Страдание любит компанию или терапевтические факторы групповой психотерапии

Групповая психотерапия похожа и одновременно отличается от индивидуальной психотерапии. Различия, прежде всего, связаны с количеством участников, в индивидуальной – это два участника, а в групповой – 5-15. Такое увеличение числа участников значит больше, нежели распространение индивидуальной психотерапии одновременно на несколько человек. Участие нескольких человек предоставляет качественно иной опыт, совместно с уникальными терапевтическими возможностям.

 Страдание любит компанию или терапевтические факторы групповой психотерапии

«Каждому воздастся по вере его», – так перефразировал Михаил Булгаков известную фразу из Библии. Специальные исследования и задокументированные данные показывают — чем больше клиент верит в то, ему помогут, тем результативнее терапия. В каждой терапевтической группе есть люди, которые стоят на разных ступенях на пути к благополучию. Участники группы длительное время контактируют с теми членами группы, у которых произошло улучшение. Они также часто встречаются с участниками группы, которые имеют сходные проблемы и достигли успехов в их преодолении, что укрепляют веру в позитивные изменения и эффект групповой психотерапии.  На собраниях Общества Анонимных Алкоголиков новичкам помогают выбрать куратора – члена общества с длительным стажем воздержания. Успешные члены общества на собраниях  рассказывают истории своего падения и своего спасения, вселяя веру в новичков.
Большинство людей обращаются к терапевту, будучи встревоженными мыслями о том, что никто больше не страдает так, как они, что только одни они испытывают непонятные страхи, мучаются от нелепых мыслей, только у них возникают непредсказуемые порывы и не поддающиеся никакому объяснению фантазии. В этом, безусловно, присутствует доля правды, так как многие из них имеют свои собственные «букеты» стрессовых факторов и  того, что скрыто в бессознательном.
Групповой формат психотерапии, особенно на начальных ее стадиях, способствует разубеждению в уникальности проблем, что само по себе является мощным фактором, способным улучшить состояние. Когда человек слушает других членов группы, он обнаруживает, что не одинок в своих проблемах, проблема перестает быть столь ужасающей и непреодолимой. Осознание универсальности переживаний побуждает человека открыться окружающему миру, и тогда запускается процесс, который может быть назвать – «Добро пожаловать к людям», или «Мы все в одной лодке», или «Страдание любит компанию». Несмотря на своеобразность человеческих проблем, определенные общие знаменатели существуют всегда, и участники психотерапевтической группы очень быстро находят «товарищей по несчастью».
Большинство участников психотерапевтической группы к моменту окончания успешно пройденного курса групповой терапии  узнают очень многое о функционировании психики, смысле симптомов, о межличностной и групповой динамике и самом процессе психотерапии. Дидактическое обучение служит механизмом первоначального объединения людей в группе, пока еще «не включились» остальные терапевтические механизмы. Объяснения являются полноправными и эффективными терапевтическими силами. Объяснение явления — это первый шаг к контролю над ним и снижению тревожности.
Существует древняя хасидская история о Рабби, который беседовал с Господом о рае и аде. «Я покажу тебе ад», — сказал Господь и привел Рабби в комнату, посреди которой стоял большой круглый стол. Сидящие за столом люди были голодны до изнеможения. В середине стола стоял большой горшок с мясом, его было достаточно, чтобы насытить каждого. В руках людей, которые сидели за столом были ложки с очень длинными ручками. Каждый из них мог дотянуться ложкой до горшка и зачерпнуть мясо, но, так как ручка у ложки была длиннее, чем человеческая рука, никто не мог донести  мясо до рта. Рабби увидел, что мучения этих людей были ужасны. «А сейчас я покажу тебе рай», — сказал Господь, и они пошли в другую комнату. Там стоял такой же большой круглый стол с таким же горшком мяса, у людей, сидящих за столом, были те же ложки с длинными ручками. Люди за этим столом были сыты и упитаны, они смеялись и разговаривали. Рабби ничего не понял. «Это просто, но требует известного умения, — сказал Господь. — Как видишь, они научились кормить друг друга». В группах происходит то же самое, о чем повествует хасидская история: люди получают, отдавая, при этом не только в процессе прямого обмена, но также от самого акта «отдавания».
Многие люди, которые только начали психотерапию, убеждены в том, что они не в состоянии предложить другим людям ничего полезного, и когда они обнаруживают, что могут делать для других нечто  важное, это восстанавливает и поддерживает  самоуважение и самоценность. Вообще в групповой психотерапии человек достигает зрелого равновесия между давать/брать, между независимостью и реалистичной зависимостью от других людей.
Люди приходят в групповую психотерапию с историей негативного опыта, приобретенного в первой и самой важной группе — в родительской семье. Терапевтическая группа во многом имеет сходство с семьей, ведущие многих групп – это мужчина и женщина, что приближает конфигурацию психотерапевтической группы к родительской семье.
Участники группы взаимодействуют с ее ведущими и другими членами группы так, как они взаимодействовали в прошлом с родителями и другими значимыми фигурами. Существуют многочисленные варианты моделей взаимодействия: одни клиенты крайне зависимы от ведущих, которых они наделяют сверхзнаниями и архисилой; другие на каждом шагу ведут борьбу с лидерами, утверждая, что они блокируют их рост; третьи стараются внести раскол между соведущими, провоцируя разногласия между ними; четвертые жестоко соперничают с другими членами группы, стараясь все внимание и заботу терапевтов сосредоточить на себе; пятые ищут союзников, с целью «скинуть» ведущих группы; шестые отказываются от своих собственных интересов, якобы бескорыстно заботясь о других участниках группы и пр.
Группой формат психотерапии в значительной мере сосредотачивается на адекватности межличностных отношений и дает возможность обнаружить новые, более удовлетворяющие способы взаимодействия с людьми. Задача групповой психотерапии не только проанализировать детские семейные конфликты, но, что важнее, освободить человека от их влияния. Прежние паттерны поведения ставятся под сомнение с точки зрения их реальности, они должны заменяться на новые, соответствующие реальности паттерны.
Для многих людей работа над своими проблемами совместно с ведущими и другими участниками группы во многом связана с незавершенными когда-то отношениями. Социальное научение — развитие базовых навыков общения — это терапевтический фактор, который действует во всех терапевтических группах. Более опытные участники психотерапевтических групп очень хорошо владеют навыками общения и настроены на помощь другим людям, они овладели методами разрешения конфликтов, они не расположены судить и давать оценки, но значительно больше сопереживают и выражают эмпатию.
В процессе групповой терапии рождается тип поведения, который может быть назван «терапевтический», терпимость, способность принимать и понимать другого человека, что является показателем возросшего чувства безопасности. В групповой терапии участник получает пользу, наблюдая за терапией другого участника со сходной проблемой, — этот феномен называется «терапия зрителя». Имитационное поведение помогает человеку «разморозиться» (процесс расшатывания прежней системы убеждений), экспериментируя с новыми способами поведения, присваивая эффективные и отбрасывая ненужные. Наиболее важную роль имитационное поведение играет в начале терапии, когда члены группы идентифицируются с другими участниками группы или с ее ведущими.
Всеохватывающим и сложным терапевтическим фактором является межличностное научение. Мы живем в матрице отношений, человек становится понятным внутри разнообразных отношений, эту «понятность» и обеспечивают межличностные интеракции в психотерапевтической группе. Обычно в психотерапевтической группе наблюдается следующая последовательность межличностных интеракций: демонстрация симптома (участник группы демонстрирует свое поведение) – с помощью обратной связи и самонаблюдения участники группы лучше наблюдают за своим поведением, оценивают влияние своего поведения на чувства других людей, на мнение, которое формируется у окружающих, на их собственное мнение о себе. Участники группы, осознав эту последовательность, начинают также осознавать свою собственную ответственность за нее, за то, что каждый сам создает свой мир межличностных отношений. В дальнейшем участники начинают меняться, они рискуют, испытывая новые способы взаимодействия с другими людьми.
Когда изменение наступает, участники чувствуют благодарность за то, что страх оказался напрасным и изменения не привели к катастрофе. Терапевтическая группа – это улица с двухсторонним движением, не только особенности взаимодействия за рамками группы проявляются в группе, но и поведение, усвоенное в группе, переносится за ее рамки. Постепенно запускается спираль адаптации, сначала в группе, а потом вне ее. Еще одним терапевтическим фактором является групповая сплоченность и ее важность для участников.
Исход групповой терапии положительно связан со степенью групповой сплоченности. В условиях понимания и принятия участники группы формируют значимые отношения в группе. В условиях принятия возрастает самооценка, способность к свободному самовыражению и самоисследованию.  
Группа встреч в г.Харькове "В одной лодке" октябрь 2017.http://amaliyamakarenko.com.ua/terapevticheskaya-gruppa-v-odnoj-lodke/
 Skype: amaliyamakarenko


Просмотров: 390
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Психотерапевтические группы похудения: что они дают?
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Психотерапевтические группы. Зачем они нужны?
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Что можно получить от групповой психотерапии в отличие от индивидуальной?
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • Какие группы нужны для людей со справками.
  • Группы смерти ВКонтакте: как не попасть и что делать!???
  • Групповой психоанализ - они или мы?
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Посещаемость и пунктуальность психотерапевтической группы
  • Протокол психотерапевтической группы с больными шизофренией
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Мои дети выросли ... (набор психотерапевтической группы)
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь