Современные профориентационные методики. Часть III:

Продолжаем разговор (с)

Метод 8: Профориентационные тренинги
Существует масса готовых тренинговых программ, направленных на помощь школьникам в профессиональном самоопределении, и кроме этого, многие центры проводят свои авторские профориентационные тренинги. На них ребятам предлагают поближе познакомится с особенностями своих характеров, помогают проанализировать собственные интересы, рассказывают о современном рынке труда.
Плюсы - очевидны - расширение кругозора и углубление самопонимания.
Минусы - все та же возрастная динамика, интересы подростков непостоянны и подвержены влиянию внешней среды - это просто особенности возраста. Ограниченное время занятий - рассказать детям подробно о всех профессиях просто не представляется возможным , поэтому зачастую их профессиональные воззрения остаются идеалистическими.
Невозможность на группе уделить достаточного внимания личности и индивидуальным особенностям каждого ребенка. Те из ребят, кто будет более активно участвовать в тренинге получат больше, а те, кто привык отсиживаться в сторонке и отмалчиваться, могут так и не узнать ничего важного о себе. А ведь, зачастую, именно таким детям помощь необходима в большей степени.

Метод 9: Просветительская работа.
Чаще всего этот метод применяют в школах и других образовательных учреждениях. Туда для аудитории подростков приглашают эксперта, специалиста в той или иной области и он рассказывает о своей работе. Очень популярным этот метод был в СССР, когда к школьникам приходил полицейский или пожарный и рассказывал о том как важна его деятельность, чем он занимается на своей работе, отвечал на вопросы ребят.
Несомненный плюс - расширение кругозора.
Минус - о себе самом ребенок так ничего и не узнает. Кроме того, способности у всех разные и то, что легко и приятно приглашенному гостю, рассказчику, может оказаться сложным и нудным для кого-то из ребят, сидящих в аудитории, даже при проснувшемся интересе к профессии.

Метод 10: Профессиональные пробы.
Ребёнка приводят на реальное рабочее место и дают почувствовать себя в шкуре специалиста этой отрасли. Так называемый "День в профессии", небольшая экскурсия во взрослую жизнь.
Из минусов - не происходит самопознания, вопросы собственной мотивации, способностей, талантов остаются не раскрытыми.
Методом проб и ошибок можно очень долго перебирать разные дни в профессии, так и не найдя подходящей. Но лучше так, чем получить высшее образование, потратив 5 лет и энную сумму денег и тогда уже начать перебирать, .. получить другое, третье и к пенсии быть обладателем 148 дипломов и пустой трудовой книжки.
Из плюсов - если ребенок довольно точно знает чего он хочет, такой метод прекрасно подойдет, чтобы он до конца понял свой выбор и утвердился в нем.

Метод 11: Профориентационные лагеря.
Этот метод зачастую совмещает предыдущие три. Для ребят ведут профориентационные тренинги, рассказывают о профессиях и устраивают профессиональные пробы. Понимание профессий и рынка труда заметно возрастает. Понимание себя для тех ребят кто проявляет активность и интерес тоже растет. Для тех, кто сидит в сторонке - ничего не меняется, возможности уделить каждому ребенку персональное внимание, здесь так же не достает. Минусом так же является возрастная динамика (вот почти везде она камень преткновения), ребёнку может нравится как работают инженеры но о своих истинных способностях к этой области он сможет только догадываться.

Метод 12: Чтение - мать учения.
Недавно наткнулась в сети на коуча, которая написала книгу-пособие-блокнот по самостоятельной профориентации. Туда включена теоретическая часть о профессиях, и упражнения на каждый день, выполняя которые, вы за месяц должны прийти к профессиональному самоопределению.
Идея, кстати, не нова, подобных книг довольно много.
Упражнения в них используются такие же, как и в психологических тренингах, только на тренинге у вас над душой стоит дяденька тренер, а с книгой-блокнотом - все на вашей совести.
Подойдет взрослому человеку, с высоким уровнем личной мотивации, которому хочется большей профессиональной осознанности.
Не подойдет подростку. Его мотивация умрет на 3й странице блокнота, а сам подросток уйдет играть в Доту. Это кроме того, что подросток может не интерпретировать или не верно интерпретировать часть теории и упражнений, просто ввиду возраста и недостаточного уровня знаний и жизненного опыта.

Метод 13. Челленджи и интернет-марафоны.
О них, в паре слов, так как от предыдущего метода они мало чем отличаются. Все оставлено на добрую совесть проходящего такой челлендж, и хорошо для общего развития, а не для конкретного результата.
Это способ познания себя, который к реальному положению дел на рынке труда никакого отношения не имеет. Впрочем, и глубокой личной проработки он тоже не дает.

Метод 14. Всего понемногу.
Сюда будет уместно отнести всевозможные комбинации вышеуказанных методов. Самая частая - профориентационное тестирование + индивидуальная консультация психолога с применением проективных методов. Иногда, совмещают тесты и тренинги или тесты и день в профессии. Сами тесты собирают батареями и объединяют в огромные программные комплексы (правда тестами со всеми их достоинствами и недостатками они при этом быть не перестают). Встречала использование книг-блокнотов в профориентационных лагерях и на тренингах.
Такой подход позволяет объединить достоинства входящих в него методов и частично перекрыть их недостатки.
Наш центр профориентации в своей работе тоже использует именно этот метод. Как именно, напишу отдельно :))

Ну, вот, пожалуй осветила все основные методы карьерного ориентирования. А как вы выбрали свою профессию? Или еще только находитесь на этапе выбора, что вам в этом помогает?
Возможно, кто-то из коллег дополнит этот обзор методов карьерного ориентирования, буду признательна :)

Ведущий психолог центра карьерного ориентирования и института когнитивных способностей человека Т.И. Сингина



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Методы расстановки приоритетов в выполнении задач: принцип Парето, метод АВС, метод Д. Эйзенхауэра.
  • Метод книг в работе психолога
  • К чему относится НЛП - к науке или псевдонауке? Это метод психотерапии или метод зомбирования людей?
  • Экспресс-метод снятия стресса: метод мандал
  • Почему гипноз - самый безопасный метод среди других методов психокоррекции/терапии?
  • Метод "Позитивная психотерапия". Краткосрочный метод.
  • НЛП по Вторникам. ХРР (метод Хорошо Разрушенного Результата) или Как защитить свои цели Часть 3
  • Если я такой с детства, поможет ли мне психолог, техника, метод?
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Как быстрее прийти к своей Цели? (Вспомогательный психологический метод)
  • Троллинг в сети Интернет: особенности личности тролля и метод противостояния
  • Феноменологический метод в работе психолога
  • Метод проб и ошибок
  • Юмор и Смех как метод в работе психолога
  • Трансгенерационный метод работы с лишним весом или в кого я ем, когда я ем как в не себя
  • Фототерапия как психокоррекционный метод в работе школьного психолога
  • Песочная терапия в работе психолога–консультанта: метод «Sand-art»
  • Метод Гронхольма - хорошие люди остаются за бортом
  • НЛП по Вторникам. ХРР (метод Хорошо Разрушенного Результата) или Как защитить свои цели 4часть
  • Когнитивно-имагинативный метод в работе с травмой.
  • «Экспресс-расклады Таро» – лучший метод, когда помощь психолога нужна сию же минуту!!!
  • Метод психодрамы при работе с наклонностями садо-мазохизма
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.3)
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.2)
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.1)
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Как справиться с ревностью (метод не для всех)
  • МЕТОД РАССТАНОВКИ | Безопасность превыше всего
  • Тихий шоппинг — современный метод мотивации персонала
  • Метод символдрамы в работе с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь