Вопрос о границах личного пространства связан для нас с возможностью чувствовать себя безопасно. Мы очень остро реагируем на большие скопления народа,нервничаем,когда незнакомые люди оказываются в нашей "зоне комфорта". Часто можно наблюдать в метро людей, которые резко толкаются и проявляют агрессию,если их толкают случайно или прижимают к стене. Мы понимаем,как некомфортно может быть в этой ситуации. У взрослых людей появляется много механизмов защиты от таких ситуаций,они выстраивают перед собой невидимую стену, утыкаются в гаджеты или книги. При этом не стоит забывать,что и близкие люди могут так же нарушать наши границы,просто к этому мы привыкли и реагируем не так остро.
А что же дети? Первое,что я вижу,работая с группами - активное построение своего "домика" и желание сделать пространство для себя безопасным. Как часто родители сознательно или бессознательно нарушают границы детей,считая,что это само собой разумеющееся. Мы знаем как лучше,мы можем принимать решения о жизни ребёнка,в конце концов отвечаем за его жизнь и здоровье. В таких ситуациях конечно не нужно даже размышлять!
Но вот чаще взрослые нарушают границы ребёнка в ситуациях,где этого делать не стоит. Сложно выдержать замкнутость ребенка,его нежелание что - либо делать или куда - то идти. От этого у детей нарушается ощущение не только своих границ,но и границ другого человека, понимание того,что у другого есть свои эмоции и желания,он может быть в своем настроении,он может не хотеть общаться или играть.
На группе мы много работаем над ощущением собственной безопасности, пониманием границ своих и других,учимся понимать желания другого и находить способы эффективного взаимодействия. Как построить свой безопасный дом, почувствовать себя там спокойно, тренируемся "выходить из дома" и возвращаться обратно. Чем сложнее у ребенка отношения с границами, тем больше времени потребуется на создание безопасной обстановки. А затем он будет готов увидеть, что и у других есть свои дома, их нельзя разрушать, но можно зайти в гости, получить удовольствие от общения и знакомства.
А еще много говорим с родителями о том, что может являться нарушением границ ребенка, как поддерживать инициативу и справляться с нежелательным поведением ребенка, выстраивать границы и правила, которые обеспечивают ощущение спокойствия и постоянства у ребенка.