Последнее время все чаще говорят о возросшей агрессии на дорогах, что водители не контролируют свои эмоции, и это нередко приводит к бойцовским разборкам. В связи с этим возникает вопрос, можно ли что-то с этим сделать, и как сохранить самообладание в стрессовой дорожной обстановке?
Вообще, агрессия – это эмоция, которая позволяет мобилизовать свои силы для достижения трудных целей и преодоления преград на пути к этим целям. А теперь представьте, что у водителя есть цель быстро доехать на важную встречу, но перед ним возникает препятствие в виде неторопливой автоледи. Он и так был в напряжении от больших скоростей и сложных маневров, а теперь ему предлагается еще больше напрячь свои силы, чтобы избежать аварии. И тут для активизации еще больших ресурсов включается эмоция агрессии (раздражения).
В нашей культуре термин «агрессия» носит негативный оттенок. Но по сути эта эмоция может быть и вполне позитивной, когда применяется конструктивно, к примеру в спорте или в бизнесе, где достижения не разрушают, а только радуют.
К тому же, агрессия не всегда максимально сильная. Она, как и другие эмоции, может варьироваться от слабой еле ощущаемой до интенсивной овладевающей человеком. В порядке возрастания агрессивные эмоции располагаются примерно так: раздражение, возмущение, злость, гнев, ярость. Так что, эмоции возмущения и раздражения, которые водители частенько испытывают на дороге – это естественная их реакция на обострение ситуации.
Но что же делать с неприятными ощущениями, которые вызывает раздражение, ведь они лишают человека радости?
Психологические исследования показывают, что между событием и эмоцией есть короткое мгновение, когда в мозгу человека возникает оценка и интерпретация произошедшего. К примеру, водителя подрезал другой автомобиль. Чаще всего его автоматическая мысль интерпретирует случившееся как намеренное желание другого водителя навредить ему. На что тут же включается усиление в виде эмоции агрессии и желания встречно сделать тому тоже что-то плохое.
Однако автоматическая мысль не всегда правильно интерпретирует события, и мы можем помочь этому водителю сделать правильную оценку, разобрав другие возможные варианты и их вероятность. К примеру, возможно, что подрезавший водитель не заметил автомобиля, перед которым он неожиданно выскочил. Или он так сильно спешит, что решил рискнуть, но не рассчитал маневр. Или даже, что он сильно нервничает на дороге, и ему трудно справиться со своими эмоциями, поэтому он и сделал неадекватный поворот.
Таким образом, переключая раз за разом свое мышление с явно негативного сценария, где каждый водитель в потоке является врагом, на другой более реалистичный вариант, можно со временем добиться хорошего контроля над своими эмоциями и стать более спокойным за рулем.
Подобными техниками психологи пользуются для решения и других эмоциональных проблем, таких как депрессия, обида, зависть, ненависть, чувство вины и другие, определяя с человеком истинность или ложность автоматических мыслей, которые как стереотипы мгновенно оценивают любую нашу жизненную ситуацию. Такая помощь бывает нужна, ведь не всегда сам человек обладает достаточной возможностью для совладания со своими эмоциями, а участие профессионала делает процесс самонастройки более эффективным.
Как видно, агрессия не является чем-то исключительно негативным, а имеет свою особую функцию в нашей жизни. С пониманием механизмов ее действия доброта и спокойствие за рулем становятся реальными.
Используйте агрессию на благо!