|
Работа с телесными образами для всехАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Когда-то появился на свет человечек. Мальчик с пальчик. Или девочка-припевочка. И появился это ребенок у любимых родителей. Не передать мне скудными словами всех тех чувств, которые испытывает мать, когда уходит в роддом одна, а возвращается уже вдвоём. И растёт ребенок не по дням, а по часам. Купается как сыр в масле, в любви родительской. И кусочек ему лучший, и вишенку от торта, и тепло и ласку получает он сполна, любовь и защищенность чувствует, дышит полной грудью, принимает полной ложкой щедрые дары вселенной. Но рано или поздно случается с маленьким человеком следующее. Испугала и покусала его собака или пчела – и напряглось его тело, сжалось, скукожилось. Испытав боль или страх в первый раз, он и во второй раз – уже с опаской подходит к лающему или жужжащему миру. Если ребенка вовремя не успокоят, не защитят сильные и авторитетные взрослые, зажатость и напряжение становятся его привычкой, характером. А есть моменты в жизни, когда мышечные блоки и поведенческие ограничения формируют сами родители. Это касается запретов на проявление в обществе гнева, злости, агрессии, сексуальности. Именно самые близкие и самые родные люди формируют у ребенка ограничения: «Это льзя, а это нельзя! И точка!» И хочет ребенок подраться, а нельзя. А хочет он взять яблоко, а нельзя! И первоначально свободные импульсы, свободно циркулирующая энергия в теле блокируется, застаивается, закрепощается. Состояние зажатости мышечной и состояние закрепощенности эмоциональной идут рука об руку как две стороны одной медали. А если много было у ребенка ситуаций страха, ограничений и запретов, то вся его жизнь постепенно превращается в сплошное самоограничение, а тело покрывается сплошным «мышечным панцирем» (термин Райха). И что же делать, спросите вы? Райх, Лоуэн, Александер, Зуев и другие специалисты предлагали разные методы работы с телом. Суть их проста, а реализация сложна. Нужно провести «инвентаризацию» тела, заметить, почувствовать в теле зажимы, блоки, напряжения, и их проработать, как правило, чередуя напряжение и расслабление, нужно отреагировать чувства и эмоции, с этими напряжениями связанные, освободить каналы для свободного течения энергий внутри тела. *** Для лучшего осознавания своего тела, зажимов и блоков, я люблю практиковать сам и обучаю других самым доступным, не требующим специальных условий методикам. Например, «Гимнастика для ленивых» - это просто находка. Всего 20 минут времени и ты, помимо проведенной самодиагностики, свеженький как огурчик. Уважаю и регулярно использую Гимнастику тибетских монахов. Повышается гибкость в мышцах и усиливается энергия в теле, и сразу становятся заметнее в теле всё то, что ограничивает и нуждается в проработке. Палсинг в паре – непревзойденный способ снять стресс и расслабиться, но не только расслабиться, но и узнать о себе и своём теле больше. На самом деле, можно делать всё, что угодно. Раскачивать таз, гримасничать, медитировать, дышать телом, танцевать, перекатываться, заниматься акробатикой или замирать в позе мертвого (шавасана). Просто внимание к телу и работа с телом и отдельными сегментами тела повышают уровень осознанности и очень часто исцеляют человека от самых разных симптомов. На одной технике я хочу остановиться особо. Она тоже не требует никакой специальной подготовки и никаких специальных приспособлений. Доступна каждому. Техника работы с телесными образами Клиент сообщает терапевту о желании поработать с каким-то телесным симптомом в этой технике. В данном пример, клиента беспокоила малоподвижность, негибкость и дискомфорт в области грудного отдела позвоночника. Вдвоём они выбирают сегмент или точку тела, на которой сосредоточат своё внимание. Это может быть запрос клиента (по результатам его самонаблюдений) или результат диагностики, проведенной терапевтом. Например, это могут быть крылья носа или точка между лопатками. Терапевт обеспечивает прикосновение к выбранной точке так, чтобы это было чувствительно, но не чересчур больно для клиента. Например, он ощутимо, но мягко массирует точку между лопатками, в то врем как клиент лежит на животе, концентрируя своё внимание на этой же точке. Важно: Это не массаж в общепринятом смысле слова. Это чёткое обозначение контакта с этой точкой! Главный смысл этого контакта помогать клиенту не отвлекаться, направлять внимание только сюда! Терапевт просит клиента дать происходящим ощущениям любую ассоциацию: «На что похожа эта точка тела, к которой мы сейчас прикасаемся?» Клиент: «На дерево, чёрный, выброшенный из моря на берег волной кусок дерева». Терапевт в это время задаёт дополнительные вопросы и соотносит, синхронизирует образ, рассказанный клиентом и свой собственный образ. Таким образом, терапевт продолжая оказывать воздействие на точку тела видит перед собой тот же образ, что и клиент. В точности такой же, до миллиметра. Терапевт (продолжая оказывать на точку мягкое воздействие): «Продолжай наблюдать, что происходит дальше… Возможно, образ начнет изменяться… Если бы черный кусок дерева мог измениться, то во что бы он мог превратиться… Попробуй представить… Если бы ты мог представить, что кусок дерева изменяется, трансформируется, что из этого может получится…» Клиент описывает любое изменение образа, которое происходит… Терапевт соотносит, синхронизирует измененные образы клиента со своими. Образы клиента и терапевта в 3D-формате меняются одновременно. И так происходит множество раз. Ограничением является только время сессии. Таким образом, чёрный кусок дерева постепенно превратился в коричневый кусок мачты, потом в янтарный сосновый ствол в лучах заката, потом в зеленый росток, потом в цветущее апельсиновое дерево, потом в дерево сплошь покрытое ярко-оранжевыми апельсинами. Времени на это ушло минут сорок. Результат: по завершении сессии клиент отметил улучшение состояния грудного отдела позвоночника, большую гибкость и подвижность, ощущение легкости и улучшение настроения. *** Важно: В этой совместной работе может солировать клиент, а терапевт к нему подстраиваться (продвинутый клиент, хорошо знакомый с телесными практиками, с развитым воображением). В этой работе может лидировать терапевт, предлагать последовательность образов, а клиент выбирать варианты продолжения. В любом случае в итоге это получается совместное творчество, ощущение приятного телесного контакта и освобождения. Всем рекомендую! Это и приятно и полезно! С удовольствием отвечу на любые ваши вопросы: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|