Надо меньше фантазировать

«Надо меньше фантазировать!»… Так ответила мне когда-то в пятом классе учительница русского языка, когда я, набравшись смелости, задала ей свой невинный вопрос: «Почему за все сочинения без ошибок она ставит мне «4»?»… Та девочка была слишком беззащитна перед лицом грозного арбитра и не нашлась, что ответить. И … она перестала писать, в том числе и свои маленькие рассказы, которые очень любила…

Сейчас я могу только порадоваться тому, что фантазии помогают мне приблизиться к себе... и к другим. Наверное, это звучит странно?! Но это смотря как с ними обходиться…

Как часто в жизни нас останавливают: «туда не ходи», «сюда не ходи», «не дорос еще», «не имеешь права» и прочее. Желающих вмешаться в чужую жизнь или в чужой процесс хоть отбавляй. Но ведь никто, только мы сами решаем, принимать ли и следовать ли тем ограничениям, которые нам кто-то пытается установить. И самое обидное, что дальше в своей жизни эти ограничения мы начинаем устанавливать себе сами.

И тогда наша интуиция становится подобна заброшенному ребенку. Слишком много рамок… чтобы «услышать себя». И как же в них «живется» нашей внутренней реальности?

Осенью 2008г. мне довелось побывать на обучающем семинаре немецкого психотерапевта Моритца Егетмейера по работе с метафорическими ассоциативными картами OH-cards (OH-карты). С тех пор этот метод удачно пополнил мою сокровищницу инструментариев познания и самопознания человеческой души. Диапазон представляемого метода очень широк: от заданных методик и правил до импровизации и рождения собственных. 

Если Вы допускаете возможность существования чего-то необъяснимого, то добро пожаловать! Этот метод помогает нам расширить свои горизонты, не разучиться удивляться и раздвинуть любые рамки, какими бы жесткими они ни были. Карты как будто приглашают нас в путешествие, потом ведут за собой, предлагая порой самые невообразимые и труднодоступные для обычной логики ходы.

В нашей жизни есть много необъяснимого, хотя мозг лихорадочно пытается «схватиться за соломинку», чтобы устоять в этой глобальной неопределенности.

Теория поля Курта Левина немного «узаконила» и в то же время сделала проявленной эту неопределенность и взаимосвязанность. Берт Хеллингер тоже создал некую модель, которая, определенно, работает, и в которой «работает поле»… И эти модели действительно «работают»… Только никто (в том числе и он сам) до конца не может объяснить, как это происходит. Но ведь если за дверью кто-то стоит, а я этого не вижу, то это вовсе не означает, что его там нет… Слепой человек не может увидеть солнца. А древние люди считали, что Земля плоская, и свято в это верили.

Чтобы отпустить «мнимую» определенность или свой же контроль нужна определенная смелость. Хотя парадокс заключается в том, что делаем мы это или нет, это все равно по большому счету ничего не меняет. Надеюсь, что еще не очень запутала вас своими рассуждениями?

Каждый групповой терапевт знает, что почему-то практически у всех людей, например, пришедших сегодня в группу, наиболее актуализированной и проявленной в данный момент оказывается одна и та же фигура. Есть некая концентрация на существенном в каждый данный конкретный момент времени.

И чем более человек готов «отпустить себя», тем больше «его самого» будет присутствовать в рождающихся у него непроизвольно в данный конкретный момент времени метафорах, фантазиях, и тем более это будет связано с его актуальной доминирующей в летящем «Здесь и Сейчас» потребностью. Как часто в повседневной жизни мы обращаемся к своему воображению и потоку ассоциаций?

В групповой работе карты помогают разворачивать и поддерживать групповую динамику, быстрее справиться с тревогой в преконтакте и создать себе и участникам «среду обитания». Ведь от этой среды зависит, какой процесс в ней можно будет организовать. Это и есть со-творение, некое совместное делание, проживание, рождение, танец, путешествие. И это как произведение, авторами и участниками которого является каждый, кто причастен к этому процессу.

Здесь хочется вспомнить творческое приспособление и Фредерика Перлза, который писал, что «нет правильных и неправильных действий, есть лишь ситуация, в зависимости от которой мы можем реагировать тем либо иным образом». Это может быть и основой нашей успешной работы в психотерапии и ключом для понимания своих действий в жизни.

Вокруг, как оказывается, есть масса возможностей. Вопрос только в том, что я себе могу позволить, на что решиться (с учетом, естественно, моего опыта, знаний, гипотез, феноменологии и собственной спонтанности и аутентичности). Карты помогают людям раскрыть в себе «художника» и понаблюдать за своим творческим приспособлением.

Проективность или фантазирование — наш прекрасный помощник на пути «к себе». Вот только преодолеть барьеры бывает достаточно сложно: «Я не могу фантазировать!», или «Как я могу фантазировать?», «А зачем?»… А порой наоборот, фантазии выдаем за реальность и сами же свято в это верим. Как научиться жить «за пределами иллюзий» и при этом не запрещать себе фантазировать?

Непросто соединяться со своей спонтанностью и аутентичностью, чтобы в потоке сознания можно было «вынести из себя» и тогда рассмотреть то, чем на самом деле я сейчас живу, к чему бессознательно стремлюсь или от чего хочу убежать.

Мой текст, который я сейчас пишу, тоже достаточно метафоричен. Но именно метафора позволяет более легко и безопасно (не очень я люблю это слово) «приблизиться к себе». В своей терапевтической практике я очень люблю работать с метафорами, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Особенно в темах, к которым трудно подступиться, или в которых клиенту очень важна конфиденциальность, или у клиентов с ведущей логической системой восприятия. Особенно вначале работы, когда для меня очень важно уважать сопротивление клиента, быть бережной, и в то же время помочь ему пройти через этот барьер, «пощупать» возможность сделать «шаг вперед».

Метафора помогает осознать многообразие окружающего мира и ценность индивидуальности каждого отдельного человека в нем. Она обогащает восприятие и помогает расширить поле видения «легким движением руки», а значит, быть более осознанным, целостным, устойчивым, тотально проживающим свою жизнь.

Здесь я пытаюсь представить этот метод, пропущенный через мое терапевтическое сознание. На мой взгляд, проективные карты предоставляют возможность каждому:

  • увидеть свое, а также осознать многообразие миров других людей;
  • продвинуться на своем пути к целостности и подлинности;
  • получить доступ к своему творческому, креативному началу;
  • соприкоснуться с глубинами своего бессознательного;
  • расширить поле видения и изменить угол зрения на проблему;
  • прочесть послание и дать позитивную коннотацию проблеме;
  • найти простое решение трудноподъемной задачи.
  • Мастер-классы и обучающие семинары по работе с метафорическими ассоциативными картами, которые я провожу с разными людьми, подтверждают живой интерес широкого круга специалистов. Это психологи, педагоги, гештальт-терапевты, консультанты, коучи, специалисты по диагностике и оценке персонала, а также каждый, кто интересуется практической психологией и саморазвитием.

    OH-карты применимы в работе с различной проблематикой клиента. Они позволяют проводить своеобразную проективную диагностику, дают возможность создавать желаемый контекст, работать с барьерами и регулировать «глубину погружения» при психотерапевтической работе с клиентом. 
    Карты помогают очень быстро изменять состояние, переключаться, легко переходить от ментальной сферы к эмоциональной и физической, а значит, достигать большей осознанности. И что не менее важно, они помогают подружиться со своей интуицией, а, следовательно, «подпитать» и «оживить» свой потенциал. Ведь мудрость — спутница интуиции

    Метафорические ассоциативные карты предполагают смелость, спонтанность, образность мышления и… фантазирование, в котором рождается истина.

    «Я могу это сделать!» — это ощущение, которое рождается в процессе работы с картами и помогает целостно усвоить новый опыт и встроить его в свою реальную жизнь.
    А еще, как это ни банально, карты помогают экономить время и, соответственно,  деньги. Вы спросите зачем? Как же! Ведь это время нашей жизни… И поэтому можно быть счастливым когда-нибудь завтра, а можно прямо сейчас.

    Каждый человек всегда сам лучше всего знает ответы на свои вопросы. Только не всегда имеет к ним доступ... OH-карты, формируя свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр, уважая уникальность и неповторимость, инаковость или «другость» каждого, помогают сделать это очевидным.

     



    Просмотров: 361
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Метафорические ассоциативные карты в групповой работе
  • Метафорические Ассоциативные карты в групповой работе
  • Метафорические ассоциативные карты в групповой работе. Часть 2
  • Как помогают метафорические карты в решении психологических проблем
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Графические карты в работе психолога. Как и почему работает.
  • МАКовые поля+метафорические карты+фигурки: взаимодополняющие метафоры в работе с клиентом
  • Метафорические карты VS карты Таро. Ничего общего.
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с Беременными.
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми.
  • Метафорические ассоциативные карты в работе психолога
  • Детские страхи и их влияние на взрослую жизнь. Метафорические карты в работе со страхами.
  • МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
  • Техника работы с МАК (метафорические ассоциативные карты) «Не в свои сани…»
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога
  • Метафорические карты и не только...
  • Как использовать Метафорические ассоциативные карты в стандартной работе детского психолога
  • Метафорические Ассоциативные Карты (МАК) - рабочий метод самопознания?
  • МАК (метафорические карты) в работе со стресом
  • Метафорические карты в работе психолога.
  • Метафорические карты в работе психолога
  • Метафорические карты в работе психолога
  • Логинова О.И. Метафорические карты в работе психолога
  • Карты смогут вам помочь рассказать о себе
  • Метафорические карты - уникальный инструмент в работе психолога
  • Как сделать счастливым каждый день нашей жизни и, в итоге, всю нашу жизнь
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Жертва, преследователь, спасатель или может, пришло время открыть карты?
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с "трудными" подростками
  • Карты Таро в работе психолога



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь