Психологические особенности и поведенческие характеристики созависимости. Часть 3

Ранее:

Понятие "созависимость" в современной психологии (теоретический анализ литературы лежит здесь

"Психологические особенности и поведенческие характеристики созависимости. Часть 1" лежит здесь

"Психологические особенности и поведенческие характеристики созависимости. Часть 2"  лежит здесь


Еще Бехтерев В.М. отмечал, что окружающие условия оказывают существенное влияние на развитие личности и закрепляют и поддерживают в ней те или иные особенности, благодаря различным условиям существования.

Известно, что одной из особенностей социализации человека является не только усвоение социального опыта, но и преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации.

Созависимый начинает переживать потребности другого как свои собственные, забывая о том, что перед ним другой человек, воспринимая его радости и беды как свои собственные, как бы забывая о себе. И в результате теряется «самость». Эти параметры истины окружающего мира, истины как таковой, находятся вне их воли, силы и досягаемости, потому картина реальной жизни у них уже искажена (Н. Г. Артемцева).

Вот некоторые особенности поведения созависимых в системе контактов, взаимодействий, отношений с другими людьми:

- говорить одно, думать или иметь в виду другое;

-сверх-терпимость с одной стороны и вечное недовольство, что никто не ценит этого с другой;

-ложь во имя вежливости;

-страх оказаться неправым или высказать противоположную точку зрения;

-невозможность сказать «нет». Вместо этого используются уклончивые ответы;

- предложение помощи, когда о ней прямо не просили.

В  рамках  транзакционного  анализа предложен  следующий  механизм,  лежащий  в  основе  взаимодействия  аддикта  и созависимого родственника: в рамках этой парадигмы вводится понятие «Первичный симбиоз», которое описывается как связь между  устойчивой «системой  обеспечения» (мать) и «системой потребления (ребёнок), а также «Вторичный патологический симбиоз» – неустойчивая связь между «системой  обесценивания» (представленной  созависимой  женой,  выступающей  в роли матери) и «системой грандиозности» (представленной  зависимым  мужем, имеющим  возможность  всю  жизнь  прожить взбалмошным ребёнком) (R.D. Philips, 1087).

Н. Г. Артемцева, анализируя результаты опроса членов группы самопомощи «Со-DA» выделяет некоторые характерные особенности поведения (и его мотивации) созависимого человека. Вот они:

    - Мои чувства о том, кто я есть произрастают из потребности быть любимым и получать одобрение.
    - Усилия (напряжение) другого влияют на мой покой.
    - Я концентрирую все свое внимание на решение его проблем или облегчение его боли.
    - Все моё существо направлено на то, чтобы доставить удовольствие другому, защитить его или заставить его поступать так, как я этого хочу.
    - Я поддерживаю свою самооценку, решая проблемы и убирая боль другого.
    - Я откладываю свои интересы и увлечения в сторону и провожу свое время, разделяя чужие.
    - Мои желания диктуются поведением другого.
    - Я не думаю как я себя чувствую.
    - Я беспокоюсь о том, как другой себя чувствует.
    - Я не думаю о том, чего я хочу.
    - Я спрашиваю, чего хочет другой.
    - Мечты о будущем связаны с другим.
    - В наших отношениях я - дающая сторона, чтобы чувствовать свою безопасность.
    - Я ценю точку зрения и поступки другого больше, чем свои.
    - Чтобы быть с ним я отложил(а) свои принципы в сторону.
    - Качество моей жизни полностью зависит от качества его жизни.
    - Мой страх его недовольства (злости) и отказа обуславливает, что я скажу или сделаю.
    - Если я не осознаю чего-либо, я притворяюсь.

Психологические особенности и поведенческие характеристики созависимости Часть 3

На основании различных описаний поведенческих проявлений феномена созависимости в специализированной литературе можно сделать вывод, что созависимые люди принимают на себя определенные социальные роли и действуют по определенным жизненным сценариям.

«Спасатели» - люди, которые пытаются устроить трудоемкие, «сомнительные» дела для других, урегулировать чужие проблемы в ущерб собственным. Они теряют свою личностную идентичность в других, как бы растворяясь в них. Эта роль свойственна обычно представителям так называемых «помогающих» профессий.

«Соглашатели» - они с большей готовностью подчиняются другим, чем проявляют собственные желания и нужды. Для них большая проблема - сказать нет. «Соглашатели» - искусная форма манипулирования и контроля.

«Люди, стремящиеся к сверхдостижениям» - они чувствуют пустоту от потери их личностного «Я» и пытаются восполнить эту утрату различными «достижениями», результатами своей активности. Однако в связи с тем, что внутренняя душевная пустота обусловлена другими причинами (а не отсутствием результатов в «псевдодостижениях»), то удовлетворение своей деятельностью не наступает и внутреннее напряжение не снимается.

«Неудачники»- они чувствуют такую же внутреннюю пустоту, как и их антиподы «люди, стремящиеся к сверхдостижениям». Эта категория имеет, как правило, низкую самооценку, периодические рецидивы

«Сверхзастенчивые», стыдливые. Они чувствуют себя неадекватными окружающему их миру, ощущают свою собственную неполноценность и в целом - ущербность. В данном случае речь идет не о восприятии этого человека социумом как неудачника. Нередко этот тип людей может занимать даже социально значимое место в обществе и демонстрировать высокие результаты своей деятельности, однако из-за низкой самооценки эта категория всегда внутренне неудовлетворенна результатами своей деятельности (по принципу – «как бы обо мне не говорили окружающие, мне все равно стыдно за себя и свою работу»).

«Перфекционисты» - постоянный страх совершить ошибку и перейти в категорию «неудачника» заставляет этот тип до бесконечности совершенствовать результаты своего труда, доводя это до абсурда и вызывая зачастую обратный эффект. Постоянный прессинг стремления к абсолюту довлеет над ним до такой степени, что это, в конечном итоге, может вызывать депрессию.

«Жертвы» - постоянные жалобы на непонимание со стороны окружающих, невербальная апелляция за помощью, даже получив которую, представители этого типа все равно продолжают жаловаться на судьбу, считая, что никто и ничто (включая помощь и поддержку) не может улучшить их безрадостного положения.

«Мученики» - в отличие от «жертв» - живут в мечтательном будущем. Они обычно очень религиозны, т.к. легко принимают церковный постулат об обязательности кары за содеянные грехи. Однако их безнадежный фанатизм, как правило, не агрессивен. В социуме - они ориентированы, главным образом, на ту категорию окружения, на которую можно переложить ответственность за их поступки. Степень их ощущения безнадежности бытия такова, что они даже не в состоянии принять помощь со стороны в этой жизни, где «для них все уже ясно и кончено».

«Рабы» (пагубных привычек, склонностей) - игроки-фанатики, трудоголики, «гобсеки» (или растратчики), обжоры и т.д. Примечательно, гипертрофированные проявления «рабской» созависимости могут быть направлены не только по отношению к людям и предметам, но и к ситуации, поведению, месту.

«Супермены» - этот тип с ярко выраженным ущербным личностным «Я», живущий по принципу «Я самый, самый…». Причем, в данном случае для этой категории знак его «Эго» (социально обусловленный плюс или минус) не играет никакой роли. Важна только степень полярности проявления «суперкачеств». Они могут принимать различные ролевые маски (эгоизма, самовлюбленности, хвастовства, хулиганства и т.д.). Отличаются эти маски только поведенческими проявлениями самоутверждения, главным образом, путем воздействия на окружение.

Записаться на мою Онлайн консультацию Вы можете,

написав мне лично, WhatsApp, Viber, Sms по номеру +7(962)189-88-19

Не клиентские истории

(Житейские истории в ничтожных обстоятельствах жизни и действиях человека помогают находить ключ к разрешению психологических проблем)

Размышления по мотивам созависимости:

Жёлтые цветы для мамы

Равенство и братство в быту, семье и сексе

Нужно ли мне с ним разводиться?

Сосуд духовности или угодничество женщин миролюбиц

Написать автору на
e-mail: [email protected] 

В статье использованы материалы Артемцевой Н.Г. 



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Они знают, что их любят, но не чувствуют этого. О доверии к родителям.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Люди-жертвы: кто они и как от них не пострадать.
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Панические атаки: для чего они нам нужны, и как от них быстро избавиться?
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Как стать мужем и женой или "жили они долго и счастливо"
  • От себя не убежишь (пост о том, как мы прячемся от себя в семье и что из этого выходит)
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Раннее взросление или "как мне его спасти?"
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • "Как мне его вернуть?" или пять стадий развода
  • «Ты что, мне не доверяешь?" или как и почему мы позволяем проламывать свои границы в сексе.
  • ОТДАЙ ЕГО ОБРАТНО! Бывало?) Статья о том, как этого избежать.
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Статья "Как поставить сотрудникам задачу, которую они выполнят так, как нужно руководителю?"
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Внутренний Критик. Как его распознать и что с ним делать?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как мы растрачиваем свою энергию на мысли о прошлом и что из-за этого теряем в жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь