|
Мифы повседневности: ребенок не хочет учитьсяАвтор статьи: Зарубин Пётр Викторович
Периодически я слышу от родителей мнение, что ребенок не хочет учиться. А так ли это на самом деле? Имеет ли эта идея под собой основания? Можно задуматься и задать себе такой вопрос: а может ли вообще ребенок не учиться? И что значит учиться? Когда я слышу слово учиться, то у меня возникают такие ассоциации: учиться — это
А теперь, можно задать себе вопрос: можно ли представить себе ребенка, который бы не участвовал хотя бы в одном из этих процессов, который не хочет познавать Мир? Ведь если мы понаблюдаем за ребенком, который чем-то увлечен и с интересом занимается какой-либо деятельностью, то мы обнаружим, что там есть познание и получение опыта, диалог и взаимодействие с другими людьми. Избежать вышеописанных процессов в жизни любого человека, а тем более ребенка, не представляется возможным, поскольку большинство из них обеспечивают качественные изменения, т.е. способствуют развитию. И тогда становятся актуальными такой вопрос. Чего же на самом деле хочет ребенок, когда он противится учебе? Сегодняшняя школа совсем не соответствует современным условиям и среде, в которой живет ребенок. Если раньше школа была трамплином и готовила ребенка к дальнейшей жизни, то сейчас этого не происходит. Образование перестает быть тем социальным лифтом, которым оно было еще в середине XX века. Ребенок может быть недоволен школьными требованиями, способами обучения. Он может быть недоволен средой, в которой это обучение проходит. Ему бывает просто скучно и он не видит в этом никакого смысла. Но это вовсе не означает, что он не хочет учиться. Более того, наши дети в современном мире могут обучиться тому, что некоторым взрослым даже в голову не приходит. Недавно, я был на встрече с известным психологом и писателем Екатериной Мурашовой, которая рассказала такую историю. На прием к психологу записалась женщина, сыну 11 лет. К учебе в школе мальчик особого интереса не проявлял, учился на тройки-четверки. Все свободное время проводил за компьютером. Однажды мальчик подошел к маме и попросил номер ее кредитной карты, объяснив это тем, что он играет в компьютерную игру в интернете и продает персонажей. Первой реакцией мамы было удивление и еще страх: мол это мошенничество, нужно быть осторожным. Но потом, подумав, поступила следующим образом: сделала отдельную карту и отдала ее сыну. Через некоторое время, каково было ее удивление, она обнаружила, что на карте появились деньги: 1500 рублей, а через некоторое время на карте уже стало 19000 рублей, а потом 56000 рублей. И тут мама занервничала. Она попыталась выяснить у сына, что он там делает. Мальчик попытался ей объяснить и сказал ей, что у него к ней есть предложение. Предложение сводилось к следующему: мама, давай ты позволишь мне играть за компьютером в 2 раза больше, а я в свою очередь обеспечу доход до 100 000 рублей в месяц? Ведь нам же нужны деньги, мама? Ты сможешь себе больше позволить…это же хорошо, мама? В школе у меня будет не лучше, но и не хуже. И женщина, выслушав все это, мало чего поняла и решила обратиться к психологу, задав вопрос: «Как я должна поступить?» Мир стал другим Одно ясно, что Мир, в котором живут наши дети, он кардинально отличается от того Мира, в котором жили мы, когда были детьми, и когда жили наши родители. По сравнению с Миром наших родителей и даже социальной средой нашего детства, Мир изменился кардинально. Это важно понимать, перед тем как требовать что-то от ребенка. Раньше процесс передачи знаний шел от учителя к ученику, от взрослого к ребенку, а теперь ситуация меняется: в информационном мире недостатка в информации нет — ребенок через Google может посмотреть ответ на вопрос учителя быстрее, чем тот его задаст. Да, это немного утрированно, но это так. В каком-то смысле, учитель перестал быть тем лицом для ученика, кто обладает знанием и передает их. В той компьютерной игре, где мальчик может заработать 100 000 рублей, встречаются школьник и 50-летний мужик, и зачастую школьник там более эффективен. И он может этому мужику дать совет, как пройти уровень. И дело здесь не только в играх. Есть другие аспекты жизни, где дети более эффективны. К примеру, кто-то наверняка может вспомнить, как внук помогает бабушке освоиться с подаренным ей смартфоном. Наши родители жили в Мире дефицита. Не хватало книг, вещей, знаний, еды. Сегодня — это Мир избыточности. Сейчас всего много: информации, вещей, людей, развлечений. Мир избыточен, семья как социальная структура — детоцентрична, по крайней мере, это внушается и подталкивается социумом, рекламой, СМИ и.т.д. Многие сферы жизни, производства, услуг завязаны на детях и детстве. И здесь возникает главное противоречие. При всем изобилии и возможностях, при детоцентричности, детям не хватает внимания. Другой аспект современности в том, что дети сегодня ощущают себя равными взрослым: по значению, по возможностям, по тому, что они запрашивают. Это прямое следствие детоцентричности. Сегодня дети могут обладать знаниями, навыками и умениями, которые не под силу многим взрослым. А в некоторых аспектах жизни — даже превосходить нас, взрослых. Наши дети, как и мы в свое время, развиваются и адаптируются к той среде, в которой живут. Как вы считаете, можно ли адаптироваться к среде не обучаясь? Думаю, что многие сделали вывод о том, что ребенок учится и хочет учиться, но вопрос чему и как? У некоторых детей основной мотивацией к школе может быть не получение знаний, а общение. Чем опасно думать, что ребенок не хочет учиться? Когда мы думаем о детях что-то, мы им транслируем наше отношение. Даже если мы об этом ничего не говорим специально. В отношении детей, родительское мнение о них — это, фактически, внушение для них. Если родители думают, что сын «балбес», «не хочет учиться», «неуч», «тупица», «двоечник», то такие послания могут быть встроены надолго, и становятся действительными характеристиками ребенка. Зачем ребенку опровергать родителей? Ребенку легче следовать их ожиданиям. Наши мысли формируют наше поведение. Второй аспект связан с тем, что следуя этой идее, родители начинают ребенка заставлять, делать вместе с ним домашние задания (подчас не с ним, а за него), контролировать, тем самым, способствуя еще большей несамостоятельности и вызывая сопротивление. Что делать? Есть принципиально две стратегии, которых придерживаются родители, в ситуации, когда у ребенка проблемы с учебой. 1. Сейчас такие сложные программы, много информации, бедные дети, мы им должны помогать. Родители «взваливают» на себя часть ноши обучающихся, контролируют их, делают за них уроки, складывают портфели, напоминают, в общем, учатся вместе с ними. А потом еще за них выбирают ВУЗ. 2. Когда мы росли, нам никто не помогал учиться. Мы, вот, сами учились, закончили школу, потом поступили в ВУЗ и закончили. Чем они хуже нас? Сами смогут. Конечно, данные стратегии — это крайности. В данной ситуации универсальных рецептов нет, поскольку эта проблема не только конкретных детей и их мотивации к школе, но и всей системы образования в целом. Решение находится в каждом конкретном случае. И здесь на мой взгляд, важно придерживаться некой смешанной стратегии. Не делать за ребенка и не бросать, а помогать и поддерживать. Например, идея о том, что учеба в школе для ребенка является его обязанностью, а не обязанностью родителей, позволяет поставить все на свои места. Очень часто проблему с учебой ребенка родители воспринимают как свою личную. И с большой энергией и готовностью идут ее решать, вместо детей. Почему, если это обязанность ребенка и это его процесс? Как быть с обязанностью и сформировать ответственность, я уже писал в своей статье «Как воспитать ответственность у ребенка?» Думаю, что разумной стратегией для родителей могла бы быть такая: 1. Еще до школы формировать у ребенка самостоятельность и ответственность, беря за основу повседневную жизнь, жизнь семьи, домашние дела и т.д. 2. Транслировать ребенку идею о том, что учеба в школе — это не просьба родителей, учителей, бабушек и дедушек, а его обязанность, наряду с другими. И что ребенок учится для себя и только для себя, а не для родителей и учителей. Соответственно, раз учеба обязанность, то есть последствия естественные и логические, которые приходят, если плохо выполнять свою обязанность. Задача родителей на начальном этапе показывать эту логику и последствия, в дальнейшем — давать ребенку самому сталкиваться с такими последствиями. 3. Раз учеба это дело ребенка, то предоставить ему выбор и определенную свободу самому распоряжаться каким образом и каким способом он будет выполнять свою обязанность. Здесь нет универсальных рецептов, в каждом конкретном случае нужно подходить индивидуально к тому, какую и сколько свободы давать. Это зависит от ребенка, от самих родителей, насколько они готовы справляться с тем, что ребенок сам будет принимать решения. 4. Оказывать помощь и поддержку ребенку, если он действительно в ней нуждается или попросит. В заключении хочется сказать, что учиться — это естественно в процессе развития для любого ребенка. Замотивировать ребёнка к учебе, учась за него, невозможно. Этим можно сформировать беспомощность и несамостоятельность. Родителям важно понять, что те идеалы и принципы, которыми они жили, претерпевают существенные изменения в умах новых поколений. Наши дети живут и учатся в новой реальности, и задача родителей — поддерживать и помогать им. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|