|
Жизнь с первых шагов. ПРИЗНАНИЕ или ОДОБРЕНИЕ?Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Человек, живущий в обществе, так или иначе, зависит от него, а точнее от значимых других, которыми это «общество» для него представлено. Первые значимые другие в жизни человека это – родители. Именно родители во многом определяют наши реакции. Родители – это переводчики детских желаний. Они те, кто оценивают наши «первые шаги» и эти оценки долгое время «рулят» нашей жизнью, до тех пор, пока не будут осознанны нами. Только при таких условиях человек может стать самостоятельным (от чужих мнений и оценок) и прожить свою жизнь согласно своим представлениям, иными словами «выйти из сценария». Представим ситуацию: ребенок сделал первый шаг, и родитель восторженно реагирует «Молодец!». После нескольких подобных подкреплений в мозге формируется нервная связь, и ребенок будет стараться каждый раз ходить, а не ползать ради одобрения. Так происходит научение. Но родитель может реагировать и иначе: «Ты пошел!» скажет родитель с позитивной интонацией. В чем разница. В первом случае происходит оценка не действия, а ребенка и далее у него формируется отношение, при котором, важно не действие, а то, как его оценят значимые другие. Во втором случае описывается само действие как нечто хорошее. Всю жизнь человек ползать не может и в норме около года до полутора ребенок начинает ходить самостоятельно, а учится при поддержке родителей. Бывают ситуации, когда происходит задержка и ребенок не ходит, точнее не может в силу физиологических причин (хотя и это неспроста, но это отдельная тонкая и глубокая тема), например дисплазия тазобедренных суставов, которая в наше время, к счастью, диагностируется на ранних месяцах (диагностический признак – асимметрия ягодичных складок). Но бывает и так, что молодая еще неопытная мама обнаруживает проблему в момент, когда ребенок делает попытки встать на ноги и ее настораживает прихрамывание и она в панике начинает причитать «Ой, ты мой бедный-несчастный, все пошли детки, а ты все не можешь!». Даже если так случилось задача мамы не впадать в панику, а поддержать ребенка: « Ты хочешь ходить! Немного терпения и у тебя все получится!» Все описанное выше представляет две реакции родителя: по типу признания и по типу одобрения. Грань между этими двумя формами тонка и одна, расширенный вариант другой. Признание выражается в принятии факта «ты пошел» или «ты сделал домашнее задание», и то как «ты пошел» или то «как ты сделал домашнее задание» ответственность того, кем данное действие выполняется. Конечно в случае с ребенком, задача родителя поддержать действие «Я думаю, ты можешь сделать это!». Уже в школьный период ребенок вполне самостоятельно может справляться со школьными задачами при поддержке взрослого и определять под чутким руководством родителя (задача родителя на этом этапе услышать чего хочет ребенок, что ему нравится) приоритетные учебные предметы. Программа жизни в детском возрасте закладывается родителем его одобрением / неодобрением или признанием. Что лучше? Подумайте сами. Еще несколько иллюстраций к теме, чтобы она лучше осмыслялась. Про неодобрение писать не стану, т. к. полагаю, очевидно, что оно может отбить всякую охоту что-либо делать! А вот одобрение это не что иное, как признание, но со знаком «+». А любой знак, будь то «-» или «+» воспринимаются ребенком не иначе как «я – плохой» или «я – хороший». Поэтому очень важно оценивать не ребенка, а действие, НО еще важнее признание как таковое «Я ПРИЗНАЮ ТЕБЯ И ТВОИ ЖЕЛАНИЯ» и тогда у ребенка формируется отношение к себе как «Я ЕСТЬ», «Я ХОЧУ», «Я МОГУ». Любой человек имеет те или иные возможности. Человек не божество, которому подвластно все! Но, когда из ребенка вырастает человек, который понимает, что «это я могу», «это я делаю хорошо», «а это у меня не очень получается», а «это вовсе не мое» он принимает себя и может выбрать то, что хочет и умеет. Увы, в нашей стране воспитание многих поколений и школьная система (чаще это не вина учителей и родителей, их самих так воспитали) приводит к тому, что человек не может принять себя в своем многообразии. Происходит следующее: «Отличники» - всю жизнь доказывают, что лучше других, учась и работая на износ, лишь бы получить одобрение. «Двоечники» давно на одобрение не рассчитывают и имеют самооценку ниже плинтуса, хотя и эти, уйдя из школы, могут найти свое призвание и обрести крылья, если не подсядут на лесть (манипуляция на основе положительного одобрения). «Троечники» и «хорошисты» всю жизнь могут болтаться между полюсами «плохой – хороший» (разной степени напряженности). И те и другие не имеют адекватной самооценки. Одобрение действия необходимо на первых этапах жизни в дозированных количествах, это даст со временем возможность брать ответственность за свои действия на себя при наличии признания. Но человеку всегда необходимо признание! Признание позволяет человеку чувствовать себя творцом и не отторгает его от его деятельности и результата этой деятельности. В этом случае человек может сказать про себя: «Я есть. Я принимаю себя. Я принимаю себя в деятельности. Я принимаю продукт своей деятельности». Человек, принимающий себя, не ищет одобрения в глазах других, он говорит «Я ЭТО СДЕЛАЛ!» «Я ДОВОЛЕН РЕЗУЛЬТАТОМ!» и несет за это ответственность. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|