Ярость и Радость - Два Огня Жизни Человека. Или агрессия и беспечность?...

Автор статьи: Игорь Лютый

Два Огня Жизни

Снова вернёмся, с одной стороны, к активным эмоциям – радости и ярости; с другой стороны, к тантрической Практике, то есть к мужскому-женскому рассмотрению этих двух эмоций.

С точки же зрения метафизической анатомии, речь идёт о двух активных движителях мыслей, слов, действий и всей жизни человека - двух огнях жизни. Тяжёлый огонь – ярость, агрессия естественно переходит в лёгкий огонь - радость, как весна переходит в лето. Это напоминает пир после удачной революции, праздник после тяжёлой страды, истерику после серьёзных жизненных испытаний. В даосизме печень и соответствует весне, а сердце лету. Получается, что два огня жизни в течение года вместе – весна, а за весной - лето, что вполне понятно.

Такой процесс – смена времён года идёт по кругу – из года в год… Жизнь сама себя обновляет и повторяет на Земле, в природе, в человеке. Толчком каждому новому витку является огонь, образованный переходом от ярости к радости, от тяжёлого и менее горячего огня к лёгкому и более горячему огню.   Ведь известно, что на конце пламя наиболее горячее и наиболее подвижное. Жизнь - это свеча...

Но не для всех!

В народе говорят, что один «…сгорел как свеча за так мало лет», а другой «..тлеет уже 100 лет, живёт себе потихонёчку». Что же лучше, в чём разница и что общее в этих разных смертях?

Может показаться, что вопрос скорее захватывает моральную и нравственную сторону бытия человека – вопрос активной жизненной позиции, самоотверженного служения, пожертвования собой ради идеи и т.п. На самом деле, мы сейчас говорим не об этом.

Сейчас речь идёт о смерти. Но не о смерти как было сказано ранее: смерть это - движение к мере, или:   умирание это – стремление к миру, к своему внутреннему миру, умиротворению. Речь идёт о разных вариантах смерти, или способов умирания, каждый из которых не плох, и не хорош, не морален, и не аморален. Уже сейчас становится понятно, что смерти могут отличаться длинной пути от ярости к радости, причём длинной, как минимум, во временном интервале. Сравнение с временами года – от весны к лету, пожалуй, задаёт самый короткий такой путь по времени. Путь сгорания. Как сгорает природа, так и человек может сгореть в эмоциях, что по-разному отражено в разных культурных подходах.

Например, в русском языке слова, обозначающие телесную мирскую жизнь и всё, что с ней связано – жизнь, женщина, жена, муж, живот и т.д. – горячие, жгущие. Это задаёт и некоторые особенности русского менталитета – особенности отношения к смерти.

Но есть общее в этих разных подходах, разных смертях   - общее направление смерти – от ярости к радости.

Кстати, печень (а в даосизме – меридиан печени) наиболее активна в период около полуночи, сердце (меридиан сердца) активно в полдень. Получается, что смерть как бы «предпочитает» время после полуночи до полудня. Невольно вспоминаешь мистическое «время до петухов» - самое активное время для нечистой силы. Причём, имеется ввиду время активности меридиана лёгких, то есть где-то после четырёх часов утра. Тогда, время «после петухов» - время «другой» смерти – смерти от «чистой силы». Но об этом более подробно в соответствующих главах о смерти.

Хочется привести ещё одну мистическую иллюстрацию сказанного, которая в разных культурных традициях также присутствует в разных ипостасях.

Считается, что смерть находится за левым плечом на расстоянии вытянутой руки. Действительно, если Вы проведёте вектор от печени к сердцу, то направление этого вектора и покажет Вам, где Ваша смерть. На христианских и буддистских иконах также образ смерти, или направление смерти помещается слева и вверху от образа божества. Например, в виде образов Солнца – справа и Луны – слева. Или в виде левого тёмного лика и светлого правого лика Будды Ушнишавиджая, побеждающего страх смерти и болезни духа.

Таким образом, ярость и радость – две фундаментальные эмоции, определяющие активную сторону жизни человека, и направление его смерти. Теперь посмотрим на то, как по-разному эта сторона жизни и смерти проявляется в людях.

 

Рассмотрим сразу несколько сторон коллективной жизни людей, где можно будет также выделить культурологическую и педагогическую составляющие. Многое из сказанного ниже будет иметь очевидный характер.

Традиционное воспитание мальчиков издревле направлено на создание и защиту своего племени, своих территорий, своей семьи, своего народа, в конечном итоге своих идей, целей и принципов. Это и является ролью мужчины в обществе, которая почти не изменилась до настоящего времени. Исключения (общество амазонок, матриархат и пр.) часто считаются из разряда мифов, преданий, социальных атавизмов, хотя эти исключения встречаются до сих пор в отдельных семьях и даже в некоторых относительно закрытых социальных группах. Чаще всего матриархат видят как тот же патриархат (например, в художественных фильмах про амазонок), где женщины стоят на роли мужчин и наоборот. Но и не об этом сейчас идёт речь.

Речь идёт о том, что мужской энергии приписывают агрессивность, а мальчиков с детства воспитывают быть воинами-защитниками (а возможно и воинами-захватчивами), наделяя их этой энергией, то есть взращивая ярость на своих врагов, культивирую идеи борьбы и непримиримости к врагам, независимо от моральных устоев той или иной семьи, того или иного общества. Что вполне очевидно с точки зрения физиологии: мужской половой ген – тестостерон даёт агрессию и активную сексуальность, что одно и тоже уровне животных проявлений (именно животные являются ярким подтверждением, что тестостерон даёт им агрессию и активизирует внимание к самкам).

Справедливости ради стоит заметить, что в современном обществе в воспитании мальчиков всё чаще встречаются исключения из исторических традиционных правил. Объяснения этого можно найти в изменении морали современного общества, причём во всех возможных вариантах – от общей гуманизации общества до узаконения однополых браков.

С другой стороны, традиционно девочек воспитывают нежности и мягкости: как будущих матерей, жён, подруг, любовниц и т.п. Это обеспечивают и женские половые гормоны, и тот факт, что, как было уже сказано, сердце и матка находятся на одном энергетическом меридиане. Хотя, нужно понимать, что половые гормоны и энергии сердца суть не одно и тоже. Сердце как энергетический сосуд усиливает и как бы психологически окрашивает женские качества, задаваемые на биологическом уровне гормонов. Ведь девочки до полового созревание не испытывают сильного действия половых гормонов, но воспитание девочек компенсирует эту нехватку гормонов. Девочек приучают быть мягкими, любящими, нежными, что требует качеств именно сердца.

Но стоит вспомнить, что в современном мире воспитание девочек , как и воспитание мальчиков, порою также претерпевает существенные изменения, описывать которые не является целью данного трактата.

Таким образом, две активные эмоции, которые являются движущими в поступках человека – ярость и радость исторически в обществе распределены, исходя из половых различий; в общей массе женщины более сердечны, мужчины яростны. Я предполагаю, что, если каждым отдельным человеком движет в большей степени или сердце, или печень, то это стойкая тенденция по жизни. То есть, если человек в жизни в большей степени яростный и агрессивный, чем мягкий и сердечный, то эта тенденция в нём вероятнее всего с детства. Ярость и радость не так уж охотно подменяют друг друга, как это можно предположить, ведь они находятся каждый в своём энергетическом сосуде, а сосуды эти – сердце и печень - весьма разные. Можно выделить, как минимум, две причины этой невзаимозаменяемости:   особенности темперамента человека, обусловленные его гормональной конституцией, и влияние среды - культуры, семьи и т.д. Остаётся только вопрос, какой их двух этих активных сосудов в большей степени движет человеком по жизни, то есть с детства?

 

Ниже я предлагаю   метод определения активной «движущей силы» человека, основанный на оригинальной метафизической идее кратности сосудов. Причём, об эффективности этого метода каждый сможет судить о себе, то есть по своей жизни. Но сначала об идее кратности, которая заключается в следующем.

Каждый из энергетических сосудов человека имеет собственную цикличность, или внутренний ритм, который кратен астрономическим циклам Земли. Что неудивительно, ведь наш организм взращен и находится под постоянным активным влиянием Солнца, Луны и планет солнечной системы. Даже если не вовлекаться в математические тонкости астрономии и астрологии, а только лишь учитывать феноменологическую сторону жизни человека, то есть попросту видеть и фиксировать то, что происходит (чем, и занимаются в большей или меньшей степени такие науки, как культурология, этнография, кросскультурная психология, культурная антропология, возрастная психология и т.д.), то можно выделить семилетние и восьмилетние циклы жизни человека.

Давайте вспомним свою жизнь, а заодно и посмотрим со стороны на наших детей (возможно, второе покажется кому-то проще).

В семь лет ребёнок идёт в школу. Возможно, кого-то отдают и в шесть лет в школу – в силу амбиций самих родителей, и реже, когда сам ребёнок заявляет о своём желании учиться. Но статистика в мировой практике утверждает, что нормальный ребёнок готов получать образование и воспитание иного рода, чем в детском саду именно в этом возрасте – в семь лет. Также почти очевиден тот факт, что многие дети испытывают определённые сложности в течение первого года обучения в школе, то есть примерно до восьми лет. Эти сложности связаны с такими факторами, как: учебная мотивация, внимание, умением тормозить свои эмоции, усидчивость и т.п. Возрастные психологи называют всё это: «психологическая готовность к школе». Причём, известен факт, что мальчики, как правило, хуже учатся, точнее, хуже приспособлены к школе в первом классе.

В 14-16 лет происходит этап полового созревания подростков – пубертатный период. Мальчики, как правило, отстают от девочек на два года! Снова обращаю внимание, что я говорю о статистической норме роста и не имею ввиду отдельные этнические группы людей, где внешние средовые условия, а также исторические реалии существенно изменяют сроки физиологического созревания детей и подростков.

К 20 годам – а на самом деле чуть позже – окончательно формируется центральная нервная система человека, причём, в массе юноши снова запаздывают за девушками. Ведь, например, когда юноша уходит в армию в 18 лет, он, можно сказать, ещё «ребёнок». Но уже после армии (я имею ввиду через 2-3 года) он - «мужчина». Всё отмечают, как армия «делает из детей мужчин». Правда, вне армии качественно происходит тот же процесс – просто тех, кого встречают из армии, не видят длительное время и, соответственно, сразу замечаю разительные перемены, произошедшие с человеком в армии. С другой стороны, девушки в этом возрасте более «серьёзные» в вопросах семьи и своего личного будущего в целом. Короче говоря, парни и здесь отстают от девушек, причём, уже больше чем на два года. Я вижу этот «переход взросления» - 21-24 года – снова семи и восьми кратные сроки. К этому времени человек должен быть зрелым и физиологически, и психологически, и даже духовно – на всех уровнях. То есть, он должен быть «взрослым» во всех смыслах этого понятия.

Дальнейшее развитие уже взрослых мужчины и женщины подчиняется всё тем же правилам, возможно, с той разницей, что они уже сами могут и должны быть хозяевами своей судьбы, своих эмоций, и в идеале – своих циклов. Хочу обратить внимание на главу данного трактата «Сердце любит», пример 5, где рассматривался пример циклов жизни человека в Древней Индии.

Многие мне возразят, говоря, что в жизни «всё сложнее»! Возможно… Главное, чтобы за этим отрицанием и этой «сложностью» не были элементарные хаос поступков, концептуальное невежество и примитивное оправдание своих страданий.

Я лишь хочу обратить внимание на известные факты собственной жизни каждого, а также на факты разных сторон нашей коллективной жизни. Там уж считайте кратность и думайте, пересматривая свою жизнь, сами.

  • Гинекологи считают, что молодой женщине лучше всего родить до 30 лет, далее – активизируется процесс биологического старения.
  • А для молодых мужчин возраст после тридцати лет, точнее, 33 года – так называемый «возраст Христа» - середина жизни, новый виток развития.
  • Былинные богатыри становились «богатырями» в 40 лет. Например, Илья Муромец, к которому пришли иноки в его 40 лет.
  • В славянских традициях 40 лет – это «срок», когда мужчина был в самой Силе – считайте, ему было 5 раз по 8 лет… С этой точки зрения сорочка – мужская исподняя рубашка задаёт некий рубеж развития мужчины.
  • Говорят: «В сорок пять баба ягодка опять», имея ввиду на самом деле возраст женщины после 40 лет - то есть в это время у женщины наступает как бы «второй пубертат».
  • А на Руси была «баба-сорока» - разговорчивая и темпераментная… Как и птица сорока, которая несёт весть на своём хвосте...

Таким образом, так и хочется предположить, что циклы семи и восьми лет, на самом деле, это циклы сердца и печени? Почему бы и нет!

Например, в даосизме сердцу действительно принадлежит кратность семь – не обязательно семь лет, но любое повторение семи усиляет сердце как энергетический сосуд. Ведь ещё великий древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский утверждал, что в числах заложена энергия и сила, более того: «Числа правят миром»! Согласно даосизму, печени соответствует число восемь, почкам соответствует шесть, селезёнке - пять, лёгким – девять. Но вернёмся к печени и сердцу, и их связи с циклами развития мужчины и женщины.

 

Из всего того, что было сказано во второй части данной главы, выделю самое значимое – некое резюме.

Существуют две активные движущие силы человека. Очевидно, что все фундаментальные эмоции являются движущими силами, но сейчас я говорю об активных эмоциях – а из пяти фундаментальных их две – ярость и радость. Радость задаёт циклы развития человека в семь лет. Ярость задаёт циклы развития человека в восемь лет. Пересматривая себя с детства, можно увидеть, какая из этих двух эмоций является доминирующей. В этом и заключается метод определения движущей силы человека (я опустил слово «активной», хотя и допускаю, что в единичных случаях, например, патологии тех или иных сосудов, движущей силой может быть и неактивный сосуд, тогда и циклы жизни будут другими). Речь идёт о значимых событиях, происшедших с нами в эти периоды жизни, а не только лишь о начале учебного процесса, начале пубертатного периода и взрослении. Это, прежде всего, этапы развития, этапы, если хотите, жизненных инициаций, а иногда – этапы умирания, если речь идёт о кардинальном изменении отношения к жизни. Также, данные этапы могут быть как у мужчины, так и у женщины, хотя исторически сложившаяся взаимосвязь (мужчины – восемь лет, а женщины – семь лет) может и наблюдаться в большинстве случаев. В наше время немало мужчин живут с детства семилетними периодами, а женщин восьмилетними периодами, то есть таких мальчиков воспитывают в мягкости и даже нежности, а девочки растут жесткими и задиристыми. Тем не менее, взрослый человек, меняя своё отношение к жизни, может изменить и устоявшуюся картину своих жизненных циклов с детства.



Просмотров: 652
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Семимильными шагами по жизни, или про семилетние циклы развития человека.
  • Есть ли границы у реальности? Очерки о Жизни и Смерти.
  • Время жизни человека
  • Сказка про жизни Лазаря. До и после смерти
  • Новые Отношения После Смерти Любимого Человека - Это Предательство?
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Время- главный ресурс жизни человека
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Как выжить после смерти слишком близкого человека
  • Боль утраты после смерти близкого человека
  • Небольшая метафора о смысле жизни, его потере и обретении, творчестве, боли бытия и страхе жизни/смерти.
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Этапы творческого процесса в жизни человека
  • Ярость в жизни женщины.
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть
  • Как говорить о смерти? Как поддержать человека, который сейчас переживает утрату?
  • Есть ли жизнь после Нового года?
  • Смерть в жизни человека
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Зачем мы думаем о смерти "во время жизни"?
  • Быть счастливой после смерти мужа. Возможно?
  • Жизнь от «А» до «Я» или какая самая главная буква в жизни человека
  • Эмоции в жизни человека
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • О времени, жизни и смерти
  • Какие ошибки можно избежать молодой семье с ребенком первого года жизни
  • Важность семьи в жизни человека
  • Жизнь после смерти: насколько это возможно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь