Осознанность — это основной результат психотерапии, то, к чему стремятся психотерапевты в своей работе, то, к чему приводит психотерапия. Это знание себя, своих реакций, своих эмоций, ощущение собственного тела, понимание своего выбора, ощущение себя в данный момент времени.
Осознанность свойственна людям с высоким уровнем развития и функционирования, людям, которым доступна глубокая рефлексия. Она является антонимом автоматизма.
В процессе исследования себя, когда становятся видны собственные привычные механизмы, появляется возможность остановки и реального выбора, действия «не по сценарию». Психоаналитики, в целом, считают проблему решенной, если удается ее увидеть, «взглянуть ей в лицо», без защит. Предполагается, что вследствие этого психика перестраивается, и удается жить более свободно, соответственно себе.
Зачем нужна осознанность преподавателю, педагогу?
Профессиональная область — большая часть жизни человека. В работе мы реализуем свои таланты и навыки, в повседневной деятельности мы творим, на разных уровнях создаем нечто новое, преломляя под задачу возможности нашего мозга и психики. Поэтому профессия и наши действия в ее рамках могут удовлетворять и наполнять, а могут стать каналом утечки энергии и ресурсов.
Мы можем чувствовать, что нечто идет не так, но не понимать, что именно, повторяя привычные действия, подсознательно ожидая иного результата. Это показатель того, что мы не имеем Внутреннего Наблюдателя или находимся в плохом контакте с ним. Это показатель того, что не хватает осознанности.
Стоит пояснить, что подобные автоматизмы, «белые пятна» — абсолютно нормальное явление. В поле каждого человека есть зоны, которые ему не видны и, к сожалению, часто бывает так, что даже при усилиях и работе над собой не будут видны никогда. Сознание — это всего 4-5% психического пространства, а 95-96% занимает бессознательное, которое и выдает «команды». Важно «переводить» в сознание сигналы бессознательного для того, чтобы иметь возможность большего выбора в своих действиях. Таким образом, повышая осознанность, мы повышаем качество своей жизни и жизни в профессии.
Если раньше вы выбирали автоматически или, например, были найдены отговорки, причины промедления в каких-то значимых вопросах, то сейчас предлагаем приоткрыть завесу и рискнуть посмотреть вглубь себя. Любой выбор и его основания не хороши и не плохи — просто они ваши. Важно честно видеть, для чего вы «здесь, на этом месте, в этом этапе жизни, в этом здании.
Итак, осознавая, мы получаем возможность остановиться и выбрать:
Мои цели в работе: Для чего я вхожу в аудиторию? Мне нужно получить степень и это временное занятие? Я люблю студентов, общение с ними? Мне важно сказать свое слово в науке?
Остаюсь ли я в профессии и на этом конкретном месте работы: Почему я остаюсь? Что мной движет — страх перемен или желание развития? Чем продиктован мой выбор — удобно добираться до работы, комфортный график и есть время для детей и семьи, учусь новому, даю знания и так далее.
Место этой работы в моей жизни: Насколько она важна, сколько энергии отнимает или дает? Является ли подспорьем, или пока я только вкладываю в нее, но не вижу ее делом своей жизни? Каким я вижу себя в будущем как профессионал, к чему я иду?
Что делать, чтобы повысить осознанность?
Останавливаться. Каждый конкретный день дает ответы на ваши вопросы. Замедляйтесь и спрашивайте себя в процессе диалога с коллегой, на заседании кафедры, во время своего выступления: «Для чего я это делаю?» Не обязательно всегда делать то, что хочется, есть вещи, которые нужно делать. Есть много «надо», которые закрепились автоматически и от них нужно избавляться.
Чувствовать себя в момент времени. Ощущать тело: я стою, сижу, мне удобно-неудобно; я устал, заболеваю, бодр; я встревожен, радостно. Все это ключ к пониманию себя.
Развивать позицию внутреннего наблюдателя. Смотреть на себя немного сверху или сбоку, как если бы смотрел другой человек: как я это делаю, что делаю, зачем?
Уделять внимание к своим эмоциям и телу. Отслеживать свои реакции, что помогает выстраивать контакт со своими желаниями, принимать решения.
Анализировать сны. Бессознательное посылает знаки в виде зашифрованных посланий, оно говорит с нами символами. Если сны запоминаются, значит некий внутренний конфликт не решен. Относитесь к снам, как к метафорам, не полагаясь на ум, подходя играючи, будьте к снам внимательны.
Медитировать, заниматься йогой, спортом. Данные занятия фокусируют вас в настоящем моменте, одновременно расширяя связь с миром. Дают возможность отпустить мысли и повседневные заботы, прикоснуться к важному, к сути.
Следить за откликами людей. Люди часто говорят нам и о нас то, с чем мы не согласны. Если это говорит больше одного человека — слушайте. Возьмите на заметку.
Заниматься такими техниками как коллажи, свободное письмо, рисование. Техники, в которых не участвует анализ, логика, и мысли высвобождают бессознательное. Приступая к работе, обозначьте для себя — «Сейчас я рисую себя в профессии» или «Хочу понять, куда мне двигаться в этом вопросе» — и просто начинайте писать, рисовать, наклеивать картинки.
Отпустите внутреннего критика. Понимание, ответ придет в процессе. Обращайте внимание на объекты, которые выглядят ярко или притягивают ваше внимание. С вами говорит подсознание, и только вы может понять его ответ.
Начнем прямо сейчас? Как вам то, что вы сейчас читаете?
Психолог Анна Окулова для портала педагогов и преподавателей EduNeo
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.