Типы клиентов психолога (предварительная стадия)

Типы клиентов психолога предварительная стадия

Как-то на заре своего обучения на психолога - консультанта я впервые услышала от своего преподавателя по психологическому консультированию, что к психологу будут приходить разные клиенты и существует определённая типология клиентов.

Эта типология опирается на определённый тип поведения клиента и его цели, с которыми он идёт к психологу.

Как сейчас помню три основных типа: визитёры, жалобщики и покупатели, но жизнь намного разнообразнее и этот список можно расширить, опираясь на свой опыт и опыт коллег. Но о визитёрах, жалобщиках, покупателях попозже.

Сейчас я бы хотела представить свою собственную типологию клиентов по тому, кто как заявляется на стадии предварительного контакта.

Типология клиентов

1. Импульсивные и нетерпеливые - это те, кого, как ему кажется, жизненные обстоятельства припёрли к стенке и ему срочно, срочно надо решить свою проблему у психолога. Когда говоришь им, что сейчас я занята и сегодня не получится, но можно записаться на следующие дни, они либо исчезают, либо записываются, но всё равно не приходят. Почему? Либо отпустило и не актуально стало, либо ситуация изменилась, либо нашёл психолога посвободнее, у которого было свободное время здесь и сейчас.

2. Пугливые и нерешительные - это те, которые долго настраивались позвонить психологу. Потом, набравшись смелости, написали сообщение ему или даже оставили свою заявку на консультацию с указанием своей проблемы. Когда психолог ответил им - они вдруг опять пугаются и "уходят в подполье" или "играют в молчанку".  И не вина психолога, что есть люди нерешительные и пугливые.

Для того, чтобы признать у себя проблему и обратиться к психологу нужна определённая смелость - не у всех она есть. И для таких людей подать заявку и озвучить свою проблему - уже большая смелость.

3. Думающие и соразмеряющие - этот тип клиентов идут дальше пугливых. Они доходят до первого разговора с психологом, узнают об условиях консультации и оплаты и соразмеряют свои возможности. В конце концов, кто-то говорит "А можно я ещё подумаю?", кто-то соразмеряет и думает, что не потянет психотерапию, кто-то ведёт себя как лиса в известной басне Крылова "А виноград-то зелен!", обесценивая психологов, кто-то ничего не говорит и идёт дальше "созревать" для работы с психологом...

4. Ищущие - это те, кто ищет своего психолога и уже не просто хотят познакомиться с ним, а пообщаться с психологом, посмотреть на него, почувствовать ещё на предварительном этапе его ли это психолог и подходят ли ему психологическое направление и методы работы специалисты.
Иногда поиски своего психолога затягиваются на долгие годы.

5. Мотивированные - это клиенты уже созревшие на поход к психологу, настроены решительно и в разговоре с ним выясняют конкретику: где, когда, во сколько и сколько. Доводят предварительный этап до встречи с психологом и приходят на эту встречу. Сюда же можно отнести тех, кто обращается к психологу по рекомендациям подруг, друзей, родственников, которые ранее обращались к этому психологу и он им помог.
Эти точно придут на первую консультацию

6. Игроки -  люди, уже на стадии звонка или письма, чтобы договориться о встрече, начинают "играть" в душку или контролёра. Например, грубо польстить ""Вы такой классный (крутой, известный и т.п.) психолог, мне Вас столько людей рекомендовали (я о вас столько хорошего слышал), что я не удержался и пришёл к вам." Или другая крайность:"А кто Вы? а что Вы? А что вы заканчивали? А вы точно МГУ закончили? Что-то этих мгушников развелось...Покажите мне Ваш диплом, милочка...А сертификаты можно тоже посмотреть..." Ну, что тут сказать? Имеют право попросить документы у психолога- правда, мне ни разу не приходилось показывать свои документы клиентам.

7. Отчаявшиеся или фаталисты - эти клиенты уже никого не выбирают. Устали от неудачного выбора и полагаются теперь на своё везение, Бога или ориентируются на других людей, наверное. Куда сказали идти туда и пошли, на кого показали к тому и идут, а то и вовсе закрыли глаза - куда или на кого с закрытыми глазами его палец  указал- к тому и идут. Прямо,  как указующий перст Бога.  А далее "они просто звонят или записываются, несмотря на анкету. Просто приходят."

8. Статусные или ВИП-персона - это клиенты, которые уже на этапе предварительного разговора ( по телефону или онлайн) сообщают о своем статусе - "я заместитель N, но об этом не надо говорить...", "я - владелец фирмы", при условии, что речь идет о личном консультировании. а не об организационном, и эта информация никакого отношения к обсуждаемому вопросу не имеет. И далее идут попытки поставить психолога в положение обслуживающего персонала: "Вы меня предварительно запишите, но за час до консультации позвоните мне и напомните". Похоже, люди давно выстроили вертикаль власти и кто стоит ниже, тот и обслуживает эту ВИП- персону - привычка делового человека или попутал  психолога с личным секретарём-помощником. И такое бывает.
Ещё таких клиентов на предварительной стадии цепляет статус психолога, цена, образование - если я крутой и статусный, то и психолог должен быть не меньше уровня Лабковского или других гуру психологии и психотерапии.

Вполне имеют право позволить себе психотерапевта  за 1000 евро или долларов в час, правда же?!

9. Просвещённые или псизнайки - это клиенты, читающие много популярную психологическую и духовную литературу и проводящие свободное время на психологических сайтах и форумах.  Возможно, студенты психологических факультетов. Они всё знают и они знают "как правильно, откуда что берётся, сами себя диагностировали, сами себе поставили диагноз, сами себя запутали... и т.д." На предварительной стадии могут чётко обозначить свой запрос, побеседовать и показать свои знания, хотя до терапии или консультации дело может вовсе и не дойти - они сами с усами. Не дай Бог, психологу сделать что-то не так или сказать не то, они тут же ухватятся за это и  выскажут своё "фи" профессиональному психологу. Что может сделать не так психолог на предварительной стадии? Не вовремя ответить на сообщение, письмо, не такие условия консультирования, неправильно общается с потенциальными клиентами...и поэтому он не нуждается в услугах специалиста.
Тут возникает вопрос: А нуждался ли? Ответ очевиден, по-моему.

10. Юзеры или халявщики - это те, которые изначально хотят попользоваться профессиональными знаниями и навыками психолога бесплатно. И скорее такой типаж можно встретить в онлайн консультировании. Помню, года три назад был какой-то наплыв клиентов, которые на предварительной стадии ведут себя как мотивированные. А когда дело доходит до реальной онлайн консультации, оказывается, что они по разным причинам не успели оплатить консультацию или оплатили, но какая-то задержка платежа произошла - "ну, давайте уже приступим к консультации, а платёж вам придёт потом".
Сейчас чаще можно встретить вот такое в соцсетях ВК и ОК: "Вы- психолог? Можно с вами поговорить?", "Вы психолог?Можно задать вам вопрос? и предварительная беседа, разговор, вопрос затягивают до полноценной консультации.  Потом мило говорят "спасибо!" и, похоже, психолог этого потенциального клиента больше не увидит - он уже получил то, что хотел.
Если их останавливаешь и приглашаешь на платную консультацию, они либо обрушивают на тебя своё негодование: "Вы не психолог! Психолог должен помогать людям бесплатно" или "Вы же женщина - психолог!  Женщины не должны брать деньги за свои услуги!" или молча уходят.

Вот такая получилась  типология клиентов по предварительной или подготовительной стадии консультирования. 

Спасибо коллегам, принявшим участие в обсуждении и внёсшие свой вклад в эту типологию!






Просмотров: 676
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Несказочные проблемы"
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"
  • "Хроники школьного психолога" Упражнение "Зубы дареного коня"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Самотерапия" и "Навык осознавания факта" помогут развиваться без психолога.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • О важности "разговоров в кабинете у психолога" или "вербальное отторжение "
  • "СмИрение" или "смЕрение"? Уроки русского языка от психолога.
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Как выбрать психолога? (инструкция для "начинающих клиентов")
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Так ли "всеяден" психолог или он выбирает клиентов?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь