|
Секреты дисциплины.Автор статьи: Елена Кислова
Особенно когда пора идти в детское учреждение закрадывается в голову коварное слово: дисциплина, что с ней делать? В это понятие вкладывается что-то своё каждым родителем. Но есть и четкое понимание, что же такое дисциплина. Если вы ещё задумываетесь нужна ли дисциплина ребёнку? То ответ однозначный: да!
Дисципли́на (от лат. disciplina — выдержанность, строгость, в свою очередь от лат. discipulus — студент) — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.
Родители учат дисциплине детей, формируя в дальнейшем у них самодисциплину.Таким образом, развивается импульсный и поведенческий контроль, воля. Только не стоит путать дисциплину и физическое насилие. Существует следующая схема отношений:
Если в схеме происходит путаница, то такая же путаница начнётся и в детско-родительских отношениях. Пример. Ребёнку три года, а родители заняли учительскую позицию и пытаются «разъяснять» ему до бесконечности, как и что надо делать. Не работает. Все нервничают. Ребёнку 8 лет, а его до сих пор «нянчат», например, помогают одеваться. Перед вами 14-летний подросток;м близкие пытаются воспитывать. Но поезд ушёл. Теперь вы-наставники. А значит можете только договариваться.
Дисциплина-это процесс! То есть постепенные действия, добавляющиеся на новом этапе развития ребёнка. Дисциплина включает следующие составляющие: -порядок -нормы -правила -режим -социально приемлемое поведение -границы А также обучение, повторение, самодисциплина. И все-таки, говоря о дисциплине, нельзя не затронуть наказания.
Если родителям сложно сориентироваться в методах наказаний, можно обратиться к саморефлексии и вспомнить, какие методы применяли к нему самому. Записать! Проанализировать, что несло вред, а что пользу. Критерия наказания два- физический и психоэмоционый. Постоянно держим в уме следующие задачи, как некий алгоритм. Задачи дисциплины:
Перечислим приемлемые виды наказаний. 1. Игнорирование нежелательного поведения. Примеры: -малыш ударил другого; подходим и жалеем пострадавшего. Приглашаем «агрессора» тоже пожалеть. -ребёнок вас укусил. Текст: «Меня кусать никому нельзя и тебе. Если укусишь ещё раз, играть с тобой не буду». Выполняем. -кто-то стучит в классе (привлекает к себе внимание). Других хвалим. Того, кто стучит, игнорируем! 2. Штрафы. Это исправление последствий проступка. 3. Изолирование. Обратите внимание! Используется только при эмоциональных «всплесках». Применяется не ранее 3-х лет. Отправляем в открытое, нестрашное место на 3-4 минуты. Не более! Со словами: «Иди, успокойся». Нахождение в углу уже само по себе наказание, не спрашиваем, про то, что понял. Здесь правила:
Надо понимать, что ребёнок может сразу и на пятое, например, наказание не успокоиться. Вспоминаем, что это процесс научения! Терпим и продолжаем. Это как научить ходить на горшок, получается не сразу! Как вариант-изолируемся сами: «Когда ты так кричишь, я не хочу быть рядом, я злюсь на тебя и ухожу». Так показываем модель контейнирования собственных чувств. Можно завести специальный «мамин халат». Когда мама в нем, к ней не подходят. Перед наказанием объясняем ребёнку, зачем это надо. На мимику ребёнка не обращаем внимание, он имеет право на чувства. Эффективные методы дисциплины включают:
Похвала применяется желательно немедленно «здесь и сейчас». Что хотим сформировать, на том и делаем акцент. Похвала должна быть искренней. Если похвала случилась через несколько часов-это одобрение. Похвала либо прямая: говорю, что вижу, либо косвенная, когда говорю о своих чувствах: я удивилась, как тебе удалось подобрать всю одежду в тон; я рад, что ты выбрал этот предмет для представления работы, сможем заняться ею вместе.
Хвалить других можно и нужно, но не в сравнении. За способности, конкретные действия. Надо учитывать, что дети могут сначала ревновать к объекту похвалы. Таким образом, формируется навык похвалы. Он замечателен и через третьих лиц: рассказываем бабушке о том, какие весенние фотографии сделал сын, какой выбрал ракурс и освещение. 6. Поощрение материальное и нематериальное. Здесь родители договариваются, как и когда поощрять ребенкапо своему удобству. Примеры. Можно завести мешочек с маленькими интересными предметами и ими поощрять. Или купить в конце недели торт. Если говорить про нематериальные поощрения, то, например, вместо двух сказок на ночь читаем три. Продлеваем удовольствие. 7. Сокращение времени на удовольствия и развлечения. 8. Демонстрация естественных и логических последствий 9. Обучение ребёнка, как самому решать проблемы и при помощи других людей 10. Побуждение детей самим устанавливать правила для себя
Пример: «...ты очень ответственный человек. И мы с папой тебя таким считаем, поэтому, когда позвонила учительница и сказала, что ты прогулял информатику, я удивилась, расстроилась, растерялась. Мне стало грустно. Я подумала, что непросто справляться со скучными для тебя предметами, но верю, ты справишься». Вывод: в дисциплине ставим долгосрочные цели через краткосрочные. Ориентиром долгосрочных целей может служить представление о будущем ребёнка, (написанное на бумаге!) Каким я хочу видеть сына-дочь через энное количество лет. Если вам важно, чтоб ребёнок стал хорошим семьянином, то что для этого делаете? Успехов вам в воспитании детей!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|