Причины школьных затруднений и пути их устранения. Часть I.

В последние годы растёт число учащихся, которые испытывают трудности при усвоении школьной программы. Причины неуспеваемости могут быть самые различные и у каждого ученика свои, более того, они остаются скрытыми для учителей и родителей, поскольку все видят лишь конечный результат учебной деятельности, а как она строится, её самостоятельность, осознаваемость, полноту, адекватность - не видят. 
Бывает, что проблема кроется в плохом усвоении какой-то одной темы (речь идёт о так называемых "пробелах" в обучении) и далее, как снежный ком, растёт непонимание: каждая новая тема, базирующаяся на предыдущей, оказывается недоступной для понимания ребёнком. Часто решение подобной проблемы родители и учителя видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве. Если удаётся ликвидировать пробелы в знаниях, то проблема считается решённой и далее ребёнок может обойтись без помощи взрослых. Однако бывает и так, что тема изучена и пробелы устранены, но вот без репетитора и дополнительных занятий никак не получается заниматься. В этом случае плохое усвоение того или иного предметного материала может являться следствием недостатков в сформированности когнитивных процессов (внимание, память, мышление) или структуры учебной деятельности (это деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку). В этом случае дополнительные занятия будут малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причины, причём психологической. Очевидно, что без выявления причин трудностей при усвоении учебного материала невозможна эффективная работа по их преодолению. 
Итак, чем может помочь психолог ребёнку, имеющему трудности в обучении? 
Хотелось бы отметить, что речь идёт о здоровых детях (это дети без хронических заболевания ЦНС, дети медико-неврологической нормы). Прежде всего, психолог проведёт исследование уровня сформированности когнитивных процессов (внимание, память, мышление, вербализация). Выявление недостатков в сформированности таких процессов, как память, мышление, внимание даёт возможность выяснить причины неуспешности работы с теми или иными видами информации, либо склонность к работе с той или иной информационной формой представления учебного материала. На основе полученных данных психолог определит цель коррекционной работы и разработает план коррекционных мероприятий, сформулирует рекомендации по их выполнению. Коррекционно-развивающая работа направлена на преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений, несоответствия психического развития возрастным нормам. Фактически, психолог будет "подтягивать" когнитивные процессы (внимание, память мышление, уровень вербализации) и интеллектуально-познавательную сферу до нормативного уровня с помощью различных упражнений и игр. Это будет способствовать формированию у ребёнка психологических (когнитивных) средств, обеспечивающих возможность овладения учебной деятельностью. Особое внимание в своей работе психолог должен уделить развитию осознанного контроля со стороны самого ребёнка, тем самым повысив эффективность самостоятельной работы. Если в помощи нуждается ученик начальной школы, то в коррекционную работу будут включены игры-упражнения, направленные на развитие компонентов психологической готовности к школе. 



Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов
  • На что обратить внимание, если нужен психолог
  • Как развить память и внимание у ребенка с использованием настольных игр
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • Причины школьных затруднений и пути их устранения. Часть II.
  • "5 признаков того, что мужчина к вам неравнодушен. На что обратить внимание?"
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Процедурки: Память, Мышление и Мотивация
  • 3 причины почему психолог "лучше" друга.
  • Чем может помочь психолог в работе с бесплодием?
  • "Фототерапия" с детьми. Развиваем речь, мышление и воображение.
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Сапожник без сапог, или как может семейный психолог помочь, если она не замужем?
  • Психолог, "почини" моего ребёнка. Часть 1.
  • Психолог, "почини" моего ребёнка! Часть 2.
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Не могу найти работу - как психолог может помочь
  • Какой бывает память?
  • Проблема внутришкольных миграционных процессов и пути ее решения
  • Память наша часто бывает неправа
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Готовность ребёнка к школе. На что стоит обратить внимание.
  • Психологические проблемы. Чем может помочь психолог?
  • Три причины школьной неуспеваемости
  • Примеры вытеснения причины измен (на основе анализа сериала "Измены")
  • Внимание мужчины на женщине, когда внимание женщины на себе
  • Психологические причины школьной неуспеваемости
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Мастер-класс по изготовлению настольной игры "PEXISO" (память, коммуникации, сплочение)
  • Опыт работы на уроках по развитию психомоторики и сенсорных процессов.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь