Знакомо? Редко в наше время найдешь родителя, который бы хоть раз в жизни не произносил эту фразу. Обсуждает ли он это с другими родителями на родительском собрании в школе, жалуется ли родственникам или пришел с этой проблемой к психологу.
Некоторые родители, особенно мамы впадают в истерику: "Мой ребенок ни на что не способен, он вырастет неучем и бездарем!"
И начинается настоящая война "за уроки."
Как вы считаете, будут ли победители в такой битве? Да и нужны ли они?
У нежелания ребенка учится, как и у любого действия или бездействия в нашей жизни существуют свои причины, и в данном случае, их может быть множество.
Запасайтесь,дорогие родители, ручками,блокнотами и,особенно важно, терпением,будем разбираться.
1. Определяем близость
Задайте себе вопросы - Хорошо ли я знаю своего ребенка? Чем он любит заниматься в свободное от школы время? С кем дружит, кого недолюбливает? Делиться ли мой сын (дочь) со мной своими успехами и неудачами? Доверяет ли мне?
(Отвечайте на вопросы честно, вы ведь хотите разрешить проблему и обойтись без войны? )
Если все ответы положительные, я поздравляю вас, вы идете по пути близости и привязанности. Если же ответы отрицательные, то стоит задать себе вопрос - почему я не интересовался жизнью своего ребенка раньше? Почему он (она) не делиться со мной? И поиследовать уже себя.
2. Исследуем причинно-следственную связь
Последите за тем, какой предмет у ребенка в школе особенно "провисает", очень возможно, эта история об отношениях со строгим учителем, или учителем, который сам не любит свой предмет и не "заражает" им учеников. Придите в школу, поговорите с преподавателями, но не с позиции "я с вами соледарен,мой Вася тупой", а нейтрально, пытаясь понять причину Васиного отупения. Иначе, кроме истории со "злой училкой" последует история с гневными родителями дома и общаться с ними больше не захочется.
Говоря с преподавателем следите за своим состоянием, возможно, вы и сами испытываете стыд за столь непутевое дитя. Как от него избавляться? Позволять себе и дитятке быть неидеальным, а еще, разделять ответственность за обучение с педагогом. Это ведь его задача - сделать так, чтобы предмет был интересен и ученик его знал.
3. Ответственность из детства
Всем известно, что все хорошее в нас начинается с детства. К сожалению, все нехорошее тоже. Если мама три года начальной школы провела за возделыванием уроков своей крошки, то ждать особого рвения к учебе в более старшем возрасте не получится.
"Но как же так? Он еще маленький, неокрепший, ему надо помогать!" - скажет мама первоклашки. Да, помогать, ЧТО значит направлять, быть рядом, быть поддержкой и опорой, но никак не функцией "домашка сделана".
Для того, чтобы ребенок увидел связь: поработал-отдохнул, съел конфету/погулял, получил похвалу мамы и папы и снова за работу, необходимо ему эту связь показать (сформировать)! Если пока что-то у ребенка не получается, бодрите, верьте в него, но никогда ему не врите (2+2, все-таки 4, а никак не 5). Просто скажите - неудачи закаляют! Все это формирует очень важную связь цель - достижение и прививает желание развития и вкус успеха.
4. Для чего мне вообще все это?
Объясните своему родному ученику для чего ему вообще учиться? Что он получит,в результате окончания школы, кем станет...На своем примере расскажите, как образование вам помогло в жизни, в карьере. Данный пункт особенно актуален в наше время, когда подростки уверены, что чтобы быть богатым и чего-то достичь учится не обязательно.
5. Любимое занятие как наполнение
У каждого ребенка есть любимое увлечение, будь то макраме и танцы у девочек или спорт и робототехника у мальчишек. Позволяйте им заниматься, ведь соприкасаясь с личным творческим процессом мы наполняемся, радуемся, отдыхаем и с новыми силами идем к следующим свершениям!
6. Лесенка
Расскажите ребенку про эффект "лесенки". О том, что иногда получать плохие отметки нормально, ведь если у тебя есть цель, ты к ней идешь, на пути неизбежно встречаются падения, преодолев которые можно стать сильнее и увереннее. "Только вверх, только вперед!" - говорили в советское время. Таким образом,ребенок перестанет бояться неудач и будет стараться быть лучше с каждым днем.
7. Вспомнить все
Вспомните себя в детстве, тянулись ли вы к учебе, поддерживали ли вас родители..? ...А хотелось? Вспомните себя и почувствуйте как порой нелегко вашему ребенку, который хочет радовать любимых папу и маму, но не всегда получается. Вспомните...и обнимите своего ребенка
Дорогие родители, старайтесь быть прежде всего другом своему сыну или дочке, чаще держать их за руку и смотреть в глаза. А образованием ребенка пусть занимаются профессионалы.