|
Созависимость: особенности психокоррекционной работы (рекомендации)Автор статьи: Мосин Алексей Викторович
Целевая аудитория. Кто является потенциальными клиентами с созависимостью? Кто попадает в группы риска? Обычно это:
Именно эти группы в большей степени склонны посвящать свою жизнь «для других» и/или жить «за других». Более подробно о том, что представляет собой созависимость, ее структура и поведенческие индикаторы можно узнать по ссылке. ================================================================== Основные мишени психокоррекционного воздействия, составляющие психологическое ядро созависимости (более подробно об психологическом портрете созависимого по ссылке):
быть собой
Особенности терапии. Следование принципу СИСТЕМНОГО подхода к консультированию созависимых отношений является очень важным, так как именно системность позволяет рассмотреть «запрос» со всех сторон и во всех плоскостях, что делает терапию более эффективной. В чем проявляется системность?
«Практика показывает, что наиболее эффективными способами коррекции аддиктивных состояний являются те, в рамках которых осуществляется холистический, (целостный) подход». Ц.П.Короленко Основные формы терапии созависимости, используемые в практике:
На практике наиболее результативным оказывается сочетание индивидуальной и групповой работы. Если в индивидуальном порядке «вытаскиваются» и прорабатываются особенности, способствующие формированию созависимости, то в групповой работе – происходит отработка новых моделей поведения и терапия «обратной связью» участников группы. Таким образом, рекомендуемая структура психокоррекции включает в себя два этапа: 1 этап (подготовительный). Встреча с клиентом, составление договора, обсуждение правил, психодиагностика, изучение личностных особенностей клиента, формулирование и постановка запроса на терапию. 2 этап (рабочий). Состоит из 5 звеньев, обеспечивающих максимальную эффективность и результат.
Какую группу выбрать – моногруппу или смешанную?! У каждой есть свои преимущества и особенности. Смешанный тип группы, когда участники представлены разнородно по возрасту, полу, расстройству и т.д – способствует более скорой социализации клиента с созависимым поведением. Используется такая группа в долгосрочной терапии, когда нет тренинговой основы и она направлена на динамические взаимодействия между участниками. Моногруппы, где все участники с одинаковым запросом (в нашем случае – с созависимостью), также эффективны, но в отличие от смешанных групп у моногруппы есть преимущество – возможность специализированного тренингового воздействия. То есть, составляется программа тренинга по психокоррекции созависимости, набирается группа из созависимых и начинается работа по коррекции личностной структуры, формируются необходимые навыки и адаптивные копинги. Тип модальности группы зависит от терапевта ее ведущего. Более эффективны психодинамические группы и группы с использованием интегрированных подходов (методы и техники различных модальностей, что обеспечивает более целостные подход). Таким образом, смешанная группа способствует социализации, а моногруппа – тренинг по коррекции личностной структуры созависимости. ====================================================== «Программа коррекции аддиктивных расстройств не может претендовать на эффективность, если в ней не будет представлен персонализированный подход, ориентированный на конкретного аддикта и его семью». Факторы, способствующие терапии: 1. Наличие мотивации на изменение (психокоррекцию, терапию). Внутренняя уверенность в способности к преодолению трудности; 2. Опора на жизненные ценности, значимые для клиента вне сферы созависимости (переключение на мир и выход за пределы системы созависимости): работа, семья, гордость, религия, здоровье (и ЗОЖ) как отдельно, так и вместе взятые. Данные ценности противостоят тенденциям к созависимости и если их нет или недостаточно, то необходимо приобрести их в процессе психокоррекционной деятельности; 3. Укрепление доверия; обучение навыкам, позволяющим качественнее и быстрее справляться с проблемой, повышать компетентность и самооценку человека; 4. Направление жизненных ресурсов в ключевые аспекты жизни, к которым относятся семья, друзья, работа, карьера, хобби и активности, связанные со здоровьем; 5. Информированность клиента о механизмах формирования созависимого поведения; Факторы, затрудняющие терапию: 1. Непроработка и сохранение в жизни клиента условий, активно способствующих формированию и/или подкреплению созависимого поведения; 2. Сохранение защитных механизмов отрицания, рационализации и интеллектуализации. Их сохранение – показатель недостаточного уровня осознанности; 3. Наличие коморбидных расстройств депрессивного спектра, зависимого личностного расстройства; 4. Наличие у созависимого какой-либо аддикции; 5. Психосоматика; 6. Невозможность системной проработки проблемы (работы со всей системой «созависимый+объект созависимости»); 7. «Ядерная» созависимость (в основе лежит зависимое личностное расстройство, ранняя детская эмоциональная депривация); ================================================================== Индикаторы положительного эффекта терапии:
Терапия созависимости - сложный, но вполне реальный проект! Обдуманное, целенаправленное взаимодействие клиента и психолога, своевременная диагностика индикаторов процесса - залог скорого достижения желаемых результатов. =================================================================== С уважением, Алексей Мосин! Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|