Природа гнева и злости у детей

Человек рождается, прежде всего, как существо ощущающее и чувствующее. Первые реакции недавно родившегося ребенка не отличаются разнообразием: малыш общается с помощью плача или крика – на первых этапах жизни это единственный способ общения, доступный ребенку. Позже появляется первая улыбка как переживание радости или удовольствия, еще позже арсенал эмоций пополняется интересом, удивлением, злостью, обидой, печалью, страхом и другими более тонкими оттенками чувств. Каждая эмоция заложена в нас природой, выполняет свою особую роль в жизни человека и помогает приспособиться к огромному и непредсказуемому миру. Однако некоторые эмоции могут доставлять немалые проблемы, если они становятся неконтролируемыми или выражаются в разрушительном поведении, поэтому они становятся социально неприемлемыми для «хорошей девочки» или «послушного мальчика». Самая неоднозначная эмоция – это злость, которая принимает разные оттенки от слегка уловимого раздражения до ярости и гнева.

Природа гнева и злости у детей

Часто дети в очень раннем возрасте сталкиваются с тем, что их недовольство или раздражение вызывают еще большее недовольство у родителей, которые искренне считают, что злиться плохо и неправильно, что ребенок какой-то не такой (не удобный, не послушный, не сдержанный). И ребенок пытается спрятать это вполне здоровое и адекватное человеческое чувство, но именно в этот момент и начинают вырастать те проблемы, которые приводят большинство семей с детьми на прием к психологу в будущем.

Для начала разберемся, что же такое гнев и для чего он нужен в жизни человека. Итак, злость или гнев – это эмоция, которая возникает как реакция на препятствие в удовлетворении потребности (о потребностях ребенка читайте в статье «Почему дети плохо себя ведут?»). Дети проявляют злость в диапазоне от раздражения до яростного гнева чтобы устранить это препятствие, удовлетворить собственную потребность и позаботиться таким образом о себе. Для маленьких детей эмоции – это основной способ общения: двухлетний ребенок может яростно кричать «Нет» при виде каши утром, или когда мама предлагает ему книгу, он может швырнуть книгу на пол, топать ногами, опрокинуть кашу просто потому, что в этом возрасте еще не может сказать: «Спасибо, но сегодня мне не хочется каши» или «Я почитаю книгу позже, а сейчас мне бы хотелось поиграть с машиной, которую я не могу найти. Не видел ли ее кто-нибудь?». Но что происходит обычно в ответ на такое заявление о своих потребностях? В большинстве случаев родитель пугается такой реакции, раздражается, начинает злиться сам («Я варила эту кашу полчаса, а он не ценит мои старания!») и ребенок делает очень простой вывод: когда я злюсь - я плохой, таким я не нужен родителям. И запускается механизм подавления своих эмоций.

Эмоции ребенка формируют его самоощущение и отношение к себе, его внутренний мир и сущность. Что касается гнева или злости, то они мобилизуют энергию человека, вселяют в него чувство уверенности и силы и потому повышают его способность к самозащите. Если при проявлении «негативных» эмоций ребенок сталкивается с ответным гневом, презрением, или высмеиванием и критикой, то ребенок чувствует себя отвергнутым, плохим и не нужным. А поскольку желание ребенка быть хорошим для своих родителей глубоко инстинктивно и ребенок готов сделать что угодно, чтобы быть принятым своим близким взрослым и нравиться ему, то ребенок действительно научается сдерживать свой гнев, быть «хорошим и послушным мальчиком/девочкой». Так происходит утрата контакта ребенка с самим собой, утрата своего «Я». Достигается это путем блокировки своих чувств, удержания мышц тела в постоянном напряжении, направления злости на себя - ретрофлексии.

Для наглядности приведу пример развития событий по такому сценарию. К полутора-двум годам ребенок начинает понимать, что для выражения своих желаний и потребностей лучше использовать слова, чем плач или крики. Он кричит «не хочу» при виде книги, которую хотела почитать ему мама, при виде молока, которое он не любит, и в таких «бытовых» ситуациях чуткая и устойчивая мама может подстроиться к своему малышу и его потребность будет утолена. Но вот ребенку уже три года и появляются более абстрактные, оторванные от конкретной ситуации суждения, для выражения которых очень сложно подобрать нужные слова. Вот к родителям пришли гости, идут оживленные разговоры, общение и смех, ребенок активно привлекает внимание на себя, но мама спокойно объясняет, что она хочет поговорить с гостями, и в какой-то момент ребенок кричит «Ты плохая, я тебя ненавижу!». Подобные слова могут сказать и дети 7-10 лет в порыве сильных эмоций, и они способны действительно глубоко ранить любую, даже самую спокойную и принимающую мать, которая может возмутиться, разгневаться в ответ и резко крикнуть «Не смей так говорить мне!», а порой и наказать за это «Иди в угол и подумай о своих словах / своем поведении». Еще один пример, который часто возникает в отношениях братьев и сестер: вот один отбирает у другого игрушку / пенал / любую другую вещь, завязывается ссора, один может ущипнуть или ударить другого и уже летят фразы «Я убью тебя!», «Я тебя ненавижу!», «Я тебе сейчас врежу!» (обычно в таких эмоционально накалённых ситуациях в голову приходят самые резкие и грубые слова). Но вот в комнату заходит отец и говорит: «Не смей так говорить» или «Вы должны дружить друг с другом! Чтобы я больше не слышал таких слов в этом доме». (Подробнее о том, как можно реагировать в таких ситуациях читайте в статье «Справляемся с сильными негативными эмоциями ребенка: контейнирование»)



Что же происходит во внутреннем мире ребенка в это время?
Он продолжает злиться, но появляется еще и страх быть отвергнутым родителем, и для своей же безопасности ребенок «решает» держать свои чувства при себе. Но ведь сами то чувства никуда не уходят! Они возникают у ребенка с той же частотой, а вскоре все чаще от того, что не находят своего выражения, а скапливаются и концентрируются внутри. У ребенка могут появиться резкие боли в животе или приступы кашля. Поскольку «неприемлемые» чувства продолжают возникать, то ребенок, эгоцентричный по своей природе, начинает винить себя, чувствовать себя недостойным. Возрастает общая тревога и беспокойство, могут появиться трудности засыпания и нарушения сна (частые пробуждения, кошмарные сны – проекции гнева). Поскольку энергия раздражения аккумулируется и сдерживается, то возникают неконтролируемые приступы ярости, возможно два вида таких приступов: 1) направленные на окружающее пространство – швыряние и ломание вещей, грубые слова в адрес окружающих и тому подобное, 2) направленные на себя – разрушение любимых и самых дорогих для себя вещей, а в более старшем возрасте – нанесение себе ран и повреждений, угрозы уйти из жизни. Помимо открытых приступов гнева появляются и менее заметные действия, опять же не контролируемые сознательно, например, толкание и щипание других детей, или переедание сладостей, чтобы почувствовать себя лучше. Энергии раздражения и злости в любом случае нужен выход и порой этот выход происходит совершенно неочевидно и неожиданно. Однако у некоторых детей получается настолько спрятать свой гнев, что они становятся замкнутыми, тихими и одинокими, и, как ни парадоксально, очень послушными, следующими всем правилам и ведомыми, что создаст большие проблемы в подростковом возрасте.

Гнев – наименее приемлемая в обществе эмоция, потому что гнев способен принимать разрушительные формы и быть опасным как для самого человека, так и для окружающих. По статистике различные нарушения поведения – наиболее частая причина обращения родителей с ребенком на прием к психологу и психиатру.

Если ко мне на прием обращается семья с подобными проблемами у ребенка, главная задача работы с таким ребенком – восстановить контакт со своими естественными чувствами, эмоциями и потребностями, научиться понимать себя и прислушиваться к себе, понимать свое тело и, конечно же, найти адекватные и приемлемые в обществе способы выражения своих чувств и эмоций. В ходе такой работы ребенок начинает лучше понимать себя, осознавать свои потребности и удовлетворять их подходящим способом, в результате чего ребенок убеждается в собственной значимости, уникальности и находит для себя свой, единственно правильный и неповторимый путь развития.

 * Материал впервые опубликован на http://loginova.info/blog/



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Когда ребенок раздражает или что скрывает родительский гнев?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • "Куда мне себя деть от своих детей?!" или О некоторых причинах усталости и раздражения мам.
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • Что еще нужно понимать, чтобы… понимать своих детей
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Психически здоровый ребенок или «удобный» - что лучше?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Мой ребенок студент – как отпустить с пользой для него и себя
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь