Жизнь с первых шагов. ПРИЗНАНИЕ или ОДОБРЕНИЕ?

Человек, живущий в обществе, так или иначе, зависит от него, а точнее от значимых других, которыми это «общество» для него представлено. Первые значимые другие в жизни человека это  – родители. Именно родители во многом определяют наши реакции. Родители – это переводчики детских желаний. Они те, кто оценивают наши «первые шаги» и эти оценки долгое время «рулят» нашей жизнью, до тех пор, пока не будут осознанны нами. Только при таких условиях человек может стать самостоятельным (от чужих мнений и оценок) и прожить свою жизнь согласно своим представлениям, иными словами «выйти из сценария».

Представим ситуацию: ребенок сделал первый шаг, и родитель восторженно реагирует «Молодец!». После нескольких подобных подкреплений в мозге формируется нервная связь, и ребенок будет стараться каждый раз ходить, а не ползать ради одобрения. Так происходит научение. Но родитель может реагировать и иначе: «Ты пошел!» скажет родитель с позитивной интонацией.

Жизнь с первых шагов ПРИЗНАНИЕ или ОДОБРЕНИЕ

В чем разница. В первом случае происходит оценка не действия, а ребенка и далее у него формируется отношение, при котором, важно не действие, а то, как его оценят значимые другие. Во втором случае описывается само действие как нечто хорошее. Всю жизнь человек ползать не может и в норме около года до полутора ребенок начинает ходить самостоятельно, а учится при поддержке родителей.



Бывают ситуации, когда происходит задержка и ребенок не ходит, точнее не может в силу физиологических причин (хотя и это неспроста, но это отдельная тонкая и глубокая тема), например дисплазия тазобедренных суставов, которая в наше время, к счастью, диагностируется на ранних месяцах (диагностический признак – асимметрия ягодичных складок).

Но бывает и так, что молодая еще неопытная мама обнаруживает проблему в момент, когда ребенок делает попытки встать на ноги и ее настораживает прихрамывание и она в панике начинает причитать «Ой, ты мой бедный-несчастный, все пошли детки, а ты все не можешь!».

Даже если так случилось задача мамы не впадать в панику, а поддержать ребенка: « Ты хочешь ходить! Немного терпения и у тебя все получится!» Все описанное выше представляет две реакции родителя: по типу признания и по типу одобрения. Грань между этими двумя формами тонка и одна, расширенный вариант другой.

Признание выражается в принятии факта «ты пошел» или «ты сделал домашнее задание», и то как «ты пошел» или то «как ты сделал домашнее задание» ответственность того, кем данное действие выполняется. Конечно в случае с ребенком, задача родителя поддержать действие «Я думаю, ты можешь сделать это!».



Уже в школьный период ребенок вполне самостоятельно может справляться со школьными задачами при поддержке взрослого и определять под чутким руководством родителя (задача родителя на этом этапе услышать чего хочет ребенок, что ему нравится) приоритетные учебные предметы.

Программа жизни в детском возрасте закладывается родителем его одобрением / неодобрением или признанием.

Что лучше? Подумайте сами.

Еще несколько иллюстраций к теме, чтобы она лучше осмыслялась.

Про неодобрение писать не стану, т. к. полагаю, очевидно, что оно может отбить всякую охоту что-либо делать!

А вот одобрение это не что иное, как признание, но со знаком «+». А любой знак, будь то «-» или «+» воспринимаются ребенком не иначе как «я – плохой» или «я – хороший». Поэтому очень важно оценивать не ребенка, а действие, НО еще важнее признание как таковое «Я ПРИЗНАЮ ТЕБЯ И ТВОИ ЖЕЛАНИЯ» и тогда у ребенка формируется отношение к себе как «Я ЕСТЬ», «Я ХОЧУ», «Я МОГУ».

Любой человек имеет те или иные возможности. Человек не божество, которому подвластно все! Но, когда из ребенка вырастает человек, который понимает, что «это я могу», «это я делаю хорошо», «а это у меня не очень получается», а «это вовсе не мое» он принимает себя и может выбрать то, что хочет и умеет.

Увы, в нашей стране воспитание многих поколений и школьная система (чаще это не вина учителей и родителей, их самих так воспитали) приводит к тому, что человек не может принять себя в своем многообразии.

Происходит следующее: «Отличники» - всю жизнь доказывают, что лучше других, учась и работая на износ, лишь бы получить одобрение. «Двоечники» давно на одобрение не рассчитывают и имеют самооценку ниже плинтуса, хотя и эти, уйдя из школы, могут найти свое призвание и обрести крылья, если не подсядут на лесть (манипуляция на основе положительного одобрения). «Троечники» и «хорошисты» всю жизнь могут болтаться между полюсами «плохой – хороший» (разной степени напряженности). И те и другие не имеют адекватной самооценки.

Одобрение действия необходимо на первых этапах жизни в дозированных количествах, это даст со временем возможность брать ответственность за свои действия на себя при наличии признания. Но человеку всегда необходимо признание! Признание позволяет человеку чувствовать себя творцом и не отторгает его от его деятельности и результата этой деятельности.



В этом случае человек может сказать про себя: «Я есть. Я принимаю себя. Я принимаю себя в деятельности. Я принимаю продукт своей деятельности». Человек, принимающий себя, не ищет одобрения в глазах других, он говорит «Я ЭТО СДЕЛАЛ!» «Я ДОВОЛЕН РЕЗУЛЬТАТОМ!» и несет за это ответственность. 



Просмотров: 421
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Ребенок - это человек.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Человек - это то, что всегда стремится к наслаждению.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь