|
Проявление детского гнева. Часть 1Автор статьи: Отт Татьяна Олеговна
Эволюционное значение гнева состоит в мобилизации энергии для активной самозащиты человека. Гнев имеет различный спектр своего проявления: раздражительность как слабый гнев и ярость как сильный. Он сопровождается приливом сил, энергии, в кровь выбрасывается адреналин, что способствует мобилизации всей энергетической системы организма, повышая уверенность в себе, уменьшение страха в ситуации опасности. Однако, за гневом ребенка могут быть скрыты совсем другие эмоции. Дети с ранних лет начинают понимать, что проявление гнева и злости таит в себе опасность. В нашей культуре эмоция гнева всегда несет отрицательную окраску, поскольку считается, что злиться плохо и неправильно, и дети всячески пытаются избежать этого чувства, часто в ущерб собственному благополучию. Дети могут демонстрировать проявление гнева, хотя на самом деле чувствуют обиду или боль. Выражать гнев порой легче поскольку, это более предсказуемая эмоция. Легко предположить, что может случиться после гневного выступления ребенка: другая сторона тоже рассердится. Если же ребенок признается другому, что он обижен, реакция другой стороны совершенно непредсказуема. Например, другой человек может рассердиться, расплакаться, холодно удивиться. Гнев ребенка – это выражение собственной значимости, которая снижается при попытке сдержать свои чувства. Маленькие дети могут казаться разгневанными, тогда как на самом деле они лишь пытаются удовлетворить собственные потребности и позаботиться о себе. Например, разгневанный двухлетка бросает карандаш, который «почему-то» не рисует, со всей силой и энергией заявляя о своей нереализованной потребности. Он мог бы просто сказать: «Мама, дай другой карандаш» или «почини, пожалуйста, этот карандаш», однако этого он еще не умеет. Такая реакция взрослым воспринимается как проявление злости, агрессии и может вызвать ответную негативную реакцию. По реакции родителей ребенок понимает, что вызвал негодование, что выражается у него в чувстве «я плохой». По мере взросления у ребенка складывается система представлений о себе и о том, как существовать в этом мире. Огромное влияние на самомнение ребенка оказывают реакции родителей на его потребности и желания. В детстве полученные негативные отзывы о своих проявлениях гнева часто становятся отрицательными установками его личности. Малыш не может еще понять злится мама на него, потому что он плохой или ей не понравилось что-то в поведении. Мнение родителей – это зеркало, если они говорят: «Ты ленивый», значит так оно и есть, если говорят: «Ты опять хуже всех», значит так и есть, он хуже всех. В силу своего возраста ребенок еще не может отличить сказали ему родители свои суждения «в сердцах» или они и правда считают его самым плохим. Ребенку комфортно развиваться в условиях родительского принятия и любви и, если ребенок разозлился на мать и продемонстрировал это, что будет встречено пренебрежением и неприязнью, малыш расценивает это как проявление нелюбви. Ребенок начинает понимать, что проявление гнева для него опасно и что нужно сделать все возможное, чтобы избежать подобной угрозы в будущем. В страхе потерять любовь родителей ребенок учится прятать свои чувства как можно глубже внутри себя. Однако человек не может не испытывать гнев, это базовая комплектация. Если эмоции встречают презрение, если их игнорируют, высмеивают или критикуют, ребенок чувствует себя отвергнутым. По мере взросления в семьях где на выражение негативных эмоций наложен запрет, неотреагированные эмоции тяжелым грузом оседают в душе и мешают здоровому развитию. Организм человека всегда стремится к балансу. Дети, не получившие навыка здорового и адекватного проявления этой нормальной человеческой эмоции, могут выражать свои гневные чувства порой самыми немыслимыми способами, вредными для них же самих, и для окружающих. Например, причиняют себе то, что хотели бы сделать другому, направляют свою энергию внутрь, а не наружу, чаше всего это выражается болями в животе (при этом врачи не диагностируют никаких функциональных нарушений) или нанесении себе царапин, укусов и п.т. Ребенок также может пытаться подавить свой гнев, однако энергия остается и ей необходимо «найти выход». Тогда ребенок дерется, щипается, толкается, обвиняя при этом других. На какое-то время ему становится легче, но потом ситуация повторяется. Бывает, что дети выражают эмоции в форме энуреза (недержание мочи) или же детям снятся кошмары. Иногда, напуганные мощью внутренней волны гнева, дети уходят в себя, пытаясь сохранить свою целостность, и становятся одинокими, тихими, замкнутыми, холодными. Именно из гнева произрастает большинство проблем, которые приводят детей и их семьи в кабинет психолога. Таким образом, гнев – это нормальное человеческое чувство, требующее не меньшего уважения чем радость или страх. Правильному выражению гнева можно и нужно научиться. Каким образом можно это сделать вы можете узнать во второй части статьи «Проявление детского гнева. Часть 2».
Если Вы столкнулись с проблемами эмоционального характера вашего ребенка (агрессия, страхи, депрессия и т.д.) и настроены решать её при помощи профессионального детского психолога - приглашаю ко мне на консультацию. Ваш детский психолог, Татьяна Отт. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|