Как удержать внимание и добиться понимания

Автор статьи: Сокуренко Анна

В современных школах вопрос дисциплины стоит довольно остро. Ученики разных классов – и начальных, и средних, и даже старших нарушают школьный порядок. Масштабы этого могут простираться от безобидных разговоров и передачи записок на уроках до бегания по партам, срывания уроков и прочих неприятностей.

Молодым специалистам, пришедшим в школу, бывает сложно найти подход к ученикам, установить в классе порядок. Они вынуждены приобретать опыт, пробуя различные методы, ищут наиболее эффективные, действенные, но порой тратят очень много усилий и времени на поддержание дисциплины в классе в ущерб образовательному процессу.

Как удержать внимание и добиться понимания
Для меня, как педагога-психолога, данная тема вдвойне актуальна, поскольку ко мне часто приходят обеспокоенные родители подростков, нарушающих школьный порядок. Как достучаться до таких детей? Как сделать так, чтобы подросток услышал взрослого? И как вместить его поведение в рамки, заданные образовательным учреждением? К счастью, в поле моего внимания попала замечательная книга Кривцовой С.В. «Учитель и проблемы дисциплины», где подробно описаны меры педагогического воздействия на учащихся, нарушающих правила поведения в школе.

Мой опыт общения с молодыми учителями показал, что практически всем сложно поддерживать дисциплину, хотя большинство справляются. Кто-то дает детям рвать бумагу, кто-то пересаживает детей, кто-то ищет индивидуальный подход, а кто-то выясняет причины поведения, обсуждает и устанавливает санкции.

Прежде чем предпринимать какие-либо меры, педагогу следует выяснить причины нежелательного поведения учащихся. Ведь за любыми поступками стоит определенный мотив. Американский педагог и психолог Р.Дрейкурс выделял 4 мотива нарушения дисциплины. Это:

  • привлечение внимания;
  • власть;
  • месть;
  • избегание неудачи.

Каждый из мотивов имеет определенные причины и внешние проявления. При этом школьники далеко не всегда осознают свои потребности, они выбирают то или иное поведение в силу определенных причин. Так, привлечение внимания может выражаться в опозданиях, разговорах на уроке, передаче записок и т.п. Часто таким детям не хватает внимания родителей, они не умеют просить внимания и пытаются получить хоть какое-то, пусть даже негативное.

Мотив власти может проявляться во вспышках негодования, хамстве учителю, оправданиях ленью, забывчивостью. Желание мести (часто подсознательное) может выражаться в оскорблениях одноклассников и учителя, актах физического и психологического насилия. Такие ребята не умеют конструктивно выражать свои отрицательные эмоции (гнев, обиду).

Мотив избегания неудачи проявляется в откладывании выполнения задания «на потом», школьник руководствуется посылом: «Я не смогу хорошо выполнить это задание (лучше всех), поэтому нет смысла его выполнять», т.е. лучше вообще ничего не делать, чем делать плохо.

Сталкиваясь со случаями нарушения дисциплины, для учителя важно уметь распознавать истинный мотив поведения ребенка, определять, какая потребность учащегося стоит за тем или иным его поведением. В соответствии с этим, следует выбрать наиболее эффективный способ прекращения нежелательного поведения и разработать стратегию поддержки школьника, которая снизит вероятность повторения таких поступков в будущем.

Так, при мотиве избегания неудачи, можно использовать метод заданий «от простого к сложному», отмечать достижения учащегося. При мотиве привлечения внимания можно учащегося игнорировать, действовать неожиданно (например, выключить свет), поручить школьнику какое-то важное общественное дело. При мотивах власти и мести – учить ребят управлять своими эмоциями, устанавливать жесткие санкции, ограничения.


Каким бы ни было поведение школьника, проявляя твердость и последовательность, педагогу удастся добиться успеха. Помня, что конкретное поведение – это один из выборов человека, мы приобретаем силу, чтобы влиять на решения учащихся. Мы даем им шанс сделать выбор в пользу поведения, соответствующего правилам общества, в котором мы живем. И если мы настойчивы в своем стремлении, то дети, как правило, этот шанс оправдывают.



Просмотров: 264
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Смена Фокуса Внимания - Шестой Шаг в Борьбе с Расстройством Пищевого Поведения
  • 4 основные причины нарушения поведения у детей
  • Нарушения пищевого поведения. Причины анорексии, булимии, компульсивного переедания. Что делать?
  • Самоактуализация как мотив поведения
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Что делать, если муж часто злится, грубо отвечает? Психология поведения.
  • Почему мы переедаем. Тест на нарушения пищевого поведения и истинные причины
  • Как избавиться от нежелательного поведения ребенка?
  • Коррекция нежелательного поведения ребенка.
  • Как неэффективные меры наказания приводят к нарушению поведения у детей.
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Как добиться внимания девушки?
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
  • Причины трудного поведения детей, находящихся в стационарных учреждениях
  • Постоянно не хватает внимания партнера. Что делать?
  • Расстройства внимания у школьников. Причины. Признаки. Рекомендации.
  • Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности
  • Психологические причины синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Как помочь родителям?
  • Причины негативного поведения ребенка
  • Диетические проблемы и нарушения пищевого поведения
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Секреты дисциплины.
  • Мотив Власти в работе Психолога.
  • О соблюдении дисциплины ребенком
  • Опыт принятия. Психокоррекция детей с особенностями поведения и эмоциональной сферы.
  • Если вам не хватает внимания в отношениях с мужчиной.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь