|
Психологические особенности и поведенческие характеристики созависимости. Часть 3Автор статьи: Вариошкина Елена Николаевна
Известно, что одной из особенностей социализации человека является не только усвоение социального опыта, но и преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации. Созависимый начинает переживать потребности другого как свои собственные, забывая о том, что перед ним другой человек, воспринимая его радости и беды как свои собственные, как бы забывая о себе. И в результате теряется «самость». Эти параметры истины окружающего мира, истины как таковой, находятся вне их воли, силы и досягаемости, потому картина реальной жизни у них уже искажена (Н. Г. Артемцева). Вот некоторые особенности поведения созависимых в системе контактов, взаимодействий, отношений с другими людьми: - говорить одно, думать или иметь в виду другое; -сверх-терпимость с одной стороны и вечное недовольство, что никто не ценит этого с другой; -ложь во имя вежливости; -страх оказаться неправым или высказать противоположную точку зрения; -невозможность сказать «нет». Вместо этого используются уклончивые ответы; - предложение помощи, когда о ней прямо не просили. В рамках транзакционного анализа предложен следующий механизм, лежащий в основе взаимодействия аддикта и созависимого родственника: в рамках этой парадигмы вводится понятие «Первичный симбиоз», которое описывается как связь между устойчивой «системой обеспечения» (мать) и «системой потребления (ребёнок), а также «Вторичный патологический симбиоз» – неустойчивая связь между «системой обесценивания» (представленной созависимой женой, выступающей в роли матери) и «системой грандиозности» (представленной зависимым мужем, имеющим возможность всю жизнь прожить взбалмошным ребёнком) (R.D. Philips, 1087). Н. Г. Артемцева, анализируя результаты опроса членов группы самопомощи «Со-DA» выделяет некоторые характерные особенности поведения (и его мотивации) созависимого человека. Вот они:
На основании различных описаний поведенческих проявлений феномена созависимости в специализированной литературе можно сделать вывод, что созависимые люди принимают на себя определенные социальные роли и действуют по определенным жизненным сценариям. «Спасатели» - люди, которые пытаются устроить трудоемкие, «сомнительные» дела для других, урегулировать чужие проблемы в ущерб собственным. Они теряют свою личностную идентичность в других, как бы растворяясь в них. Эта роль свойственна обычно представителям так называемых «помогающих» профессий. «Соглашатели» - они с большей готовностью подчиняются другим, чем проявляют собственные желания и нужды. Для них большая проблема - сказать нет. «Соглашатели» - искусная форма манипулирования и контроля. «Люди, стремящиеся к сверхдостижениям» - они чувствуют пустоту от потери их личностного «Я» и пытаются восполнить эту утрату различными «достижениями», результатами своей активности. Однако в связи с тем, что внутренняя душевная пустота обусловлена другими причинами (а не отсутствием результатов в «псевдодостижениях»), то удовлетворение своей деятельностью не наступает и внутреннее напряжение не снимается. «Неудачники»- они чувствуют такую же внутреннюю пустоту, как и их антиподы «люди, стремящиеся к сверхдостижениям». Эта категория имеет, как правило, низкую самооценку, периодические рецидивы «Сверхзастенчивые», стыдливые. Они чувствуют себя неадекватными окружающему их миру, ощущают свою собственную неполноценность и в целом - ущербность. В данном случае речь идет не о восприятии этого человека социумом как неудачника. Нередко этот тип людей может занимать даже социально значимое место в обществе и демонстрировать высокие результаты своей деятельности, однако из-за низкой самооценки эта категория всегда внутренне неудовлетворенна результатами своей деятельности (по принципу – «как бы обо мне не говорили окружающие, мне все равно стыдно за себя и свою работу»). «Перфекционисты» - постоянный страх совершить ошибку и перейти в категорию «неудачника» заставляет этот тип до бесконечности совершенствовать результаты своего труда, доводя это до абсурда и вызывая зачастую обратный эффект. Постоянный прессинг стремления к абсолюту довлеет над ним до такой степени, что это, в конечном итоге, может вызывать депрессию. «Жертвы» - постоянные жалобы на непонимание со стороны окружающих, невербальная апелляция за помощью, даже получив которую, представители этого типа все равно продолжают жаловаться на судьбу, считая, что никто и ничто (включая помощь и поддержку) не может улучшить их безрадостного положения. «Мученики» - в отличие от «жертв» - живут в мечтательном будущем. Они обычно очень религиозны, т.к. легко принимают церковный постулат об обязательности кары за содеянные грехи. Однако их безнадежный фанатизм, как правило, не агрессивен. В социуме - они ориентированы, главным образом, на ту категорию окружения, на которую можно переложить ответственность за их поступки. Степень их ощущения безнадежности бытия такова, что они даже не в состоянии принять помощь со стороны в этой жизни, где «для них все уже ясно и кончено». «Рабы» (пагубных привычек, склонностей) - игроки-фанатики, трудоголики, «гобсеки» (или растратчики), обжоры и т.д. Примечательно, гипертрофированные проявления «рабской» созависимости могут быть направлены не только по отношению к людям и предметам, но и к ситуации, поведению, месту. «Супермены» - этот тип с ярко выраженным ущербным личностным «Я», живущий по принципу «Я самый, самый…». Причем, в данном случае для этой категории знак его «Эго» (социально обусловленный плюс или минус) не играет никакой роли. Важна только степень полярности проявления «суперкачеств». Они могут принимать различные ролевые маски (эгоизма, самовлюбленности, хвастовства, хулиганства и т.д.). Отличаются эти маски только поведенческими проявлениями самоутверждения, главным образом, путем воздействия на окружение. Записаться на мою Онлайн консультацию Вы можете, написав мне лично, WhatsApp, Viber, Sms по номеру +7(962)189-88-19 Не клиентские истории (Житейские истории в ничтожных обстоятельствах жизни и действиях человека помогают находить ключ к разрешению психологических проблем) Размышления по мотивам созависимости: Жёлтые цветы для мамы Равенство и братство в быту, семье и сексе Нужно ли мне с ним разводиться? Сосуд духовности или угодничество женщин миролюбиц Написать автору на В статье использованы материалы Артемцевой Н.Г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|