Привязанность. Основа человеческих отношений.

В обществе существует негативное отношение к термину «привязанность», как к излишней зависимости одного человека от другого. Мы можем встретить формулировку «излишне привязан», которая подразумевает некоторую несвободу в своих желаниях, действиях, излишнюю ориентацию на другого человека (супруга, ребенка, родителя).

В психологии термин «привязанность» имеет несколько другое значение, не имеющее ничего общего с зависимостью, о проявлениях которой мы говорили выше. Под привязанностью понимается биологическая программа, запускающаяся с момента рождения и обеспечивающая выживание и развитие ребенка.

Привязанность формируется между ребенком и ухаживающим за ним человеком, это чаще всего мать. Одновременно ребенок может устанавливать отношения привязанности примерно с 3-4 людьми.

Для нормально формирующейся привязанности важны такие характеристики как:

  • непрерывность контакта со значимым человеком;
  • своевременное удовлетворение потребностей ребенка;
  • адекватный эмоциональный отклик значимого человека на ребенка.
  • достаточная сенсо-моторная стимуляция.

Под привязанностью между матерью и ребенком понимаются такие отношения, в которых мать обеспечивает удовлетворение основных потребностей ребенка. Это и удовлетворение биологических потребностей (сон, еда, тепло), и эмоциональных потребностей в получении достаточной сенсорной стимуляции и обратной связи, удовлетворение потребности в любви и безопасности. При удовлетворении этих потребностей и надежном контакте с матерью, ребенок приобретает важное чувство защищенности и доверия как матери, так и миру в целом. Формируется так называемое базовое доверие миру. Под ним подразумевается в целом позитивное отношение и к миру, и к себе в этом мире. Именно в таких отношениях развивается познавательная активность ребенка. Интеллектуальное развитие идет за эмоциональным, а не наоборот. Ребенок находится в состоянии, способствующем познанию мира.

Это подтверждается примерами, когда существует нарушение привязанности. Например, опыт разлуки с матерью в раннем возрасте формирует ненадежную привязанность. В дальнейшем поведении ребенка мы может наблюдать излишнее цепляние за мать или наоборот демонстрацию безразличия, отвержение матери. Происходит остановка в исследовании мира, на первый план выходит потребность в безопасности, ребенок начинает как бы сканировать ситуацию, постоянно держать в поле зрения мать, если занимается игрой, то не вовлекаясь, а контролируя обстановку. Произошло прерывание контакта. Необходимо его восстановить, а на это нужно время и условия.

Есть документальный фильм «Джон», который был снят в Великобритании в 1969 году Джеймсом и Джойс Робертсонами. В фильме показано влияние разлуки с матерью на маленького ребёнка возраста 18 месяцев. В течение 9 дней можно наблюдать, что происходит с ребенком в доме малютки.

Нарушение привязанности происходит по определенным стадиям – протест, отчаяние и отчуждение. Травма привязанности сформирована, когда ребенок прошел все три стадии и можно наблюдать смирение со сложившейся ситуацией. Со стороны может показаться, что ребенок успокоился и привык, на самом деле это не так. Это говорит о том, что отчаяние ребенка достигла такого предела, когда ребенок уже его вынести не может. Он сам себя обезболил безразличием.

При нарушении привязанности в первую очередь страдает эмоциональная сфера. Она не получает должного развития.

Понимание своих и чужих эмоций, эмпатия важны при построении отношений с людьми. Для матери надежная привязанность является той опорой, которая помогает выстраивать отношения с ребенком.

Травма нарушения привязанности формирует определенный тип личности, основные характеристики которого можно определить, как:

  • отсутствие или сниженная познавательная активность;
  • трудности в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • эмоциональная глухота. Отсутствие сопереживания, циничность суждений;
  • сниженный самоконтроль и волевой компонент. Эмоциональная расторможенность;
  • эгоцентричность;
  • ориентация на получение удовольствий и материальных благ становится доминантой в мотивах поступков;
  • «взрослость». Отсутствие доверия взрослому. Не умение обращаться за помощью;
  • склонность к девиантному, рискованному поведению;
  • склонность к формированию созависимых отношений будучи взрослыми;
  • тенденция к формирования зависимостей (игровая, компьютерная, ПАВ);

Надежная привязанность дает ребенку неоценимый ресурс в жизни. Это и развитая эмоциональная и интеллектуальная система и способность выстраивать глубокие, доверительные отношения с другим человеком.

Самые первые отношения детства являются прототипом для отношений во взрослой жизни.

Обилие практического материала было получено исследователями в разных странах в послевоенное время. Детские дома были переполнены. Лонгитюдные исследования позволили оценить динамику развития этих детей, целого поколения и того, как у них складывалась личная, семейная жизнь.

В связи с этим, можно смело оглянуться на череду послевоенных поколений в нашей стране и тех проблем, которые были в советских семьях. Многие клиенты говорят о сухих, скупых на эмоции матерях, бабушках, прабабушках….и дело даже не в том, что они не умеют выражать свои эмоции, а в том, что в процессе выживания формирование привязанности стало невозможным. А дальше уже как снежный ком – страдают следующие поколения, которые сами росли в мирное время.

Последние 30 лет можно условно обозначить как «время разморозки». Каждое новое поколение становится все более эмоционально наполненным и открытым. Естественная потребность в глубоких, близких, эмоционально значимых отношениях как росток через асфальт – найдет возможность прорасти.



Просмотров: 289
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок и его первая эмоциональная привязанность
  • Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Эмоциональная привязанность к матери в младшем школьном возрасте
  • Как развивается привязанность ребенка к родителям
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью.
  • Как определить степень привязанности к Вам другого человека?
  • Эмоциональная привязанность в нашей жизни
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Перинатальное воспитание, эмоциональная связь между матерью и ребенком.
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Внутреннее отсутствие безопасности – избегающая привязанность.
  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Отношение к образу физического Я лиц с разными типами привязанности к матери
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь