Секреты дисциплины.

Автор статьи: Елена Кислова

                       Секреты дисциплины
Все родители мечтают о воспитанных, успешных, беспроблемных, неназойливых детях. Но часто бывает, что вроде бы делаешь все правильно, а ребёнок не слушается, капризничает, не слышит тебя, дуется, бунтует и т.п.

Особенно когда пора идти в детское учреждение закрадывается в голову коварное слово: дисциплина, что с ней делать? В это понятие вкладывается что-то своё каждым родителем. Но есть и четкое понимание, что же такое дисциплина.

 Если вы ещё задумываетесь нужна ли дисциплина ребёнку? То ответ однозначный: да!

Дисциплина влияет на развитие!

 

Дисципли́на (от лат. disciplina — выдержанность, строгость, в свою очередь от лат. discipulus — студент) — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.

 Если в семье есть четкие правила, которые определяют жизнь ребёнка, то это даёт ему безопасность, защиту и уверенность в окружающей обстановке.

 Родители учат дисциплине детей, формируя в дальнейшем у них самодисциплину.Таким образом, развивается импульсный и поведенческий контроль, воля.

Только не стоит путать дисциплину и физическое насилие.

 Существует следующая схема отношений:

  • ребёнок до 3-х лет нуждается во взрослом, который нянчит
  • ребёнок от 3 до 6 лет нуждается в воспитателе
  • ребёнок от 7 до12 лет-учителя
  • ребёнок от 12 до 16 лет-наставника.

 Если в схеме происходит путаница, то такая же путаница начнётся и в детско-родительских отношениях.

 Пример.
Ребёнку три года, а родители заняли учительскую позицию и пытаются «разъяснять» ему до бесконечности, как и что надо делать. Не работает. Все нервничают.
Ребёнку 8 лет, а его до сих пор «нянчат», например, помогают одеваться.
Перед вами 14-летний подросток;м близкие пытаются воспитывать. Но поезд ушёл. Теперь вы-наставники. А значит можете только договариваться.

 

Дисциплина-искусство, когда из арсенала вытаскивается нужное.

 Дисциплина-это процесс! То есть постепенные действия, добавляющиеся на новом этапе развития ребёнка.

 Дисциплина включает следующие составляющие:

-порядок

-нормы

-правила

-режим

-социально приемлемое поведение

-границы

А также обучение, повторение, самодисциплина.

И все-таки, говоря о дисциплине, нельзя не затронуть наказания.



 Наказание-это кратковременное действие, направленное на остановку нежелательного поведения. Наказание точно не может быть большой частью воспитательного процесса.

 Если родителям сложно сориентироваться в методах наказаний, можно обратиться к саморефлексии и вспомнить, какие методы применяли к нему самому. Записать! Проанализировать, что несло вред, а что пользу.

Критерия наказания два- физический и психоэмоционый. Постоянно держим в уме следующие задачи, как некий алгоритм.

 Задачи дисциплины:

  1. Защита о физическом и психическом благополучии ребёнка
  2. Удовлетворение его потребностей
  3. Поддержка бесконфликтных отношений детско-родительских отношений
  4. Обучение самоконтролю и ответственности
  5. Формирование желательного поведения
  6. Стимуляция развития всех сфер жизни ребёнка

Перечислим приемлемые виды наказаний.

1. Игнорирование нежелательного поведения.

Примеры:
-малыш ударил другого; подходим и жалеем пострадавшего. Приглашаем «агрессора» тоже пожалеть.
-ребёнок вас укусил. Текст: «Меня кусать никому нельзя и тебе. Если укусишь ещё раз, играть с тобой не буду». Выполняем.
-кто-то стучит в классе (привлекает к себе внимание). Других хвалим. Того, кто стучит, игнорируем!

2. Штрафы. Это исправление последствий проступка.

3. Изолирование. Обратите внимание! Используется только при эмоциональных «всплесках». Применяется не ранее 3-х лет. Отправляем в открытое, нестрашное место на 3-4 минуты. Не более! Со словами: «Иди, успокойся». Нахождение в углу уже само по себе наказание, не спрашиваем, про то, что понял.

              

Здесь правила:
  • ребёнок обязательно видит взрослого;
  • в поле ничего отвлекающего: телевизор, рыбки.

Надо понимать, что ребёнок может сразу и на пятое, например, наказание не успокоиться. Вспоминаем, что это процесс научения! Терпим и продолжаем. Это как научить ходить на горшок, получается не сразу!

Как вариант-изолируемся сами: «Когда ты так кричишь, я не хочу быть рядом, я злюсь на тебя и ухожу». Так показываем модель контейнирования собственных чувств. Можно завести специальный «мамин халат». Когда мама в нем, к ней не подходят. Перед наказанием объясняем ребёнку, зачем это надо. На мимику ребёнка не обращаем внимание, он имеет право на чувства.

 Эффективные методы дисциплины включают:

  1. Моделирование желательного поведения (на примере игрушек, игр) и (или) собственного поведения.
  2. Установление небольшого числа понятных правил. Наглядные. Можно повесить на видном месте. Обсуждаем с ребёнком. Он может добавить свои.
  3. Приучение к логическому последствию: «если, то»
  4. Планирование и структурирование. Например, составить план, как собрать портфель или что делать, придя домой из школы. Не забываем планировать и отдых!
  • Отдельной составляющей дисциплины хочется выделить похвалу.
  • Похвала должна быть конкретной или маркированной. Не может производиться вместе с критикой или в сравнении с другими детьми.

    Похвала применяется желательно немедленно «здесь и сейчас».

    Что хотим сформировать, на том и делаем акцент.

    Похвала должна быть искренней.

    Если похвала случилась через несколько часов-это одобрение.

    Похвала либо прямая: говорю, что вижу, либо косвенная, когда говорю о своих чувствах: я удивилась, как тебе удалось подобрать всю одежду в тон; я рад, что ты выбрал этот предмет для представления работы, сможем заняться ею вместе.

    Родитель должен хвалить самого себя!!! Мать, Хозяйка, Работник, Золотые руки! Ребёнок интроецирует отношение мамы-папы к своей личности.

    Хвалить других можно и нужно, но не в сравнении. За способности, конкретные действия. Надо учитывать, что дети могут сначала ревновать к объекту похвалы.

    Таким образом, формируется навык похвалы. Он замечателен и через третьих лиц: рассказываем бабушке о том, какие весенние фотографии сделал сын, какой выбрал ракурс и освещение.

                         

    6. Поощрение материальное и нематериальное. Здесь родители договариваются, как и когда поощрять ребенкапо своему удобству.

    Примеры.
    Можно завести мешочек с маленькими интересными предметами и ими поощрять. Или купить в конце недели торт. Если говорить про нематериальные поощрения, то, например, вместо двух сказок на ночь читаем три. Продлеваем удовольствие.

    7. Сокращение времени на удовольствия и развлечения.

    8. Демонстрация естественных и логических последствий

    9. Обучение ребёнка, как самому решать проблемы и при помощи других людей

    10. Побуждение детей самим устанавливать правила для себя

    Если приходится ругать или сообщать негативную информацию, то всегда сначала говорим что-то положительное.

    Пример: «...ты очень ответственный человек. И мы с папой тебя таким считаем, поэтому, когда позвонила учительница и сказала, что ты прогулял информатику, я удивилась, расстроилась, растерялась. Мне стало грустно. Я подумала, что непросто справляться со скучными для тебя предметами, но верю, ты справишься».

     Вывод: в дисциплине ставим долгосрочные цели через краткосрочные. Ориентиром долгосрочных целей может служить представление о будущем ребёнка, (написанное на бумаге!) Каким я хочу видеть сына-дочь через энное количество лет. Если вам важно, чтоб ребёнок стал хорошим семьянином, то что для этого делаете?

    Успехов вам в воспитании детей!

     



    Просмотров: 353
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Дисциплина или наказание: подходим по-новому.
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • Что делать, если ваш ребёнок не слушается
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Что делать, если ребёнок не говорит в три года
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Дисциплина и наказание
  • Приведения, монстры и темнота: когда ребёнок не может уснуть
  • Как быть, если не хочется что-то делать, а надо?
  • Родители, ребёнок, работа - 3 правила совмещения
  • Дисциплина и наказание- разве это синонимы?
  • Что делать, если родители тебя не любят?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Что делать, если ваш ребёнок боится?
  • Что делать, если ребёнок врёт?
  • Когда внутреннему ребёнку больно. История исцеления…(что бывает, когда родители разводятся)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если ребёнок впадает в истерику ?
  • Что делать, если ребёнок ревнует к другим детям?
  • Что делать, если рядом с вами бьют ребёнка
  • Муж или ребёнок. Что делать, когда рождается малыш.
  • Если просим прощения через чувства, то мы каемся, если через вещи – откупаемся
  • Прощание с иллюзиями. История 1. Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Когда тебя «не надо», а ты ЕСТЬ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь