Дисциплина или наказание: подходим по-новому.

Автор статьи: Наталия Седова

Как-то исторически у нас сложилось: если дисциплина, то -строгость, если строгость, то-наказание. И только сегодня большая часть  родителей пытаются изменить эту цепочку, начав с первой составляющей цепочки и поменяв свое представление вообще о понятии -"дисциплина" и "наказание".

               Дисциплина или наказание подходим по новому

Эффективная дисциплина сегодня  - это помочь детям контролировать свое поведение так, чтобы они действовали в соответствии со своими представлениями о правильном и неправильном, а не от того, что они могут быть наказаны, если нарушат правильное.

Например, ребенок хочет быть честным, потому что он сам осознает, что неправильно быть нечестным, а не потому, что его поймают на лжи и пристыдят.

А наказание сегодня - это остановить ребенка от того, что Вы не хотите видеть в поведении ребенка, а не использовать болезненный или неприятный метод, чтобы остановить ваших детей..

Есть в основном четыре вида наказания

  • физические наказания - физическое воздействие или полное игнорирование ребенка;
  • словесные наказания - осуждение, высмеивание,сравнивание,употребление фраз - "Я не люблю тебя", "ты меня достал", "ты мне надоел"....;
  • лишения или вознаграждения - ты не будешь смотреть телевизор,если не выполнил домашнее задание, ты не пойдешь гулять,если не уберешь комнату...если ты уберешься, получишь 500 рублей, я буду давать тебе 100 рублей за каждую пятерку....
  • штрафы - ты испортил одежду в драке, я вычту это из твоих денег...

Первые два вида наказания, физическое и  и словесное,не могут быть эффективными методами дисциплины. Два других, лишение или  вознаграждение, штрафы,  могут быть использованы либо в качестве эффективных методов дисциплины, либо в качестве наказания - в зависимости от того, как родители справятся с этим.

Почему наказание не работает?

Физическое наказание обычно не работает по нескольким причинам.

Во-первых, это заставляет ребенка ненавидеть себя и других.

Физическое наказание заставляет ребенка думать, что он какой-то ужасный, если с ним так плохо обращаются. Если дети думают, что они" плохие", то они будут действовать " плохо." Формируется порочный круг. У ребенка, который подвергся жестокому обращению, нет причин быть хорошим. Или он может быть хорош, чтобы не быть наказанным,а не учиться быть хорошим, потому что  это правильно.

И главное - ребенок, который получил от вас шлепки или крик за плохое поведение, считает, что он с вами в расчете. И что он может и дальше так действовать -на удачу - вдруг, проскочит и "рассчитываться не надо!"

  

Другими словами, порка освобождает ребенка от угрызений совести, которые необходимы, чтобы предотвратить будущее плохое поведение.

Плюс, это пример для ребенка, что решение проблем и конфликтов возможно только через применение силы. И мы получаем в итоге снова агрессивного подростка, который легко уже может дать отпор и родителю, и учителю, и сверстникам через физическую силу, а затем -и агрессивного взрослого, который в такой же манере будет воспитывать своих детей. Круг снова замыкается.

Но самое интересное, что и наказание и "вознаграждение" за хорошее поведение, ведут к одним и тем же результатам: учат ребенка быть "хорошим", пока мы следим за ним.

Когда ,заменяя наказание "мотивацией награды", мы создаем равнодушных людей, которые способны просчитывать только выгоду и ждать награды каждый раз,когда они сделали что-то хорошее. Например, мы даем деньги за уборку комнаты, но если случается так, что у вас нет возможности дать деньги, ребенок искренне будет не понимать - почему он сделал дело,а оно осталось неоплаченным. Мотивация пропала. Чему научился ваш ребенок? Быть помощником в семье или быть потребителем?

Наказание или неправильное поощрение: 

  • Учит ребенка обманывать родителей;
  • Не будет работать с подростками;
  • Занижает самооценку;
  • Не развивает правильную систему человеческих ценностей ;
  • Учит ребенка, что насилие является приемлемым способом решения проблем.

Все это относится к последствиям неэффективной дисциплины.

Что же тогда- эффективная дисциплина? 

На мой взгляд - это позволить детям испытать на себе последствия своих решений.

 Дети учатся на опыте, как и взрослые - и соглашусь, что это "трудный" путь. Ребенок узнает, что каждый поступок имеет последствия, за которые он несет ответственность.

Я не претендую на звание гуру-педагогики. Но на опыте воспитания двух своих сыновей, я поняла, что этот метод работает.

Например, когда я несколько раз приглашала на ужин сына, а он не шел, я просто убирала тарелки. А потом, на вопрос: "А что кушать?" Я спокойно ответила ,что ужин уже закончился и у меня есть другие дела...

Конечно, сыну это не понравилось.Он громко гремел тарелками, наливая себе молоко,насыпая хлопья... Но я ничем его не обидела. Я честно выполнила обязанности мамы- приготовила,накрыла стол,пригласила всех. И мой сын видел, что я всем дала выбор - принять приглашение и остаться сытым, или играть дальше и остаться голодным. 

Мы не ограничиваем выбор ребенка (это,конечно не касается угроз здоровью и жизни).Мы ВСЕГДА даем выбор , тем самым уважая его. Но мы даем и причину следствия -я уважаю тебя, ты уважаешь меня. 

А последствия учат ответственности. 

Еще пример - я долго боролась с носками, которые складывались на полу в ванной. Это просто выводило меня. Я ругалась, но каждый раз собирала носки и относила их в стиральную машинку.

          

Пока не пришла к мысли :

- Я могу дать выбор: носки лежат в сетке,и я их отношу в машину, носки лежат на полу, и я не стираю их. 

Так и случилось. И после  диалога, когда надо было бежать на занятия: 

-А что, у меня нет чистых носков?!

-Нет. Я стираю только те ,которые лежат в сетке. Ты можешь выбрать что-то на полу.

Я избавилась от этой проблемы.

Ребенок, который испытывает неприятные последствия своего поведения, будет менее склонен действовать таким образом снова  и снова.

Соглашусь, что это требует большого терпения от родителей. Но только они могут решить, хотят ли они предложить ребенку воспитание дисциплины через последствия.

Это никогда не позно попробовать.Если ребенок маленький, конечно будет нужно рассказать о последствиях,которые могут произойти. просто в силу своего жизненного опыта он может не знать этих последствий. Кроме этого, ребенок должен понимать и причину последствий. 

Например, если мама убирает без его помощи игрушки, они гуляют меньше или не смотрят мультик, т.к. мама должна сделать другие дела, которые она меняет на уборку комнаты. 

               

Или отец, который вместо приказа об уборке игрушек, спокойно говорит: "Вы можете убрать игрушки и прибежать на диван ,смотреть со мной мультик" - тоже дает право выбора последствий поведения детям.

Или маленький ребенок, который играет со своей едой на стульчике, не сразу, но способен понять, что когда он играет с едой,его просто достают из стульчика и говорят:" Всё, готово! Беги!" А когда он не играет -он может поесть и почувствовать уход за собой.

Ну, и конечно важно, чтобы родители могли принять решение ребенка спокойно: если он принял решение поиграть вместо ужина, не надо мучиться- за 1-2 вечера ваше чадо  похудеет. Естественные потребности ребенка быстро помогут понять последствия ЕГО решения.

Использование последствий может помочь ребенку развить чувство ответственности. Это приводит к более теплым отношениям между родителями и детьми и к меньшему количеству конфликтов- вы даете право выбора ребенку. А сама ситуация дает урок ребенку.

Цель использования последствий-помочь ребенку научиться принимать решения и нести ответственность за свое поведение.

Последствия учат переживаниям, а не наказанию. 

Позвольте последствиям быть для ребенка "плохим парнем" - не вам! 

 Соглашусь с тем, что использование последствий требует и терпения, и практики. Не так просто использовать этот метод, если вы всегда знали ответ - как должен сейчас вести себя ребенок,и ваше решение не обсуждалось.

Но приводило ли оно к желаемому результату? А если приводило, то надолго? Этот результат закреплялся? 

Кроме этого надо помнить, что данный метод эффективной дисциплины будет работать только в доброжелательной обстановке. Вы физически не сможете дать выбор и оценить разумно  последствия,если раздражены или находитесь на пике эмоций.

Очень трудно,в начале,позволить ребенку испытать последствия своих действий. Однако эти усилия стоят того, потому что вы посылаете мощную установку , которой говорите:"Ты способен думать о себе."

 Этой установкой вы сослужите большую службу своим детям. И выйдя из подросткового возраста, будучи молодыми людьми, они смогут принимать решения, быть самостоятельными, логически связывать последствия с неправильным поведением.

А главное - ребенок навсегда запомнит, что в любой обстановке, в любой трудной ситуации у него есть не вина , а  выбор! И важно - сделать его верно!

               

Это ли не основное, с чем мы мечтаем выпустить в жизнь наших детей?

Так наказание или дисциплина? 

 

Если вы дочитали  статью, значит я честно заслужила от вас -"Сказать спасибо"                                                                 

Мир вашему дому! 

Детский, подростковый,семейный психолог -Наталия Седова.

 



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • УГОЛовное наказание "внутреннего ребенка"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Как перстать быть "железной бизнес-леди", если твоя жизнь - вечная борьба.
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь