Говорят ли люди правду?

«Слово изреченное есть ложь» ©

 

Лао-Цзы. «Дао Дэ Цзин»

 

Мини-пьеса в стиле сократовского диалога

 

Содержание:

1. Правда всегда субъективна

2. Человек – не компьютер (как это ни странно)

3. Ограниченность восприятия порождает заблуждения

4. Верят не фактам, а тому, что похоже на правду

5. Определение правды

 

Правда всегда субъективна

УЧИТЕЛЬ: Поговорим сегодня о правде

УЧЕНИК: Отлично! Я люблю говорить правду!

УЧИТЕЛЬ: А что же такое вообще «правда»? Слово «правда» - одно из самых часто используемых в любом языке.

Попробуй поискать определение этого слова в словарях – ну как, легко разобраться?

УЧЕНИК: Ммм… Каждый словарь определяет его по-своему…

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, попробуем разобраться…

Сравни, например, три высказывания о войне в Чечне.

Офицер Российской армии говорит: «Война в Чечне есть защита целостности России»

Чеченец говорит: «Война в Чечне есть защита моего дома»

Журналист говорит: «Война в Чечне это коммерческая война наживы одних и обнищания других»

Кто из них говорит правду?

УЧЕНИК: Хм… Каждый из них по-своему говорит правду! Получается, что «Правду вообще» сказать нельзя?

УЧИТЕЛЬ: Именно. Можно лишь высказать субъективное мнение, в которое либо веришь, когда говоришь (искренне заблуждаешься) либо не веришь, когда говоришь (обманываешь)

УЧЕНИК: Да, пожалуй… Как говорится в пословице: "У каждого своя правда»…

УЧЕНИК: А значит, при осмыслении одного и того же факта, неизбежно появляются различные варианты правды.

 

Человек – не компьютер (как это ни странно)

УЧЕНИК: Но, все равно, я думаю, что я могу легко сказать то, что будет правдой!

УЧИТЕЛЬ: Например?

УЧЕНИК: Да, пожалуйста! На яблоне растут яблоки!

УЧИТЕЛЬ: Отлично! На какой яблоне?

УЧЕНИК: На яблоне вообще!

УЧИТЕЛЬ: Вообще замечательно! А где это она находится – «яблоня вообще»?

УЧЕНИК: Ну не знаю, я имел ввиду, когда говорил, яблоню у меня на даче.

УЧИТЕЛЬ: Вот видишь – имел ввиду свою яблоню на даче, а сказал о «яблоне вообще», которой вообще не существует! Поздравляю тебя, дружище, с тем, что ты мне только что соврал!

УЧЕНИК: Ну я же не специально! Ты же ведь понял, что я имею ввиду?

УЧИТЕЛЬ: Откуда ты знаешь?

УЧЕНИК: Мне так показалось! Честное слово – я не специально соврал! Надо было сказать «На моей яблоне на даче растут яблоки». Вот так!

УЧИТЕЛЬ: Ну, хорошо. Тогда скажи мне – вот сейчас зима. Так?

УЧЕНИК: Да. Декабрь месяц.

УЧИТЕЛЬ: И что – на твоей яблоне на даче прямо вот сейчас растут яблоки?

УЧЕНИК: Нет. Сейчас не растут. Летом растут.

УЧИТЕЛЬ: Но ведь ты же не говорил ничего о лете. А будь на моем месте житель какой-нибудь страны, в которой яблок никогда не росло, он мог бы понять тебя так, что яблоки растут и зимой и летом.

УЧЕНИК: Да, как-то сложно сказать правду получается. Думаю одно, а получается другое…

УЧИТЕЛЬ: В точку! Современные люди, почему-то считают, что предача информации между людьми подобна тому, как передаются файлы с компьютера на компьютер. Только в виде слов.

УЧЕНИК: А на самом деле получается, что при передаче мысль может совсем измениться… Хотя никто никого вроде бы обманывать и не собирался…

УЧИТЕЛЬ: Да, именно так. Передача информации от человека к человеку отличается от переноса файла с одного компьютера на другой. При передаче информации от человека к человеку информация неизбежно искажается, как минимум, трижды:

То, что воспринял, отличается от того, что запомнил

То что запомнил, отличается от того, что рассказал

То что рассказал, отличается от того, что понял слушатель

Ты в детстве в «Испорченный телефон» играл?

УЧЕНИК: Играл, конечно! Смешно получалось! Я понимаю, кажется… Мы играем в «Испорченный телефон» не только в детстве, а всю нашу жизнь. И как-то это уже не кажется мне таким забавным.

 

Ограниченность восприятия порождает заблуждения

УЧИТЕЛЬ: Казалось бы, чего проще – сказать правду. Только далеко не факт, что «твоя» правда будет правдой и для собеседника. Вот тебе еще пример: «Три слепых мудреца подошли к слону. Один из них коснулся ноги слона. Я знаю, что это такое,- сказал он, - это - колонна! Другой коснулся слоновьего бока и возразил: - Нет, Вы ошибаетесь, мудрейший! Я могу сказать Вам, что это - это стена! - Вы все не знаете, что говорите, - воскликнул третий мудрец, державший слона за хвост, - это - змея!»

УЧЕНИК: Да, я слышал эту притчу!

УЧИТЕЛЬ: О чем же она?

УЧЕНИК: Ну, я ее читал в детстве и тогда просто посмеялся и подумал, как плохо быть слепым, даже если ты мудрец! Но сейчас я понимаю, о чем она - о неизбежной субъективности любого сообщения.

УЧИТЕЛЬ: Согласен... А теперь проведем небольшой эксперимент. Посмотри на эту картину:

 Говорят ли люди правду

 

Теперь подробно запиши, что ты видел – так как будто ты даешь свидетельские показания.

Потом посмотри на картину еще раз и сравни со своим описанием. Заметил разницу?

УЧЕНИК: Да… Заметил!

УЧИТЕЛЬ: Из-за ограниченности восприятия органами чувств, ошибок памяти, стереотипов мышления и несовершенства языка возможно выразить информацию только приблизительно, даже искренне пытаясь быть как можно правдивым и точным… Кстати, как называется эта картина, и кто ее написал?

УЧЕНИК: Это ж картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына»! Все ее знают!

УЧИТЕЛЬ: На самом деле, художник назвал свою картину по-другому: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». А насчет «убивает своего сына» - так назвали картину уже позднее. Возможно, сам Илья Ефимович понимал, что мы слишком мало знаем об этой давней истории, чтобы утверждать что-то наверняка.

УЧЕНИК: Поэтому и назвал, наверно, свою картину так сухо, но точно.

УЧИТЕЛЬ: Именно. Каждый человек, даже с полностью здоровыми органами чувств по-своему воспринимает мир и по-своему его описывает. Но проблема с высказыванием правды на этом не заканчивается.

УЧЕНИК: Мне уже и так начинает казаться, что мы врем друг другу не переставая, даже не замечая этого! Что еще не так с высказыванием правды?

 

Верят не фактам, а тому, что похоже на правду

УЧИТЕЛЬ: Дело в том, что правдивым или ложным любое сообщение воспринимается не только из-за искренности или неискренности рассказчика или точности и неточности высказывания, но и от того, выглядит ли сообщение правдоподобным для слушателя.

УЧЕНИК: Что ты имеешь ввиду?

УЧИТЕЛЬ: Фактически верное сообщение, которое не укладывается в картину мира слушающего, будет отвергнута им как неправда.

УЧЕНИК: Я понял! И наоборот - неверное сообщение, которое подтверждает картину мира слушающего, будет принято как правда, независимо от того, будет ли она правдой для говорящего?

УЧИТЕЛЬ: В точку! Отчаянные «правдорубы», не отдавая себе в этом отчет, опасны не менее заядлых лгунов, так как возводят собственные заблуждения в ранг «абсолютной истины».

 

Определение правды

УЧЕНИК: Я, пожалуй, все же попробую сформулировать, что же такое правда.

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, попробуй.

УЧЕНИК: Правда – это искреннее субъективное описание фактов и событий, т.е. соответствующее особенностям восприятия, жизненному опыту и знаниям, убеждениям и верованиям, и, в целом, пониманию картины мира отдельного человека или группы людей.  А это значит…  По сути,  правда и искреннее заблуждение – одно и то же.

УЧИТЕЛЬ: Браво, лучших определения правды  и вывода не мог бы дать и я сам!.. Ну так что - говорят ли люди правду?..

УЧИТЕЛЬ умолкает и смотрит в зрительный зал.

Занавес



Просмотров: 539
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ученик или учитель
  • По–Жизненный Учитель–Ученик
  • Учитель. Ученик. Родители. Психолог
  • Учитель ученик и искусство задавания вопросов.
  • Отношения учитель-ученик. Дружба или формальное общение.
  • Учитель и ученик. Чтобы научить или чтобы наказать?
  • Успешный учитель - успешный ученик
  • Ученик учил уроки...
  • Новый ученик в классе
  • Школа и ученик. Проблемы дезадаптации.(Транзактноаналитический подход)
  • Неудачник, ученик и руководитель - быстрый сдвиг Я-концепции
  • Волшебная формула: Педагог - Мотивация - Ученик - Интерес
  • Не слово учитель глупца, а несчастье. Слова не учат?
  • Люди и профессии. Учитель
  • Поэдравляю, теперь Вы учитель!
  • Неидеальный учитель, пророк... Человек.
  • Что ты скажешь об этом, учитель?
  • Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»
  • Учитель всегда рядом
  • ЧП в Стерлитамаке: ученик школы напал с ножом на учителя и школьниц, после поджег класс
  • Лучший учитель истории
  • Когда учитель не может помочь или кому и зачем нужен нейропсихолог
  • УЧИТЕЛЬ, кто он: друг или враг?
  • Должен ли Учитель быть идеальным?
  • Первый учитель - каким он должен быть?
  • Путь и учитель
  • Притча «Учитель Ли»
  • Смерть как Учитель
  • «Плохой» учитель
  • Учитель мой, враг мой?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь