|
Привязанность. Основа человеческих отношений.Автор статьи: Фраинд Ксения Викторовна
В обществе существует негативное отношение к термину «привязанность», как к излишней зависимости одного человека от другого. Мы можем встретить формулировку «излишне привязан», которая подразумевает некоторую несвободу в своих желаниях, действиях, излишнюю ориентацию на другого человека (супруга, ребенка, родителя). В психологии термин «привязанность» имеет несколько другое значение, не имеющее ничего общего с зависимостью, о проявлениях которой мы говорили выше. Под привязанностью понимается биологическая программа, запускающаяся с момента рождения и обеспечивающая выживание и развитие ребенка. Привязанность формируется между ребенком и ухаживающим за ним человеком, это чаще всего мать. Одновременно ребенок может устанавливать отношения привязанности примерно с 3-4 людьми. Для нормально формирующейся привязанности важны такие характеристики как:
Под привязанностью между матерью и ребенком понимаются такие отношения, в которых мать обеспечивает удовлетворение основных потребностей ребенка. Это и удовлетворение биологических потребностей (сон, еда, тепло), и эмоциональных потребностей в получении достаточной сенсорной стимуляции и обратной связи, удовлетворение потребности в любви и безопасности. При удовлетворении этих потребностей и надежном контакте с матерью, ребенок приобретает важное чувство защищенности и доверия как матери, так и миру в целом. Формируется так называемое базовое доверие миру. Под ним подразумевается в целом позитивное отношение и к миру, и к себе в этом мире. Именно в таких отношениях развивается познавательная активность ребенка. Интеллектуальное развитие идет за эмоциональным, а не наоборот. Ребенок находится в состоянии, способствующем познанию мира. Это подтверждается примерами, когда существует нарушение привязанности. Например, опыт разлуки с матерью в раннем возрасте формирует ненадежную привязанность. В дальнейшем поведении ребенка мы может наблюдать излишнее цепляние за мать или наоборот демонстрацию безразличия, отвержение матери. Происходит остановка в исследовании мира, на первый план выходит потребность в безопасности, ребенок начинает как бы сканировать ситуацию, постоянно держать в поле зрения мать, если занимается игрой, то не вовлекаясь, а контролируя обстановку. Произошло прерывание контакта. Необходимо его восстановить, а на это нужно время и условия. Есть документальный фильм «Джон», который был снят в Великобритании в 1969 году Джеймсом и Джойс Робертсонами. В фильме показано влияние разлуки с матерью на маленького ребёнка возраста 18 месяцев. В течение 9 дней можно наблюдать, что происходит с ребенком в доме малютки. Нарушение привязанности происходит по определенным стадиям – протест, отчаяние и отчуждение. Травма привязанности сформирована, когда ребенок прошел все три стадии и можно наблюдать смирение со сложившейся ситуацией. Со стороны может показаться, что ребенок успокоился и привык, на самом деле это не так. Это говорит о том, что отчаяние ребенка достигла такого предела, когда ребенок уже его вынести не может. Он сам себя обезболил безразличием. При нарушении привязанности в первую очередь страдает эмоциональная сфера. Она не получает должного развития. Понимание своих и чужих эмоций, эмпатия важны при построении отношений с людьми. Для матери надежная привязанность является той опорой, которая помогает выстраивать отношения с ребенком. Травма нарушения привязанности формирует определенный тип личности, основные характеристики которого можно определить, как:
Надежная привязанность дает ребенку неоценимый ресурс в жизни. Это и развитая эмоциональная и интеллектуальная система и способность выстраивать глубокие, доверительные отношения с другим человеком. Самые первые отношения детства являются прототипом для отношений во взрослой жизни. Обилие практического материала было получено исследователями в разных странах в послевоенное время. Детские дома были переполнены. Лонгитюдные исследования позволили оценить динамику развития этих детей, целого поколения и того, как у них складывалась личная, семейная жизнь. В связи с этим, можно смело оглянуться на череду послевоенных поколений в нашей стране и тех проблем, которые были в советских семьях. Многие клиенты говорят о сухих, скупых на эмоции матерях, бабушках, прабабушках….и дело даже не в том, что они не умеют выражать свои эмоции, а в том, что в процессе выживания формирование привязанности стало невозможным. А дальше уже как снежный ком – страдают следующие поколения, которые сами росли в мирное время. Последние 30 лет можно условно обозначить как «время разморозки». Каждое новое поколение становится все более эмоционально наполненным и открытым. Естественная потребность в глубоких, близких, эмоционально значимых отношениях как росток через асфальт – найдет возможность прорасти. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|