|
Как удержать внимание и добиться пониманияАвтор статьи: Сокуренко Анна
В современных школах вопрос дисциплины стоит довольно остро. Ученики разных классов – и начальных, и средних, и даже старших нарушают школьный порядок. Масштабы этого могут простираться от безобидных разговоров и передачи записок на уроках до бегания по партам, срывания уроков и прочих неприятностей. Молодым специалистам, пришедшим в школу, бывает сложно найти подход к ученикам, установить в классе порядок. Они вынуждены приобретать опыт, пробуя различные методы, ищут наиболее эффективные, действенные, но порой тратят очень много усилий и времени на поддержание дисциплины в классе в ущерб образовательному процессу.
Мой опыт общения с молодыми учителями показал, что практически всем сложно поддерживать дисциплину, хотя большинство справляются. Кто-то дает детям рвать бумагу, кто-то пересаживает детей, кто-то ищет индивидуальный подход, а кто-то выясняет причины поведения, обсуждает и устанавливает санкции. Прежде чем предпринимать какие-либо меры, педагогу следует выяснить причины нежелательного поведения учащихся. Ведь за любыми поступками стоит определенный мотив. Американский педагог и психолог Р.Дрейкурс выделял 4 мотива нарушения дисциплины. Это:
Каждый из мотивов имеет определенные причины и внешние проявления. При этом школьники далеко не всегда осознают свои потребности, они выбирают то или иное поведение в силу определенных причин. Так, привлечение внимания может выражаться в опозданиях, разговорах на уроке, передаче записок и т.п. Часто таким детям не хватает внимания родителей, они не умеют просить внимания и пытаются получить хоть какое-то, пусть даже негативное. Мотив власти может проявляться во вспышках негодования, хамстве учителю, оправданиях ленью, забывчивостью. Желание мести (часто подсознательное) может выражаться в оскорблениях одноклассников и учителя, актах физического и психологического насилия. Такие ребята не умеют конструктивно выражать свои отрицательные эмоции (гнев, обиду). Мотив избегания неудачи проявляется в откладывании выполнения задания «на потом», школьник руководствуется посылом: «Я не смогу хорошо выполнить это задание (лучше всех), поэтому нет смысла его выполнять», т.е. лучше вообще ничего не делать, чем делать плохо. Сталкиваясь со случаями нарушения дисциплины, для учителя важно уметь распознавать истинный мотив поведения ребенка, определять, какая потребность учащегося стоит за тем или иным его поведением. В соответствии с этим, следует выбрать наиболее эффективный способ прекращения нежелательного поведения и разработать стратегию поддержки школьника, которая снизит вероятность повторения таких поступков в будущем. Так, при мотиве избегания неудачи, можно использовать метод заданий «от простого к сложному», отмечать достижения учащегося. При мотиве привлечения внимания можно учащегося игнорировать, действовать неожиданно (например, выключить свет), поручить школьнику какое-то важное общественное дело. При мотивах власти и мести – учить ребят управлять своими эмоциями, устанавливать жесткие санкции, ограничения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|