|
УЧИТЕЛЬ, кто он: друг или враг?Автор статьи: Фролова Мария Геннадьевна
Свою статью хочу начать с рассказа о своих учителях. Я не люблю школу, точнее ту систему школьного образования, в которой приходится «выживать» нашим детям, но люблю Учителей. Мне повезло, на протяжении моего обучения меня сопровождали Учителя с большой буквы «У» и я до сих пор вспоминаю о них с гордостью и уважением. Моя первая школьная «учительница» - Екатерина Геннадьевна (Е.Г.), была еще совсем молодой девушкой, начавшей преподавать нам сразу после ВУЗа. Мы обожали её всем классом. Казалось, что лучшего учителя для нас нет и быть не может. На переменах возле школьной доски были расставлены ЛУЧШИЕ тетради, которые демонстрировали самые красиво выведенные буквы. Думаю, что тетрадка каждого побывала на этом почетном месте. В классе у нас всегда была дисциплина и порядок, при этом Е.Г. никогда не повышала голос, никого не ругала, не оскорбляла, не пугала. Конфликтные ситуации разбирали сразу и спокойно. Было внутреннее спокойствие и уверенность, что она всегда поймет и поможет. И особенно это спасало меня, ребенка с высоким уровнем личностной тревожности, плачущего при любых трудностям и в любой ситуации возможного «не успеха». Ни осуждения, ни смеха, ни косых взглядов не было ни от неё, ни от одноклассников. Только атмосфера абсолютного принятия и поддержки… Страшно представить, как бы сложилась моя школьная, и даже профессиональная жизнь, если бы я попала к другому педагогу. Я была ей бесконечно благодарна, хотелось быть на неё похожей и также, как она, помогать детям, и, конечно же, стать Учителем. Но, по закону жанра, как это и бывает, после окончания 2 класса – Екатерина Геннадьевна ушла в декретный отпуск, а наших родителей утешили тем, что на смену ей придет заслуженный-презаслуженный учитель, который, «кстати, на пенсии, но нам невероятно повезло и с нашим классом она поработает». И она пришла…. После спокойствия, гармонии, принятия и поддержки – крики, укоры, несдержанность. Классом мы еще больше сплотились против нее и даже, вот уже спустя много лет, в моих архивах хранятся школьные анкеты, в каждой из которых есть карикатура на «Валентинушку». Впитав в себя любовь и поддержку Екатерины Геннадьевны я больше верила в себя и свои силы, поэтому, ресурса на то, что пережить год с таким педагогом, мне хватило. Что было бы со мной, если бы такой учитель вел меня с первого класса?! Невротизации, травля одноклассников, личностные проблемы – всё, что угодно… В пятом классе в моей жизни был переезд в другой регион и новые учителя. Все они были разными, но самое главное, что среди них было очень много тех, кто с большой любовь СЛУЖИЛ своему делу, был предан профессии и по настоящему и бескорыстно помогал. О каждом из таких педагогов я бы могла написать отдельную статью, но вводную часть на этом хочу закончить. Конечно, и сейчас есть такие прекрасные педагоги и их много. Но то, что на консультациях рассказывают родители, не только не допустимо, но и порой противоречит всем этическим и даже законным требованиям (в своей статье я не рассматриваю прямое нарушение закона и прав ребенка, т.е. применение физического воздействия на детей). Итак, если Вам и Вашему ребенку не повезло, стоит насторожиться: 1. Если педагог часто кричит на детей или любит «припугнуть» - не оставляйте этот факт без внимания (особенно это касается родителей тревожных и застенчивых) детей. Недопустимо, особенно в 1-ом классе, если ребенок дрожит от одного вида или имени учителя. Результатом может стать невротизации, личностные проблемы и, конечно, отказ от посещения школы; 2. Если педагог позволяет себе некорректные высказывания, укоры и шутки в адрес ребенка!!!! Если это повторяется на протяжении длительного времени и в начальной школе, срочно нужно бить тревогу, т.к. именно учитель способствует формированию мнения о ребенке в классе. Случай из практики. На 5 курсе ВУЗа я курировала один студенческий проект, смыслом которого было проведение студентами тренинговых занятий со школьниками различных возрастных категорий. Так случилось, что мне достался 4-ый класс. Перед началом работы зам. директора школы давала мне характеристики каждого класса, среди которых о моем классе значилось: «Хорошо дисциплинированный класс. Заслуженный учитель. Большая часть детей – участники и призеры олимпиад». Периодически, для того, чтобы лучше узнать детей, я присутствовала на уроках. Мое внимание сразу привлек один мальчик (назовем его Лёшей). На уроках он не проявлял активности, искоса (как на источник опасности) поглядывал на меня, периодически вздрагивал и, казалось, делал всё, чтобы быть не заметным. Но самое печальное в этой истории началось на перемене. Леши не было в классе, а тем временем дети испортили какую-то вещь. Когда это увидела учитель, то сразу определила: «Это Лёша, больше некому». После звонка, когда Леша пришел в класс, его ожидало несколько вопросов, но факты о том, что это «не его рук дело» были неопровержимы, после чего педагог пошутила: «Понятно. А мы опять подумали, что это ты». После этой фразы, практически все дети из класса на него оглянулись (Лёша сидел на последней парте) и одарили ухмылками и смехом……Мне стало жутко….Похожие фразы и ситуации повторились несколько раз….Мне самой стало тяжело и некомфортно присутствовать на уроке…После того, как прозвенел звонок, я подошла к Лёше с надеждой поговорить и поддержать. Его реакция была неожиданной: он несколько отпрыгнул в сторону, смотрел на меня широко открытыми глазами, и, казалось, ждал очередной порции насмешек и осуждений. Через несколько минут нашей беседы Леша успокоился и поделился со мной некоторыми моментами из своей жизни. Он оказался очень интересным мальчиком и рассказал мне о своих увлечениях, посещении музыкальной школы, а также о том, что его родители очень заняты на работе и ему многое приходится делать самому. Я не знаю, как сейчас сложилась судьба Лёши, но очень часто его вспоминаю, т.к. постоянно вижу детей, попавших в подобную ситуацию. Я знаю, я видела собственными глазами, что с ними может происходить в классе и именно желание помочь таким детям побудило меня к написанию этой статьи. Если такие ситуации оставлять без внимания, то ребенок, с большой долей вероятности, станет жертвой психологической травли в школе. 3. Учитель постоянно акцентирует внимание на негативных сторонах ребенка, ругает и призывает к этому родителей. Всегда, в каждой конкретной ситуации нужно разбираться и выяснять причину, «кто прав, а кто виноват». Случай из практики: Мама одного очень умного, но несдержанного мальчика, после продолжительной совместной работы с ней и ребенком, мне сказала: «Вы знаете, я сейчас думаю о том, как тяжело ему было. Ведь в школе его постоянно ругал учитель, а я, слушая её рекомендации, тоже самое делала дома. Это ведь страшно, когда везде только ругают. А я ведь ей верила и думала, что это правильно». Да, это просто ужасно, когда ребенку никто не верит и неоткуда ждать поддержки. А еще страшнее, когда ребенок перестает верить в то, что его выслушают и поймут. Какие могут быть последствия? Самые "легкие" – пропуски школы, трудности во взаимоотношениях с родителями и сверстниками и т.д. Еще более печальным является, когда к некорректному поведению учителя присоединяется школьный психолог. Случай из практики. Из рассказа одной мамы: «Олег (ученик 3-го класса) обладал такими качествами, как повышенное чувство справедливости, стремление к лидерству, возбудимость. Имея такой багаж, он часто вступал в конфликт с педагогом прямо на уроке. Когда урок был практически сорван, педагог, не найдя ничего лучше, выкидывала его вещи прямо из класса, что приводило мальчика в бешенство. Он убегал из школы. Его догоняли, возвращали, «держали семеро» и в буквальном смысле чуть ли не связывали до появления мамы. Он вырывался, кричал, матерился (еще бы!). Такое поведение вызывало еще большее негодование педагога. И вот в один из таких моментов присоединился школьный психолог, чтобы в своем лице выразить поддержку ….учителю, сопровождая это словами, "какой он бессовестный, что она ему обязательно направление к психиатру напишет, т.к. лечится давно надо». Самое интересное, что на момент нашей встречи с ребенком, у него еще было желание учиться (да и являлся он одним из сильных учеников в классе), но учитель настойчиво от него отказывалась, да и в школе была дурная слава. Для тех, кого затронула эта история – всё разрешилось благополучно. О том, каким еще может быть не самое лучшее общение между учителем и учеником, можно писать еще долго. Не стоит подозревать каждого учителя в подобном. Я искренне верю, что хороших педагогов больше, но всё же - относитесь ко всем школьным проблемам ребенка объективно, не спешите сразу наказывать/воспитывать ребенка, разберитесь в ситуации и только потом действуйте. Помните, ребенок всегда нуждается в родительской поддержке. Не жалейте её своим детям! Важно!!! Своевременное обращение к специалисту может предупредить многие проблемы. Если статья оказалась для Вас полезной, Вы можете показать это, нажав кнопку «сказать спасибо».
Все, кто поделится своими примерами из жизни или практики в комментариях, обязательно получат от меня «спасибную» благодарность. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|