Работа с телесными образами для всех

Работа с телесными образами для всех

Когда-то появился на свет человечек. Мальчик с пальчик. Или девочка-припевочка. И появился это ребенок у любимых родителей. Не передать мне скудными словами всех тех чувств, которые испытывает мать, когда уходит в роддом одна, а возвращается уже вдвоём.

И растёт ребенок не по дням, а по часам. Купается как сыр в масле, в любви родительской. И кусочек ему лучший, и вишенку от торта, и тепло и ласку получает он сполна, любовь и защищенность чувствует, дышит полной грудью, принимает полной ложкой щедрые дары вселенной.

Но рано или поздно случается с маленьким человеком следующее.

Испугала и покусала его собака или пчела – и напряглось его тело, сжалось, скукожилось. Испытав боль или страх в первый раз, он и во второй раз – уже с опаской подходит к лающему или жужжащему миру. Если ребенка вовремя не успокоят, не защитят сильные и авторитетные взрослые, зажатость и напряжение становятся его привычкой, характером.

А есть моменты в жизни, когда мышечные блоки и поведенческие ограничения формируют сами родители. Это касается запретов на проявление в обществе гнева, злости, агрессии, сексуальности. Именно самые близкие и самые родные люди формируют у ребенка ограничения: «Это льзя, а это нельзя! И точка!»

И хочет ребенок подраться, а нельзя. А хочет он взять яблоко, а нельзя! И первоначально свободные импульсы, свободно циркулирующая энергия в теле блокируется, застаивается, закрепощается.  

Состояние зажатости мышечной и состояние закрепощенности эмоциональной идут рука об руку как две стороны одной медали.

А если много было у ребенка ситуаций страха, ограничений и запретов, то вся его жизнь постепенно превращается в сплошное самоограничение, а тело покрывается сплошным «мышечным панцирем» (термин Райха).

И что же делать, спросите вы?

Райх, Лоуэн, Александер, Зуев и другие специалисты предлагали разные методы работы с телом. Суть их проста, а реализация сложна. Нужно провести «инвентаризацию» тела, заметить, почувствовать в теле зажимы, блоки, напряжения, и их проработать, как правило, чередуя напряжение и расслабление, нужно отреагировать чувства и эмоции, с этими напряжениями связанные, освободить каналы для свободного течения энергий внутри тела.

***

Для лучшего осознавания своего тела, зажимов и блоков, я люблю практиковать сам и обучаю других самым доступным, не требующим специальных условий методикам.

Например, «Гимнастика для ленивых» - это просто находка. Всего 20 минут времени и ты, помимо проведенной самодиагностики, свеженький как огурчик.

Уважаю и регулярно использую Гимнастику тибетских монахов. Повышается гибкость в мышцах и усиливается энергия в теле, и сразу становятся заметнее в теле всё то, что ограничивает и нуждается в проработке.

Палсинг в паре – непревзойденный способ снять стресс и расслабиться, но не только расслабиться, но и узнать о себе и своём теле больше.

На самом деле, можно делать всё, что угодно. Раскачивать таз, гримасничать, медитировать, дышать телом, танцевать, перекатываться, заниматься акробатикой или замирать в позе мертвого (шавасана). Просто внимание к телу и работа с телом и отдельными сегментами тела повышают уровень осознанности и очень часто исцеляют человека от самых разных симптомов.

На одной технике я хочу остановиться особо. Она тоже не требует никакой специальной подготовки и никаких специальных приспособлений. Доступна каждому.

Техника работы с телесными образами

Клиент сообщает терапевту о желании поработать с каким-то телесным симптомом в этой технике. В данном пример, клиента беспокоила малоподвижность, негибкость и дискомфорт в области грудного отдела позвоночника.

Вдвоём они выбирают сегмент или точку тела, на которой сосредоточат своё внимание. Это может быть запрос клиента (по результатам его самонаблюдений) или результат диагностики, проведенной терапевтом. Например, это могут быть крылья носа или точка между лопатками.

Терапевт обеспечивает прикосновение к выбранной точке так, чтобы это было чувствительно, но не чересчур больно для клиента. Например, он ощутимо, но мягко массирует точку между лопатками, в то врем как клиент лежит на животе, концентрируя своё внимание на этой же точке.

Важно: Это не массаж в общепринятом смысле слова. Это чёткое обозначение контакта с этой точкой! Главный смысл этого контакта помогать клиенту не отвлекаться, направлять внимание только сюда!

Терапевт просит клиента дать происходящим ощущениям любую ассоциацию: «На что похожа эта точка тела, к которой мы сейчас прикасаемся?»

Клиент: «На дерево, чёрный, выброшенный из моря на берег волной кусок дерева».

Терапевт в это время задаёт дополнительные вопросы и соотносит, синхронизирует образ, рассказанный клиентом и свой собственный образ. Таким образом, терапевт продолжая оказывать воздействие на точку тела видит перед собой тот же образ, что и клиент. В точности такой же, до миллиметра.  

Терапевт (продолжая оказывать на точку мягкое воздействие): «Продолжай наблюдать, что происходит дальше… Возможно, образ начнет изменяться… Если бы черный кусок дерева мог измениться, то во что бы он мог превратиться… Попробуй представить… Если бы ты мог представить, что кусок дерева изменяется, трансформируется, что из этого может получится…»

Клиент описывает любое изменение образа, которое происходит… Терапевт соотносит, синхронизирует измененные образы клиента со своими. Образы клиента и терапевта в 3D-формате меняются одновременно. И так происходит множество раз. Ограничением является только время сессии.  

Таким образом, чёрный кусок дерева постепенно превратился в коричневый кусок мачты, потом в янтарный сосновый ствол в лучах заката, потом в зеленый росток, потом в цветущее апельсиновое дерево, потом в дерево сплошь покрытое ярко-оранжевыми апельсинами. Времени на это ушло минут сорок.

Результат: по завершении сессии клиент отметил улучшение состояния грудного отдела позвоночника, большую гибкость и подвижность, ощущение легкости и улучшение настроения.

***

Важно: В этой совместной работе может солировать клиент, а терапевт к нему подстраиваться (продвинутый клиент, хорошо знакомый с телесными практиками, с развитым воображением). В этой работе может лидировать терапевт, предлагать последовательность образов, а клиент выбирать варианты продолжения. В любом случае в итоге это получается совместное творчество, ощущение приятного телесного контакта и освобождения.

Всем рекомендую! Это и приятно и полезно!

С удовольствием отвечу на любые ваши вопросы:  
тел. 8-905-565-66-55, скайп: yury2266880 



Просмотров: 445
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Терапевтические отношения: отношения терапевт - клиент.
  • Образ тела: что делать, если он нарушен
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Работа с образом дерева / Дерево Жизни
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.1
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.2
  • Токсичный терапевт: уйти нельзя остаться!
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Подростки: образ тела и представления о сексуальности
  • Если клиент долгое время не делает успехов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь