Созависимость: особенности психокоррекционной работы (рекомендации)

Целевая аудитория. Кто является потенциальными клиентами с созависимостью? Кто попадает в группы риска? Обычно это:

  • ВДХА (взрослые дети химических аддиктов);
  • Родители детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья);
  • Жены химических аддиктов;
  • Другие виды эмоциональной созависимости (жены психопатов, сценарные отношения и пр.).

Именно эти группы в большей степени склонны посвящать свою жизнь «для других» и/или жить «за других».

Более подробно о том, что представляет собой созависимость, ее структура и поведенческие индикаторы можно узнать по ссылке.

==================================================================

Основные мишени психокоррекционного воздействия, составляющие психологическое ядро созависимости (более подробно об психологическом портрете созависимого по ссылке):

  • Слабость «Я» (Эго):
  • Диффузность идентичности, слабые границы "Я";Нет чувства «себя»;Бессознательный страх

быть собой

    провоцирует стремление к СЛИЯНИЮ;Не «Я», а «МЫ» - трудности с выделением своих эмоций из общего эмоционального потока и, как следствие, переживание эмоций зависимого;Перекладывание ответственности;
  • Мазохистические черты (вина, самонасилие, насилие, аутодеструктивные черты);
  • Бессознательный эгоцентризм и нарциссизм (принятие на себя ответственности за действия объекта зависимости);
  • Ригидность (психическая и поведенческая);
  • Слабость морали (Конфликты в ценностно-смысловой сфере);
  • Доминирующий защитный механизм - ОТРИЦАНИЕ

 Созависимость особенности психокоррекционной работы рекомендации

Особенности терапии.

Следование принципу СИСТЕМНОГО подхода к консультированию созависимых отношений является очень важным, так как именно системность позволяет рассмотреть «запрос» со всех сторон и во всех плоскостях, что делает терапию более эффективной. В чем проявляется системность?

  • Системность в рассмотрении этиопатогенеза клиентского случая (учет специфики всех пластов: биология, социум, психика);
  • Системность в рамках комплексной работы с семьёй, системой «объект созависимости+созависимый»
«Практика показывает, что наиболее эффективными способами коррекции аддиктивных состояний являются те, в рамках которых осуществляется холистический, (целостный) подход».

Ц.П.Короленко

Основные формы терапии созависимости, используемые в практике:

  • Индивидуальная терапия;
  • Групповая терапия (динамические группы, тренинги, группы личностного роста);
  • Комплексная терапия (индивидуальная + групповая).

На практике наиболее результативным оказывается сочетание индивидуальной и групповой работы. Если в индивидуальном порядке «вытаскиваются» и прорабатываются особенности, способствующие формированию созависимости, то в групповой работе – происходит отработка новых моделей поведения и терапия «обратной связью» участников группы.

Таким образом, рекомендуемая структура психокоррекции включает в себя два этапа:

1 этап (подготовительный). Встреча с клиентом, составление договора, обсуждение правил, психодиагностика, изучение личностных особенностей клиента, формулирование и постановка запроса на терапию.
2 этап (рабочий). Состоит из 5 звеньев, обеспечивающих максимальную эффективность и результат.
    Индивидуальная работа;Постепенное вхождение в групповой процесс;Групповая работа;Завершение процесса групповой работы, формулирование выводов;Индивидуальная работа.

 
О групповой работе. Важно указать ряд особенностей, касающихся групповой работы с созависимым. Известно, что существует большое разнообразие психологических терапевтических групп: по однородности клиентов (моногруппы и смешанные группы), по модальности (психоаналитические, гештальт, когнитивно-поведенческие, экзистенциальные и пр.), по типу управления (самоуправляемые, самоподдерживающиеся, с тренером) и пр. Во всем разнообразии можно запутаться.

Какую группу выбрать – моногруппу или смешанную?! У каждой есть свои преимущества и особенности.

Смешанный тип группы, когда участники представлены разнородно по возрасту, полу, расстройству и т.д – способствует более скорой социализации клиента с созависимым поведением. Используется такая группа в долгосрочной терапии, когда нет тренинговой основы и она направлена на динамические взаимодействия между участниками.
Моногруппы, где все участники с одинаковым запросом (в нашем случае – с созависимостью), также эффективны, но в отличие от смешанных групп у моногруппы есть преимущество – возможность специализированного тренингового воздействия. То есть, составляется программа тренинга по психокоррекции созависимости, набирается группа из созависимых и начинается работа по коррекции личностной структуры, формируются необходимые навыки и адаптивные копинги.

Тип модальности группы зависит от терапевта ее ведущего. Более эффективны психодинамические группы и группы с использованием интегрированных подходов (методы и техники различных модальностей, что обеспечивает более целостные подход).

Таким образом, смешанная группа способствует социализации, а моногруппа – тренинг по коррекции личностной структуры созависимости.

======================================================

«Программа коррекции аддиктивных расстройств не может претендовать на эффективность, если в ней не будет представлен персонализированный подход, ориентированный на конкретного аддикта и его семью».

Факторы, способствующие терапии:

1. Наличие мотивации на изменение (психокоррекцию, терапию). Внутренняя уверенность в способности к преодолению трудности;
2. Опора на жизненные ценности, значимые для клиента вне сферы созависимости (переключение на мир и выход за пределы системы созависимости): работа, семья, гордость, религия, здоровье (и ЗОЖ) как отдельно, так и вместе взятые. Данные ценности противостоят тенденциям к созависимости и если их нет или недостаточно, то необходимо приобрести их в процессе психокоррекционной деятельности;
3. Укрепление доверия; обучение навыкам, позволяющим качественнее и быстрее справляться с проблемой, повышать компетентность и самооценку человека;
4. Направление жизненных ресурсов в ключевые аспекты жизни, к которым относятся семья, друзья, работа, карьера, хобби и активности, связанные со здоровьем;
5. Информированность клиента о механизмах формирования созависимого поведения;

Факторы, затрудняющие терапию:

1. Непроработка и сохранение в жизни клиента условий, активно способствующих формированию и/или подкреплению созависимого поведения;
2. Сохранение защитных механизмов отрицания, рационализации и интеллектуализации. Их сохранение – показатель недостаточного уровня осознанности;
3. Наличие коморбидных расстройств депрессивного спектра, зависимого личностного расстройства;
4. Наличие у созависимого какой-либо аддикции;
5. Психосоматика;
6. Невозможность системной проработки проблемы (работы со всей системой «созависимый+объект созависимости»);
7. «Ядерная» созависимость (в основе лежит зависимое личностное расстройство, ранняя детская эмоциональная депривация);

 ==================================================================

Индикаторы положительного эффекта терапии:

  • Принятие ответственности за свое прошлое, настоящее и будущее;
  • Эмоциональный и духовный рост;
  • Акцент на будущее и настоящее;
  • Укрепление личностных границ;
  • Осознание деструктивности созависимости;
  • Осознание своих адаптивных и неадапивных копингов;
  • Активное включение в социальную жизнь (формирование круга друзей, выбор активности, связанной с развлечением, обучение социальным навыкам);
  • Приобретение личностной автономии;
  • Осознание своих защитных механизмов;

Терапия созависимости - сложный, но вполне реальный проект! Обдуманное, целенаправленное взаимодействие клиента и психолога, своевременная диагностика индикаторов процесса - залог скорого достижения желаемых результатов.

===================================================================

С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 548
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Психологические особенности и поведенческие характеристики созависимости. Часть 3
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Психотерапия созависимости (алгоритм и техники работы)
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Причины созависимости и как освободиться от созависимости.
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Телесная терапия зависимости и созависимости
  • Влияние тревоги на терапию созависимости
  • Трансовая техника работы с созависимыми отношениями, устранение созависимости.
  • Особенности проявления созависимости во взрослой жизни дочерей алкоголиков ч.2
  • Особенности проявления созависимости во взрослой жизни дочерей алкоголиков
  • Эволюционный подход в основе развития созависимости.
  • Осознание или иллюзия созависимости.
  • О созависимости в рамках зависимости.
  • Группа как Объект Желания. Изучение сексуальности в групповой терапии. Глава 9. Тема инцеста
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Формирование созависимости (пошаговое описание процесса).
  • О созависимых: возможно, это о нас. Психолог о зависимости и созависимости(4)
  • Работа с детьми группы риска
  • Спасатель. Роли созависимых. Психолог о зависимости и созависимости(6)
  • Простак. Роли созависимых. Психолог о зависимости и созависимости(7)
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Роли созависимых. Преследователь. - Продолжение "Психолог о зависимости и созависимости"(5)
  • О созависимости и созависимых отношениях.
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Контрзависимость, как этап выздоровления от созависимости.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь