|
Как справиться с ревностью (метод не для всех)Автор статьи: Гумерова Римма Васивовна
Итак, на 3 уровне буддийской практики мешающие эмоции становятся не мешающими, а служат для трансформации заблуждений ума в мудрость. Мешающие эмоции в ваджраяне (на 3 уровне) - топливо для понимания каким все является на самом деле. Тупость, страсть, гнев, ревность, зависть, гордость вовсе не так черны как их малюют. При первом прочтении методы Алмазного пути (3 уровня практики, уровня ваджраяны) могут показаться парадоксальными или слишком трудными. Обратимся к началу. Будда, как известно, учил разных людей. И это существенное замечание - разных. Во времена Будды и сейчас в Индии была и сохраняется кастовая система. И духовный путь тогда был предначертан только для людей высшей касты - браминов - тех, кто не работает (т.е. не работает за деньги), а только медитирует, учится и размышляет (как философы, свободные граждане Афин, в то же время, в 6-5 веках до нашей эры). А Будда учил всех - и неприкасаемых - людей вне касты (которые даже не имели право работать, а жить только на подаяния), и ремесленников, и землепашцев, и воинов, и царей, и браминов. И, поскольку, у людей были разные жизненные обстоятельства и разные способности, то он давал человеку ответ на его вопрос именно соответствующий его ситуации и уровню развития. (Здесь отмечу, что Будда не читал лекции, все его поучения, которые собраны в 108 книг, представляют из себя собрание вопросов и ответов.)
Теперь отвлечемся. Представьте себе картинку: одинокий человек оказался на темной ночной улице. К нему подходит недобрая толпа гопников. Они просят отдать все ценности и телефон. Что делать? 1 уровень. Этот одинокий человек - обычный подросток. Гопников - 5 штук. У обычного подростка здесь шансов выстоять в драке крайне малы. А потому, самое мудрое решение - отдать ценности. Пусть пострадает самолюбие и немного материальное благополучие, но попытка бороться обойдется слишком дорого. 1 продвинутый уровень. Одинокий человек - спортивный, крепкий. Гопников 5 штук. Здесь лучшее решение - убежать. 2 уровень. Одинокий человек не только спортивный и сильный, он, к тому же, борец, мастер спорта. Гопников по прежнему 5. Они как-то всё пятерками ходят. В такой ситуации молодой человек вполне уверенно покажет парням пару-тройку полезных приемчиков по выведению противника из строя надолго. Ценности спасены, честь сохранена. Вот как полезно заниматься спортом! 3 уровень. Сцена та же. Актеры те же. А теперь представьте, что молодой человек не только могуч телом, но и умом и сердцем. У него много дружелюбия и понимания психологии пацанов. Он вступает в диалог с хулиганами. Эта беседа оказалась настолько интересной и остроумной для обеих сторон, что они расстались друзьями. Вот этот 3 уровень, стало быть, для людей сильных, умных, дружелюбных, самодостаточных и очень смелых.
Вернемся теперь к мешающим эмоциям и методам работы с ними в буддизме. А конкретнее, рассмотрим как буддизм предлагает работать с ревностью на разных уровнях. Итак, в 1 статье о мешающих эмоциях я писала уже, что метод работы на 1 уровне - уход. Мы просто избегаем отношений с людьми, которые вызывают у нас эти сложные чувства. И это мудрый подход - если противник очень силен, и мы не видим в себе силы с ним совладать, лучше не иметь с ним дело вовсе. На 1 "продвинутом" уровне мы можем оставаться с человеком, но понимать, что моя ревность - моя проблема, а не его. Значит, именно я и должен решать эту проблему. Не перекладывать с больной головы на здоровую. И здесь мы учимся относится к ревности как к облакам в небе - не бежать за ними, не действовать, а просто наблюдать. Вот облако большое и синее, а вот подошло маленькое и прозрачное... Любопытно, что будет дальше! На 2 уровне, когда у нас есть силы и способности быть в ситуации (с человеком, который вызывает ревность) и ревность не подавляет нас, мы уже можем действовать с хорошей мотивацией. Например, говорить своему партнеру, что его поведение вызывает в нас сложные чувства. Мы можем спросить его, действительно ли он совсем забыл о нас тогда на вечеринке или может мы его чем-то обидели, и он намеренно не обращал на нас внимание, а только на других. Мы в состоянии здесь говорить миролюбиво, слушать и понимать. Поскольку уверены в себе и у нас достаточный запас хороших впечатлений от общения с собой и нашим партнером. Итак, на 2 уровне, мы остаемся в ситуации, мы чувствуем, что наш разговор может только улучшить наши отношения и сделать более счастливым не только нас, но и нашего партнера. 3 уровень, уровень ваджраяны, для достаточно сильных умом и духом, как вы помните. Здесь мы остаемся в ситуации, вызывающей ревность, остаемся с партнером, но пытаемся изменить не его поведение, а свое. И главное, для того, чтобы он стал счастливее. Мы замечаем, что нравится нашему партнеру, чего ему, может быть, не хватает в нас, что сделает его более радостным, и пытаемся дать ему это сами. Пример. Вы замечаете, как ваш партнер часто и подолгу уединяется с вашей подругой в компании. Вы видите, как они весело и беззаботно щебечут. Вы отмечаете, что ваш дорогой в этот момент так расслаблен, каким давно не был. И здесь вы, как сильная и умная бодхисаттва (человек, посвятивший свою жизнь счастью других существ), вдруг понимаете, что стали такая замороченная и вечно напряженная с этой своей работой, что уже не помните, когда болтали с мужем с удовольствием за чашечкой кофе. Вы понимаете, что обсуждаете с ним только список дел и покупок. Вы так же замечаете, как хорошо выглядит эта приятельница и очаровательно пахнет, как она искренно и заинтересованно расспрашивает вашего партнера о его увлечениях спортом. И здесь вы ясно осознаете, что можете и хотите дать эту красоту и внимание своему любимому сама. Дальше вы вспоминаете, что давно не ходили в спортзал, не посещали стилиста, а любимый парфюм закончился полгода назад. Вы срочно пересматриваете список ваших дел, перераспределяете ресурсы, и в вашем расписании появляется время для себя и совместных прогулок с мужем. И постепенно вновь появляются и веселые беззаботные разговоры, и дружный смех, и теплые благодарные взгляды. Вам хочется все чаще и чаще вместе общаться и вместе бегать в зал.
Подытожим. Как методологически построена в буддизме ваджраяны работа с мешающими эмоциями. Здесь мы преобразуем мешающие эмоции в мудрость. Эмоцию ревности трансформируем в мудрость опыта. И сила эмоции здесь не ослабляет нас, а делает еще сильнее. Здесь ревность помогает нам увидеть, что не хватает для счастья нашему партнеру и мы даем ему это. Это же делает и нас, более счастливым, за одно уж. (с) У психолога учиться дешевле, чем у жизни!
Другие статьи а работе с эмоциями: Освободиться от мешающих эмоций Освободиться от мешающих эмоций. 2 Как работать со своим гневом Ваша дама вам не плачет? Сама придумала и сама боюсь! Страсть Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|