|
Запрет на злость: сценарии проживания, поиск механики блокировкиАвтор статьи: Зубкова Анастасия
Злость в слепой зоне «Вы, кажется, сейчас злитесь». Если после этих слов терапевта первая реакция – испуг и отрицание, значит, сработал стоп-кран запрета на проявление злости. Злость – наиболее часто отрицаемая и подавляемая эмоция. Между тем, это – резкий сигнал «Стоп!», сообщающий, что мы находимся как минимум в некомфортных, а как максимум – в опасных условиях. Проявленная злость - предостережение для окружающих: следует прекратить деструктивные действия, иначе последуют пресекающие действия. Собака, когда у нее пытаются отнять кость, предупредительно рычит, - потом лает и кусает. Житель современного мегаполиса настолько блокирует свою злость, что не может даже заскулить, если вдруг его кость кто-то решит забрать. Блокировка не дает ему осознать, что происходит что-то экстраординарное, требующее его реакции. Это – оборотная сторона ограничений, которые социум неминуемо накладывает на агрессивное поведение. Разумеется, чем дальше мы цивилизуемся, тем менее приемлемо в любой непонятной ситуации бросаться в драку и кусаться. Но, между тем, взамен нам предложена масса менее травматичных проявлений агрессии: от словесного выражения злости (открытого обсуждения неприемлемого для вас поведения) – до обращения в правоохранительные органы (действия, пресекающие нежелательное поведение). Которые человек с запретом на проявление злости будет игнорировать: все они для него находятся в слепой зоне.
Запрет на злость => виктимное поведение Главное следствие запрета на злость – запрет на самозащиту. Одна из наиболее типичных проблем: современный житель мегаполиса с трудом отстаивает себя. Речь идет не о защите от нападений хулиганов (хотя и об этом тоже) – но и об элементарных сборах справок, походах по структурам и врачам, получении льгот, инофрмированности о своих правах. В осознанную зону не попадут даже сигналы о страданиях и неудобствах, причиняемых несправедливым, нечестным, некомфортным отношением окружающих. Однако, неосвоенные эмоции и страдания от дискомфорта будут накапливаться, искать выход и причинять страдания. По сути – запрет на проявление агрессии становится запретом на защиту себя. И индульгенцией для обидчика-угнетателя. То есть, запрет на проявление агрессии станет основой для виктимного поведения. В рационализируемой зоне будет появляться масса оправданий для «палача». И масса оправданий своего бездействия в ситуациях, когда от человека требуются энергичные действия по обеспечению своего комфорта и безопасности.
Запрет на злость => агрессивное поведение Между тем, кроме виктимного поведения, запрет на проявление злости активирует и другой сценарий – крайне агрессивного поведения. Поскольку запрет на злость не дает осознать эмоцию, неминуемо появляющуюся в процессе взаимодействия с окружающими, человек с таким запретом будет игнорировать ее до тех пор, пока критическая масса не будет пройдена. В таком случае достаточно крохотного происшествия (или появления незначительной фигуры, злиться на которую в системе конфликта запрета на проявления злости – безопасно), чтобы произошел взрыв. Отсутствие опыта ведения открытых конфликтов, и, как следствие – отсутствие опыта выхода из этих конфликтов, невозможность поиска путей их решения приводит к затяжным, остро переживаемым конфликтам. Причем, причины этих агрессивных стычек с окружающими (соседями, педагогами, друзьями, коллегами) будут ничтожны. В таком сценарии человек с запретом на проявление злости будет воспринимать разрыв отношений и социальную изоляцию – как единственно возможный вариант.
Запрет на злость => невозможность прощения В процессе терапии клиент с запретом на проявление злости сталкивается с непониманием, что ему делать с этой эмоцией. Получив контакт со своей «неосвоенной» злостью, впервые за долгое время ощутив ее разрушительную силу, человек не умеет проживать ее и склонен застревать в зацикленном сценарии переживания (но не «проживания», «осознания», «принятия») своего гнева. Запрет на проявление злости не дает опыта продвижения вперед, понимания, что конечная станция в этом пути – принятие, прощение – и освобождение. «Прощение» для человека с запретом на проявление злости по сути это – токсичное действие, которое будет разрушать его изнутри. Именно поэтому мысль о такой работе с гневом будет вызывать столько отторжения и неприятия. Вместо того, чтобы принимать и отпускать, фактически утилизируя эмоцию, клиент загоняет ее внутрь, провоцируя себя на еще больший гнев – теперь на умышленное причинение себе вреда.
Конструктивный путь проживания гнева Именно поэтому терапевту важно понимать, что клиент с запретом на проявление злости использует другой словарь. Для него «прощение» - это не освобождение, а причинение себе еще большего унижения, боли и вреда. Потому крайне важно в процессе терапии научить клиента «доезжать» до конечной станции проживания гнева, размыкать хождения по кругам ада и утилизировать свою злость. Первый опыт осознанного прохождения всего этого пути неоценим. Терапевт должен быть рядом с клиентом на всех этапах - от зарождения эмоции, к ее осознанию, пониманию раздражителя, который ее вызвал, принятию, прощению – и разрешению на конструктивные действия по устранению раздражителя.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|