|
Говорят ли люди правду?Автор статьи: Олег Петрович Фрактор
«Слово изреченное есть ложь» ©
Лао-Цзы. «Дао Дэ Цзин»
Мини-пьеса в стиле сократовского диалога
Содержание: 1. Правда всегда субъективна 2. Человек – не компьютер (как это ни странно) 3. Ограниченность восприятия порождает заблуждения 4. Верят не фактам, а тому, что похоже на правду 5. Определение правды
Правда всегда субъективна УЧИТЕЛЬ: Поговорим сегодня о правде УЧЕНИК: Отлично! Я люблю говорить правду! УЧИТЕЛЬ: А что же такое вообще «правда»? Слово «правда» - одно из самых часто используемых в любом языке. Попробуй поискать определение этого слова в словарях – ну как, легко разобраться? УЧЕНИК: Ммм… Каждый словарь определяет его по-своему… УЧИТЕЛЬ: Хорошо, попробуем разобраться… Сравни, например, три высказывания о войне в Чечне. Офицер Российской армии говорит: «Война в Чечне есть защита целостности России» Чеченец говорит: «Война в Чечне есть защита моего дома» Журналист говорит: «Война в Чечне это коммерческая война наживы одних и обнищания других» Кто из них говорит правду? УЧЕНИК: Хм… Каждый из них по-своему говорит правду! Получается, что «Правду вообще» сказать нельзя? УЧИТЕЛЬ: Именно. Можно лишь высказать субъективное мнение, в которое либо веришь, когда говоришь (искренне заблуждаешься) либо не веришь, когда говоришь (обманываешь) УЧЕНИК: Да, пожалуй… Как говорится в пословице: "У каждого своя правда»… УЧЕНИК: А значит, при осмыслении одного и того же факта, неизбежно появляются различные варианты правды.
Человек – не компьютер (как это ни странно) УЧЕНИК: Но, все равно, я думаю, что я могу легко сказать то, что будет правдой! УЧИТЕЛЬ: Например? УЧЕНИК: Да, пожалуйста! На яблоне растут яблоки! УЧИТЕЛЬ: Отлично! На какой яблоне? УЧЕНИК: На яблоне вообще! УЧИТЕЛЬ: Вообще замечательно! А где это она находится – «яблоня вообще»? УЧЕНИК: Ну не знаю, я имел ввиду, когда говорил, яблоню у меня на даче. УЧИТЕЛЬ: Вот видишь – имел ввиду свою яблоню на даче, а сказал о «яблоне вообще», которой вообще не существует! Поздравляю тебя, дружище, с тем, что ты мне только что соврал! УЧЕНИК: Ну я же не специально! Ты же ведь понял, что я имею ввиду? УЧИТЕЛЬ: Откуда ты знаешь? УЧЕНИК: Мне так показалось! Честное слово – я не специально соврал! Надо было сказать «На моей яблоне на даче растут яблоки». Вот так! УЧИТЕЛЬ: Ну, хорошо. Тогда скажи мне – вот сейчас зима. Так? УЧЕНИК: Да. Декабрь месяц. УЧИТЕЛЬ: И что – на твоей яблоне на даче прямо вот сейчас растут яблоки? УЧЕНИК: Нет. Сейчас не растут. Летом растут. УЧИТЕЛЬ: Но ведь ты же не говорил ничего о лете. А будь на моем месте житель какой-нибудь страны, в которой яблок никогда не росло, он мог бы понять тебя так, что яблоки растут и зимой и летом. УЧЕНИК: Да, как-то сложно сказать правду получается. Думаю одно, а получается другое… УЧИТЕЛЬ: В точку! Современные люди, почему-то считают, что предача информации между людьми подобна тому, как передаются файлы с компьютера на компьютер. Только в виде слов. УЧЕНИК: А на самом деле получается, что при передаче мысль может совсем измениться… Хотя никто никого вроде бы обманывать и не собирался… УЧИТЕЛЬ: Да, именно так. Передача информации от человека к человеку отличается от переноса файла с одного компьютера на другой. При передаче информации от человека к человеку информация неизбежно искажается, как минимум, трижды: То, что воспринял, отличается от того, что запомнил То что запомнил, отличается от того, что рассказал То что рассказал, отличается от того, что понял слушатель Ты в детстве в «Испорченный телефон» играл? УЧЕНИК: Играл, конечно! Смешно получалось! Я понимаю, кажется… Мы играем в «Испорченный телефон» не только в детстве, а всю нашу жизнь. И как-то это уже не кажется мне таким забавным.
Ограниченность восприятия порождает заблуждения УЧИТЕЛЬ: Казалось бы, чего проще – сказать правду. Только далеко не факт, что «твоя» правда будет правдой и для собеседника. Вот тебе еще пример: «Три слепых мудреца подошли к слону. Один из них коснулся ноги слона. Я знаю, что это такое,- сказал он, - это - колонна! Другой коснулся слоновьего бока и возразил: - Нет, Вы ошибаетесь, мудрейший! Я могу сказать Вам, что это - это стена! - Вы все не знаете, что говорите, - воскликнул третий мудрец, державший слона за хвост, - это - змея!» УЧЕНИК: Да, я слышал эту притчу! УЧИТЕЛЬ: О чем же она? УЧЕНИК: Ну, я ее читал в детстве и тогда просто посмеялся и подумал, как плохо быть слепым, даже если ты мудрец! Но сейчас я понимаю, о чем она - о неизбежной субъективности любого сообщения. УЧИТЕЛЬ: Согласен... А теперь проведем небольшой эксперимент. Посмотри на эту картину:
Теперь подробно запиши, что ты видел – так как будто ты даешь свидетельские показания. Потом посмотри на картину еще раз и сравни со своим описанием. Заметил разницу? УЧЕНИК: Да… Заметил! УЧИТЕЛЬ: Из-за ограниченности восприятия органами чувств, ошибок памяти, стереотипов мышления и несовершенства языка возможно выразить информацию только приблизительно, даже искренне пытаясь быть как можно правдивым и точным… Кстати, как называется эта картина, и кто ее написал? УЧЕНИК: Это ж картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына»! Все ее знают! УЧИТЕЛЬ: На самом деле, художник назвал свою картину по-другому: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». А насчет «убивает своего сына» - так назвали картину уже позднее. Возможно, сам Илья Ефимович понимал, что мы слишком мало знаем об этой давней истории, чтобы утверждать что-то наверняка. УЧЕНИК: Поэтому и назвал, наверно, свою картину так сухо, но точно. УЧИТЕЛЬ: Именно. Каждый человек, даже с полностью здоровыми органами чувств по-своему воспринимает мир и по-своему его описывает. Но проблема с высказыванием правды на этом не заканчивается. УЧЕНИК: Мне уже и так начинает казаться, что мы врем друг другу не переставая, даже не замечая этого! Что еще не так с высказыванием правды?
Верят не фактам, а тому, что похоже на правду УЧИТЕЛЬ: Дело в том, что правдивым или ложным любое сообщение воспринимается не только из-за искренности или неискренности рассказчика или точности и неточности высказывания, но и от того, выглядит ли сообщение правдоподобным для слушателя. УЧЕНИК: Что ты имеешь ввиду? УЧИТЕЛЬ: Фактически верное сообщение, которое не укладывается в картину мира слушающего, будет отвергнута им как неправда. УЧЕНИК: Я понял! И наоборот - неверное сообщение, которое подтверждает картину мира слушающего, будет принято как правда, независимо от того, будет ли она правдой для говорящего? УЧИТЕЛЬ: В точку! Отчаянные «правдорубы», не отдавая себе в этом отчет, опасны не менее заядлых лгунов, так как возводят собственные заблуждения в ранг «абсолютной истины».
Определение правды УЧЕНИК: Я, пожалуй, все же попробую сформулировать, что же такое правда. УЧИТЕЛЬ: Хорошо, попробуй. УЧЕНИК: Правда – это искреннее субъективное описание фактов и событий, т.е. соответствующее особенностям восприятия, жизненному опыту и знаниям, убеждениям и верованиям, и, в целом, пониманию картины мира отдельного человека или группы людей. А это значит… По сути, правда и искреннее заблуждение – одно и то же. УЧИТЕЛЬ: Браво, лучших определения правды и вывода не мог бы дать и я сам!.. Ну так что - говорят ли люди правду?.. УЧИТЕЛЬ умолкает и смотрит в зрительный зал. Занавес Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|