов при усилении роли ученического самоуправления.

             

            Таким образом, мы видим, что происходит непрерывный процесс формирования социально – психологической компетентности учащихся через расширение информативного поля, анализ ситуаций и освоение новых способов взаимодействия с окружающим миром.

            Вероятно, основным недостатком восстановительного правосудия является то, что оно требует очень много времени. Так как от поступившего сигнала о ситуации  до самой примирительной встречи сторон  иногда проходит около двух недель. И после разрешения ситуации всегда есть необходимость какое-то время сопровождать ребенка или подростка в школьной жизни, чтобы соблюдались условия договора, и его новое поведение приняло более или менее устойчивый характер. Кроме того мы пока не знаем, что делать и с правонарушениями, в которых нет жертв, например, дети и подростки, употребляющие алкоголь или психоактивные вещества.

Тем не менее, опыт равноправного сотрудничества и гражданской активности подростков, возможность включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы, представляется нам наиболее ценным опытом для формирования свободной, гармоничной, конкурентноспособной, компетентной, активной личности будущего члена общества.  Да, существуют опасения, что для получения полного изменения психологической культуры в обществе, и в образовательной среде в частности, потребуется подготовка педагогов и психологов нового уровня, а возможно и смена поколений. Но даже если сегодня несколько положений найдут практическое воплощение, то и этого будет достаточно, чтобы оправдать изложенное.

Зачастую важна уже сама вербализация идеи. Не только рукописи не горят, но и мысли, вероятно, не исчезают бесследно. Очень хочется в это верить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Просмотров: 623
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Первые результаты Службы примирения (медиации) школы
  • Модель организации службы примирения в школе для детей с ОВЗ
  • Медиация в школьной службе примирения.
  • Набор подростков в Школьные службы примирения
  • Конфликты в школе или зачем нужны Школьные службы примирения
  • Становление и развитие Службы Примирения в школе.
  • Листок событий. Заседания службы примирения. Начало...
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Типы поведения в конфликте. Разрешение конфликтной ситуации
  • Техника разрешения конфликтной ситуации
  • Методы конструктивного поведения в конфликтной ситуации
  • Как вести себя в конфликтной ситуации
  • Конфликтные ситуации в семье. Конструктивный выход из конфликта.
  • Интервью,как инструмент уточнения ситуации каждой из сторон спора.
  • Отношения. Стили поведения в конфликтной ситуации.
  • Особенности поведения гендеров в конфликтной ситуации.
  • 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации.
  • Служба Примирения школы. Первое посвящение в Вежливые люди.
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Служба Примирения в школе. Пример из практики.
  • Школьная служба примирения средствами арт-терапии
  • Психологические особенности человека, связанные с различными представлениями о ситуации развода
  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Познание и принятие разных сторон своей личности: история одного занятия
  • Является ли совет от психолога психологической помощью?
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Как избежать развития конфликтной ситуации с ребенком. Техника для кинотренинга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь