Важной составляющей традиционного российского общества является образование (воспитание и обучение) подрастающего поколения. В его основе лежат обряды, которые строятся по определенной мировоззренческой схеме. В обрядах соединяется душа и тело не только конкретного человека, но и всего общества в целом. Они символизируют собой гармоничное единство природы, общества и человека; труда и отдыха; малого и великого... Люди вкладывают в рассматриваемые коллективные действа свои чувства, эмоции и знания, ибо в сознании отражается только часть общественного опыта.
Обряды способствуют формированию в обществе: целостного миропонимания; гармоничного сочетания веры и знаний, святынь и запретов; культуры телесных и духовных взаимодействий мужчин и женщин; физического и духовного здоровья; отцовских и материнских ролей; идеи защиты и продолжения Рода; преемственности поколений и космической устремленности...
Говоря о традиционном российском воспитании, можно представить его во взаимосвязи самостоятельного развития ребенка и родительских ограничений.
Родительские ограничения бывают психическими и физическими, которые следует рассматривать через призму общности и противоречивости. Введение ограничений - это не значит, что ребенка необходимо вгонять в какие-то заранее подготовленные рамки, хотя такая ситуация порой может иметь место. Ограничения жизненно необходимы в случае опасных действий (либо их предвестников) ребенка по отношению к самому себе или по отношению к обществу. На пути из мира детства в мир взрослости должен быть минимум ограничений. Другими словами деятельность ребенка чаще не должна ограничиваться при решении задач развития Рода и должна ограничиваться - при решении задач его безопасности. Принятие решения об ограничении должно осуществляться родителями на основе коллективного и собственного опыта, с учетом осознания ребенком своего поведения.
В ходе родительского воспитания ребенок проходит этапы бессознательного, предсознательного и сознательного развития. В период общественных кризисов российское общество индивидуализируется, а преодоление ребенком предсознательного этапа затягивается, чем объясняется увеличение количества проблем воспитания и обучения, противоречий полов и поколений, а так же случаев депрессивного и агрессивного поведения. При этом самостоятельно осознать происходящие отрицательные события часто ни ребенок, ни родители не могут. Неспособность общества решить проблему осознания кризисного развития ведет к агрессивному разрешению ситуации (конфликтам, войнам и революциям).
Разновидностью ограничения ребенка является его наказание. После предупреждения и повторного совершения подобного проступка для мальчиков больше подходит физическое наказание (угол, а порой и ремень). Следует понимать, что его применение должно нести не разрушительный, а оздоровительный характер. При этом сила воздействия определяется принципом подобия (подобное лечится подобным). По-другому строиться воспитание девочек, для которых более значимо психическое наказание. В этой связи основная идея ныне внедряемой в России ювенальной юриспруденции противоречит не только физиологическому развитию ребенка, но и традиционному российскому воспитанию.
Допущение физического наказания является результатом предыдущих ошибок в воспитании ребенка со стороны родителей и общества. В результате избрания такой формы ограничения надо быть предельно внимательным, строгим и доброжелательным. При реализации физического наказания родитель должен отдавать отчет своим действиям, а так же не поддаваться эмоциям ребенка и других домочадцев.
Вследствие правильно проведенного физического наказания, ребенок осознает причину совершенного им проступка, у него пропадает страх по отношению к ранее неосознаваемой им психически сложной ситуации, формируются навыки ее преодоления и послушание родителям. В случае неправильного проведения физического наказания у ребенка формируется протестное отношение к родителю и непослушание, которые затем распространяются на общество. Ребенок, который не адаптировался к родительскому воспитанию, не научился понимать родительские ограничения и наказания, во взрослом состоянии оказывается неспособным подчиняться и руководителям на работе. Позже у него возникают проблемы и при воспитании собственных детей, а на работе – подчиненных.
Из-за неосознаваемого страха перед психически сложными ситуациями, такие люди часто «выходят из себя» и порой просто издевается над теми, кого обязаны воспитывать. Худшее, что может быть в родительском воспитании во время физического наказания – это аффективное поведение. При этом насильник не знает сам и не может внятно объяснить другому человеку, ни причину, ни меру своего наказания. Поэтому страх взрослого человека перед психически сложной ситуацией, гораздо опаснее правильных физических наказаний в детском возрасте.
С взрослением ребенка развивается его осознание психически сложных ситуаций, повышается его самоконтроль, укрепляется его воля и духовное развитие. Параллельно этому процессу физические наказания за проступки должны сменяться психическими наказанием, например, социальными ограничениями.
В традиционной российской культуре степень наказания ребенка за проступок определяет не милиционер, прокурор или судья, а родитель. Нынешняя подмена, связана с разрушением в российском обществе традиционной системы обрядов, которые были лучшей профилактикой конфликтных ситуаций и агрессивного поведения. Поэтому разрешение семейных конфликтов ныне перекладывается на правоохранительные органы, которые по их компетенции больше работают не с причиной, а со следствием агрессивного поведения. Например, милиция, сферой деятельности которой является применение закона (обращение к сознанию), использует только часть общественного опыта. Поэтому милицейское реагирование лишь отчасти ведет к положительному результату, а порой оказывает и негативное воздействие на ребенка, родителя и общество.
Отвергая опыт традиционного развития российского общества, нынешние индивидуально ориентированные политики думают, что, подписавшись под Всемирной декларацией прав человека и Международной Конвенцией по правам ребенка, они смогут нейтрализовать проблему семейного насилия. Это далеко не так. Тем не менее, индивидуально ориентированные популяризаторы темы семейного насилия до сих пор предпочитают потчевать россиян высказываниями о высказываниях, наукообразными мнениями и не связанными с российской традицией законами.
Однако решить проблему семейного насилия при помощи зарубежных моделей невозможно, о чем свидетельствует статистика. Сухие цифры милицейских отчетов немым укором свидетельствуют о том, что индивидуализация воспитания ведет не к снижению, а к увеличению количества случаев семейного насилия. Для решения этой проблемы должны защищаться прежде не индивидуальные права граждан, а права общества, ибо только сильное общество способно защитить права каждого человека. Такое изменение законодательства будет способствовать возрождению традиционного российского воспитания, а оно, в свою очередь - вытеснению семейного насилия.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.