|
Техника "Архетипы трансформации"Автор статьи: Ештокина Евгения Александровна
Хочу поделиться техникой, которую давала на последней встрече "Арт-терапия в женском кругу" В этот раз на нашей встрече мы исследовали, как мы справляемся с трудными ситуациями, кризисами, и какие стратегии для этого используем. Архетипы трансформации - это как раз образы самых распространных стратегий. Давайте сначала разберемся, это за такие стратегии. Вот основные (их еще называют коппинги): - избегание (есть проблема, а я делаю вид, что ее нет) - принятие ответственности (да , я понимаю, что на самом деле я тоже создал эту ситуацию..) - планирование (ок! что я теперь буду делать с этой с итуацией!!??) - поиск поддержки (уметь попросить - тоже важный такой коппинг.. благодаря тому, что мы обращаемся к людям за поддержкой, мы становимся с ними ближе и даем им понять, что они нужным нам и важны..) - самоконтроль (здесь мы осознанно влияем на эмоции, ОСОЗНАННО минимизируем их влияние на ситуацию и на свое поведение) - положительная переоценка (оказался в луже - зато ноги помыл..)
Очень важно для вашего здоровья, чтобы этих стратегий было у вас много! И чем больше, тем лучше! И вы могли осознанно выбирать - какую же сейчас стратегию выбрать… а не действовать по привычке. Архетипы трансформации - это такие обобщенные образы, благодаря которым мы можем даже ребенку объяснить, что такое коппинг и как его использовать в жизни.. Для чего? Для того, чтобы сложные ситуации не казались катастрофой, для того, чтобы не бояться трудностей. Эта модель была создана Джудит Делозье (одна из создателей НЛП, легендарная личность в НЛП). Обозначим проблему. Проблему будет симфолизировать Дракон. По отношению к Дракону - есть шесть архетипов:
Пример: ситуация - ребенку тяжело учить уроки. Трудности в обучении - это его Дракон. Ребенок может просто игнорировать тот факт, что ему необходимо делать уроки (войти в состояние невинного), может быть полностью им поглощен, переживать по этому поводу (в состоянии сироты), помогать товарищам с этими проблемами (состояние альтруиста), дать себе время накопить силы (состояние странника), злиться (воин), дойти до состояния мудреца (соизмерить свои силы и не требовать от себя больше того, что он может сделать). Техника. Посмотрите на рисунок ниже, где расположены все шесть архетипов. Можете нарисовать этот рисунок себе, чтобы потом выписывать осознания, которые к вам приходят. Сформулируйте свою проблему и запишите ее. Это ваш Дракон. Представьте, что вы вошли в состояние невинного. Прочувствуйте эти энергии. Как часто вы используете эту стратегию? Насколько вы осознаете себя в этом состоянии? Как тогда будет решаться ваша проблема? Запишите. Так пройдите по каждому архетипу. Дайте себе возможность ощутить эти энергии, осознать пользу каждой и подобрать для своей ситуации самую эффективную на данном этапе. Обратите внимание на то, где вы сейчас находитесь по отношению к Дракону (вашей проблеме)? Эта модель может показать этапы решения проблемы. Сначала мы как невинный, просто игнорируем всю сложность ситуации или саму ситуацию. Потом, осознание ситуации заводит нас в тупик, в состояние сироты. Важно признаться себе в своей беспомощности и может быть, даже выждать время, дать себе набраться сил и встать на ноги. Далее - альтруист. Он дает другим то, что не может взять сам. В этом большая мудрость! Хочешь получить внимание и заботу - дай это другим. И тогда, тебе это обязательно вернется. Странник - сам понимает, что пока не может достичь желаемого и отправляется в путешествие. В этом путешествии он набирается знаний, которые помогут ему потом сразиться с драконом. Состояние мудреца - это кульминация процесса. Мудрое принятие ситуации - возможно только тогда, когда есть понимание, осознание и смирение. Мы можем часто использовать одни стратегии и не использовать другие. Можем застревать в каком-то из состояний. Эту технику можно сделать в виде расстановок или с метафорическими картами. Итак, вывод:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|