|
Природа гнева и злости у детейАвтор статьи: Логинова Светлана Васильевна
Человек рождается, прежде всего, как существо ощущающее и чувствующее. Первые реакции недавно родившегося ребенка не отличаются разнообразием: малыш общается с помощью плача или крика – на первых этапах жизни это единственный способ общения, доступный ребенку. Позже появляется первая улыбка как переживание радости или удовольствия, еще позже арсенал эмоций пополняется интересом, удивлением, злостью, обидой, печалью, страхом и другими более тонкими оттенками чувств. Каждая эмоция заложена в нас природой, выполняет свою особую роль в жизни человека и помогает приспособиться к огромному и непредсказуемому миру. Однако некоторые эмоции могут доставлять немалые проблемы, если они становятся неконтролируемыми или выражаются в разрушительном поведении, поэтому они становятся социально неприемлемыми для «хорошей девочки» или «послушного мальчика». Самая неоднозначная эмоция – это злость, которая принимает разные оттенки от слегка уловимого раздражения до ярости и гнева. Часто дети в очень раннем возрасте сталкиваются с тем, что их недовольство или раздражение вызывают еще большее недовольство у родителей, которые искренне считают, что злиться плохо и неправильно, что ребенок какой-то не такой (не удобный, не послушный, не сдержанный). И ребенок пытается спрятать это вполне здоровое и адекватное человеческое чувство, но именно в этот момент и начинают вырастать те проблемы, которые приводят большинство семей с детьми на прием к психологу в будущем. Для начала разберемся, что же такое гнев и для чего он нужен в жизни человека. Итак, злость или гнев – это эмоция, которая возникает как реакция на препятствие в удовлетворении потребности (о потребностях ребенка читайте в статье «Почему дети плохо себя ведут?»). Дети проявляют злость в диапазоне от раздражения до яростного гнева чтобы устранить это препятствие, удовлетворить собственную потребность и позаботиться таким образом о себе. Для маленьких детей эмоции – это основной способ общения: двухлетний ребенок может яростно кричать «Нет» при виде каши утром, или когда мама предлагает ему книгу, он может швырнуть книгу на пол, топать ногами, опрокинуть кашу просто потому, что в этом возрасте еще не может сказать: «Спасибо, но сегодня мне не хочется каши» или «Я почитаю книгу позже, а сейчас мне бы хотелось поиграть с машиной, которую я не могу найти. Не видел ли ее кто-нибудь?». Но что происходит обычно в ответ на такое заявление о своих потребностях? В большинстве случаев родитель пугается такой реакции, раздражается, начинает злиться сам («Я варила эту кашу полчаса, а он не ценит мои старания!») и ребенок делает очень простой вывод: когда я злюсь - я плохой, таким я не нужен родителям. И запускается механизм подавления своих эмоций. Эмоции ребенка формируют его самоощущение и отношение к себе, его внутренний мир и сущность. Что касается гнева или злости, то они мобилизуют энергию человека, вселяют в него чувство уверенности и силы и потому повышают его способность к самозащите. Если при проявлении «негативных» эмоций ребенок сталкивается с ответным гневом, презрением, или высмеиванием и критикой, то ребенок чувствует себя отвергнутым, плохим и не нужным. А поскольку желание ребенка быть хорошим для своих родителей глубоко инстинктивно и ребенок готов сделать что угодно, чтобы быть принятым своим близким взрослым и нравиться ему, то ребенок действительно научается сдерживать свой гнев, быть «хорошим и послушным мальчиком/девочкой». Так происходит утрата контакта ребенка с самим собой, утрата своего «Я». Достигается это путем блокировки своих чувств, удержания мышц тела в постоянном напряжении, направления злости на себя - ретрофлексии.
Гнев – наименее приемлемая в обществе эмоция, потому что гнев способен принимать разрушительные формы и быть опасным как для самого человека, так и для окружающих. По статистике различные нарушения поведения – наиболее частая причина обращения родителей с ребенком на прием к психологу и психиатру. Если ко мне на прием обращается семья с подобными проблемами у ребенка, главная задача работы с таким ребенком – восстановить контакт со своими естественными чувствами, эмоциями и потребностями, научиться понимать себя и прислушиваться к себе, понимать свое тело и, конечно же, найти адекватные и приемлемые в обществе способы выражения своих чувств и эмоций. В ходе такой работы ребенок начинает лучше понимать себя, осознавать свои потребности и удовлетворять их подходящим способом, в результате чего ребенок убеждается в собственной значимости, уникальности и находит для себя свой, единственно правильный и неповторимый путь развития. * Материал впервые опубликован на http://loginova.info/blog/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|