|
Безопасное выражение гнева (перевод статьи) часть 1Автор статьи: Котляров Дмитрий Сергеевич
Безопасное выражение гнева. (Expressing anger safely) Кёртис Фишер и Кент Холлет. Перевод – Котляров Дмитрий Краткий обзор. Способность легко и безопасно выражать гнев может помочь клиентам направить свою энергию в русло поведенческих изменений. Здесь представлено простое задание, которое позволяет безопасно высвободить свой гнев. Изложение этого метода клиенту это ключ к успешному его использованию. В статье описывается техника изложения на примере конкретного случая. Рассматриваются преимущества и возможные опасности этого метода. _________________________________ Всесторонняя дискуссия о выражении гнева не являются целью данной статьи. Здесь рассматривается только один конкретный метод выражения гнева и то, как он может способствовать его безопасному выражению. Для того, чтобы достичь максимальной эффективности приводится пример обучения этому методу клиента. Около четырех лет назад мы начали экспериментировать с этим упражнением, направленным на то, чтобы помочь клиенту полностью выразить свой гнев. Клиенты могли выполнять это упражнение дома в комфортной для себя обстановке. Основанием для развития этого метода послужили наши собственные наблюдения за многочисленными клиентами, страдающими от депрессии. Большинство, из них, могли быть также диагностированы, как имеющие проблемы с невыраженным гневом, который накапливался годами. Так как количество накопленного гнева и его причины были почти невидимы для клиентов, сложилась классическая дилемма для терапевтов, как помочь клиенту разрешить проблему, которую он не осознаёт. Диагностика. Симптоматика невыраженного гнева практически совпадает с тем, что мы называем «стрессовым перенапряжением» (Хёрш, 1980). В зависимости от её тяжести, человек может демонстрировать признаки беспокойства и/или депрессии; обычно он чувствует себя некомфортно, жалуется на депрессию и некоторые другие физические симптомы, связанные с невыраженным гневом, такие как напряжение, головные боли, расстройство аппетита, бессонница, желудочно-кишечные проблемы. К ментальным симптомам относится раздражительность, вспыльчивость, острая реакция на мелкие неудачи, забывчивость, слабый контроль над эмоциями и трудности в расслаблении. Если вы спросите, что они чувствуют, то чаще всего вам ответят «страх», некоторые скажут «грусть» и лишь немногие - «гнев». Те, кто будут напуганы, часто боятся, что если они позволят своим чувствам выйти, то они как-либо покалечат себя или других. Большинство грустных клиентов описывают себя как беспомощных, сбитых с толку и ни на что не способных; они видят себя жертвами и на работе и дома; для того, чтобы справиться со сложившийся ситуацией они используют уход. Те немногие, которые скажут, что они разгневаны, часто через некоторое признаются, что слишком «напуганы», чтобы выразить свой гнев. Однако, как и в случае с клиентами, которые сообщают, что они напуганы, у клиентов, чувствующих гнев, чувство страха превалирует над гневом. Важно отметить, что выражение тех или иных чувств у этих клиентов может не соответствовать их функциям. После того, как будут обнаружены подавленные чувства гнева, страха или печали, работа терапевта состоит в том, чтобы помочь безопасно выразить эти чувства. Обычно, после того как будет выражен гнева, может произойти и выход остальных чувств. Карпман предложил полезную метафору, позволяющую описать эмоциональное состояние, которое испытывает человек, подавивший чувства страха, гнева и печали. Подобное подавление стимулирует появление бессознательного набора транзакций, который соответствует каждой позиции Карпманского треугольника: Жертва, Спаситель и Преследователь. Большинство людей подавивших свой гнев соответствуют позиции Жертвы. Поэтому один из способов диагностировать невыраженный гнев это заметить попытку таких клиентов заставить терапевта занять одну из двух оставшихся позиций. Если это произошло, то результат взаимодействия будет неприятен как для клиента, так и для терапевта. Некоторые конкретные методы того, как избежать этого обсуждаются в главе Техника. Цели. Следующим шагом после того, как вы определили проблему невыраженного гнева, является уточнение того, как определяет понятие гнева сам клиент. Клиенты, выражение гнева, у которых не соответствует его функциям, часто описывают его как негативное чувство, нечто, что следует избегать, пока оно не будет спровоцировано. Цель лечения в данном случае состоит из трех частей: помочь эти клиентам изменить своё отношение к гневу с негативного на позитивное; помочь им научиться выражать свой гнев безопасным способом; предоставить им выборы и ресурсы, для того, чтобы поддерживать свои изменения. Для того, чтобы достичь первой цели начните обсуждение с того, чем гнев является на самом деле. Для этого мы использовали понятие Томпсона: «гнев – это чувство, которое сопровождает желание изменить другого человека, вещи, события или последствия». После того, как вы клиент поймет это понятие, можно начинать изменять отношение к нему с негативного на позитивное. Понимание гнева как позитивного чувства направляет энергию человека в сторону обсуждения того, чего он хочет, как он хочет, чтобы другой изменился и когда он хочет, чтобы произошли эти изменения. После принятия клиентом позитивного определения гнева наступает время обсудить с ним, примеры того, как можно выражать гнев позитивно и негативно. Укрепление новой позиции по отношению к гневу позволяет формировать позитивное мировоззрение, в котором гнев может быть выражен безопасно. Техника. Терапевтическое сообщество использует разнообразные техники, направленные на выражение гнева, большинство из которых отражает поведенческие привычки, относящиеся как к взрослым, так и детям. Например, дети и некоторые взрослые выражают гнев, вспыхивая и выходя из себя; другие люди используют для этого уход, кто-то выходит на улицу прогуляться, кто-то бьет или стучит по предметам и/или вступает в физические или словесные перепалки. Но, несмотря на то, что всё это может быть эффективно, для терапии необходимы в первую очередь безопасные техники. ТА терапевты используют множество негипнотических техник для выражения гнева, таких как работа со стульями (Перлз, 1969), удары по подушке (Перлз, 1969), работа с телом (Лоуэн, 1967), регрессивная техника (Шифф, 1970) и техники с использованием комнаты для крика и резинового шланга (Кёблер-Росс, 1978). В терапии перерешений (1979) Гулдинги описали свой ТА/Гештальт подход в психотерапии и предоставили два примера того, как помочь выразить гнев, клиенту используя техники двух стульев и удары по подушке. Мы также используем эти две техники параллельно работе с телом и гипнозом. С некоторыми клиентами это работает хорошо, но другие настолько крепко придерживаются своих рэкетных чувств (Инглиш, 1972), что отказываются или сопротивляются этим техникам. Этот процесс очень хорошо описал Томпсон (1983): «Так как они не осознают своих чувств в тот момент, когда их чувствуют, их чувства не могут быть распутаны и поэтому они испытывают дискомфорт от своих настоящих чувств и ощущают, что застряли в этом паттерне». Для того, чтобы решить эту проблему мы объединили упражнение с подушками (как это обычно делали Гулдинги) и Эриксоновские психотерапевтические техники. После того, как мы в течение первой сессии установили проблемы с подавленным гневом, мы давали нашим клиентам домашнее задание в виде упражнения с подушками. Будучи пораженными способностью Эриксона убеждать клиентов выполнять необычные домашние задания (Хейли, 1973), мы тоже использовали его техники в изложение нашего упражнения клиентам, включая поведенческую подстройку (behavioral matching), метафоры, восстановление ресурсов, многоуровневую коммуникацию (multiple level communication), использование поведения клиента (utilization of client’s behavior) и назначение симптоматического поведения (symptom prescription) (Ланктон & Ланктон, 1983). Использование этих техник помогает достичь согласованности между упражнением, потребностями клиента, и общим планом лечения. Мы с удовольствием отмечаем, что большинство клиентов смогли получить результат, благодаря этому подходу. Благодаря постоянным наблюдениям в течение четырёх лет и обратной связи свыше 300 клиентов, мы обнаружили некоторые интересные паттерны и смогли успешно модифицировать изложение метода. К примеру, до того, как мы стали давать домашние задание, мы заметили, что некоторые клиенты, выразив гнев в течение терапии, получали от этого некоторое облегчение, которое продолжалось несколько дней или до следующей сессии, где начиналось всё с самого начала, они снова чувствовали гнев, и мы снова с ним работали. Клиенты оказались чрезвычайно мотивированными и активно работали со своими негативными чувствами. Однако, этот процесс мог продолжаться несколько месяцев или даже лет. Позже, когда мы стали давать этим клиентам упражнения на выражение гнева на дом, они стали быстро прогрессировать в высвобождении подавленного гнева и других чувств, что помогало им начать ясно мыслить и свою очередь укрепить полученные изменения. Продолжая давать домашние задания, мы обнаружили необходимость несколько раз изменить изложение метода клиентам. Некоторые клиенты начинали чувствовать себя хорошо после нескольких сессий высвобождающей терапии и, имея на руках и вполне удовлетворяющие результаты, принимали решения остановить ее, но только для того, чтобы вернуться через шесть месяцев с похожими проблемами. Позднее выяснилось, что они выполняли домашние задание только по некоторым пунктам, а затем, испугавшись своего гнева, прекратили делать совсем. Поэтому, рассказывая клиентам о нашей технике, мы стали детально описывать возможные реакции страха. А в последующей сессии, когда клиент неизбежно начинал чувствовать страх, мы переопределяли его как ОК, и в дальнейшем выполнение этого упражнения приносило максимальную пользу. Несмотря на то, что сессия, в которой демонстрируется техника, проходит в нормальном бодрствующем состоянии, элементы, которые в ней присутствуют, требуют от терапевта использовать способность клиента формально или неформально входить в транс. Обсуждение тех случаев, когда клиент испытывал гнев, само по себе, является приглашением и к регрессии и к диссоциации. Так как многие люди в этих случаях входят в лёгкий транс, терапевту следует быть внимательным к тем психологическим изменениям, которые указывают на это. Чтобы отследить подобные изменения, терапевт должен иметь четкое представление о естественном состоянии клиента: его дыхании, паттернах движения глаз, размере зрачков, мышечном тонусе и цвете лица и шеи, о разговорных клише и конструкции предложений. Используя это как исходный показатель, терапевт может сконцентрироваться на изменениях, которые демонстрируют постепенное возрастание деятельности парасимпатической нервной системы (прим. пер. – п. н. с. - является наиболее древней частью автономной нервной системы; ответственна за поддержание постоянства внутренней среды организма). Это включает замедление дыхания, сокращение пульса, изменение движения зрачков и возможно значительное расслабление. В этом состоянии клиент может легко диссоциироваться от эмоциональных компонентов тех случаев вспышек гнева, которые с ним были и это в свою очередь способствует последующему процессу установления нового отношения к гневу. Несмотря на то, что использование транса не является существенным для достижения эффективности этого упражнения, терапевту следует учитывать, что это может произойти спонтанно и быть готовым использовать его, если представиться такая возможность. Независимо от того, будете ли вы использовать транс или нет, для того, чтобы достигнуть максимальных изменений в клиента, необходимо следовать этапам гипнотических интервенций. В первую очередь терапевт чтобы привести клиента к желаемому терапевтическому результату подстраивается под его мировоззрение. Это подстройка наиболее эффективна, если осуществляется на нескольких уровнях. На вербальном уровне подстройка включает в себя использование тех же самых слов, фраз и структуры предложений. На невербальном уровне это тон голоса и интонации, темп дыхания, позы и жесты. На более глубоком уровне терапевт способен разделять убеждения клиента и систему его ценностей, а также выполнять поведенческую подстройку, базируясь на его системе взглядов. От того насколько искусно и естественно будет произведена настройка, зависит то, насколько клиент воспримет её как эмпатическое понимание. После того, как настройку будет совершена, терапевт может двинуться в сторону расширения представления о мире. Для этого полезно использовать техники разработанные Эриксоном. Например, в «последовательном принятии» (“yes set”) (Эриксон, Росси и Росси, 1976) с помощью набора вопросов, на которые клиент отвечает «да», терапевт устанавливает тонкую подстройку к его представлениям, а затем деликатно подводит к новому пониманию. Вполне возможно, что возникнет необходимость совершить несколько раз подобную подстройку и использовать для этого различные техники, для того, что закрепить необходимые терапевту убеждения. Одна из целей терапевтической работы на начальном этапе это избежать сопротивления. С клиентами, имеющими подавленный гнев это желательно вдвойне. Если терапевт нечаянно создаст ситуацию, в которой клиент станет сопротивляющимся и, направив всё своё возмущение на терапевта, будет вести транзакции из одной из позиций треугольника Карпмана, это приведет к борьбе намерений, которую даже очень искусный терапевт не всегда способен разрешить эффективно. Использование метафор аккуратно сужает возможное проявление сопротивления (Гордон, 1978). Для этого терапевт представляет главную мысль в виде истории или комментария-метафоры, которая, с виду, совершенно не касается клиента. Однако, даже если мысль или метафора была отвергнута, их семена всё равно уже посеяны и терапевт может вернуться к ним, чтобы полить ростки и всячески содействовать их росту. Но также клиент может отвергнуть эту метафору, чтобы не потерять своё лицо, если терапевт продолжает повторять её, превращая в нечто важное. Метафоры не должны быть длинными и скучными. Они могут состоять из целой истории или анекдота, но так, чтобы её острота была столь эффективна при создании темы обсуждения, что она могла быть использована для продолжения процесса подстройки и подведения клиента к новым представлениям. К примеру, с одним клиентом использование такой метафоры «это словно полет на воздушной трапеции без страховки» раскрыло нам путь к другим сравнениям и историям, касающимся цирка, приключений, безопасности и риска. Это также являлось деликатным приглашением к регрессии, потому, что все образы относились к детству. Таким образом, возможно, приблизиться к ранним травматичным событиям, начиная в первую очередь с приятных воспоминаний, и двигаясь дальше к травматичным воспоминаниям того же возраста. Метафоры также позволяют работать со многими репрезентативными системами. Пока клиент слушает историю о каком-то другом человеке, он может в своём уме прокручивать то, что он бы видел, что произносил и что чувствовал, выполняя упражнение со своим гневом или вспоминать, случаи того, когда он выходил из себя. Использование этой формы изложения упражнения дает разрешение, защиту и уверенность (potency) клиенту чувствовать, то что он чувствует и знать, что то, что он делает это ОК. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|