Жертва, Преследователь и Молчатель

Жертва Преследователь и Молчатель

Ирина Соловьева – практический психолог, для журнала «Наша психология»

 Наверняка вы слышали про “драматический треугольник Карпмана”: Жертва -Преследователь - Спасатель. Но есть и другой треугольник, не менее трагический: Жертва - Преследователь - Молчатель.

 Молчатель - немой свидетель, занявший позицию невмешательства, а то и вовсе игнорирования. Снявший с себя ответственность за происходящее, а его часть ответственности все равно сохраняется, хочет он этого или нет. Ведь есть же уголовная ответственность у того, кто знает о преступлении, но не сообщает в правоохранительные органы. Подобно этому, ответственность, хоть и не уголовную, несет тот, кто игнорирует “преступления” моральные и этические.

Роль Молчателя распространена в дисфункциональных семьях. Ведь здоровое функционирование такой системы нарушено, происходит много несправедливости: эмоциональное, а то и физическое насилие, нарушение пространственных (территориальных) и психологических границ, необоснованные правила, незаслуженные наказания, обесценивание и унижение... Молчатель занимает позицию отстранения как наиболее легкую и удобную. Ему ведь не надо ничего делать, надо просто НЕ делать: не вмешиваться.

Треугольник Жертва-Преследователь-Молчатель часто проявляется в детско-родительских отношениях. Один из родителей занимает роль Преследователя по отношению к ребенку, последний становится Жертвой. При этом Преследователь снимает с себя ответственность, перекладывая ее на ребенка: мол, сам виноват, “это ужасный ребенок”, “не ребенок, а монстр”, “сам напросился” и т.д. На ребенка обрушивается негативная проекция, родитель обесценивает и демонизирует его.

Возникает ситуация под названием “No way to win” - нет ни одного шанса на выигрыш. Негативная проекция заставляет родителя негативно воспринимать и трактовать любые проявления со стороны ребенка. У него формируется предубежденность, которая искажает реальность.

В свою очередь, искаженно воспринятые факты усиливают негативную проекцию, “доказывают” ее. Поэтому у ребенка нет ни одного шанса понравиться родителю и вызвать его любовь и принятие.

Например, ребенок ударился и плачет. Родитель не видел сам момент травмы, он видит лишь плачущего ребенка, интерпретирует это через призму своих негативных проекций и раздражается: опять этот нытик рыдает! В ярости он спрашивает ребенка:

- Ну что опять случилось?!

Ребенок пугается и вместо того, чтобы поделиться своей бедой, пытается “исправиться”:

- Ничего...

Такой ответ лишь увеличивает ярость родителя и закрепляет его проекцию: ребенок - нытик, плачет без причины, у него плохой характер...

 

Зачем родителю-Преследователю нужно обесценивать своего ребенка-Жертву?

Он находит в нем удобный контейнер для размещения своего гнева. В старину в дворянских семьях были “мальчики для битья” - нанятые простолюдины, которых наказывали, если провинился мальчик-аристократ.

Таким образом ребенок-Жертва выступает как замещающий объект, на него направлен негатив родителя-Преследователя, адресованный совсем другому объекту, которому гнев предъявить сложно и страшно. Например, родственнику, на которого ребенок похож, своему супругу, начальнику и т.д.

А может, это концентрированное недовольство своей жизнью и собой...

В любом случае, гнев направляется на ребенка как на безопасный объект: сдачу не даст, от родителя никуда не денется... Это могут быть как мелкие придирки и шпильки, так и серьезное насилие.

 

Одним словом, родитель совершает несправедливость по отношению к ребенку. И тогда перед вторым родителем встает вопрос: что делать? Правильный ответ: защитить ребенка.

Да, есть правило уважения к партнеру: если один из родителей “проводит воспитательную работу”, второй не вмешивается. Но это правило перестает действовать, когда поведение первого родителя перестает быть адекватным ситуации. Тогда долг второго родителя - вмешаться и защитить ребенка.

Ребенок на то и ребенок, что неспособен пока к полностью самостоятельной жизни. Он не умеет себя защищать, тем более от родителя. И если один из родителей становится Преследователем, важно, чтобы второй не был Молчателем.

 

 

Что заставляет принимать на себя роль Молчателя?

  1. Страх потерять отношения с Преследователем. Родитель, допускающий насилие по отношению к ребенку со стороны своего партнера (будь то биологический родитель ребенка или нет), чрезмерно заинтересован в партнере, партнер обретает сверхзначимость. Родитель боится, что если вступится за ребенка, это приведет к конфликту, а то и к разрыву с партнером. Откуда такой сильный страх и что скрывается за сверхценностью партнера?

В этом может быть материальный расчет: партнер обеспечивает финансами или жильем, способствует продвижению в карьере или получению гражданства/прописки.

Сверхзначимость может основываться на давлении со стороны общества: в некоторых обществах неприняты разводы, это позор.

Непереносимость одиночества, низкая самооценка заставляют цепляться за партнера, каким бы он ни был и что бы он ни делал: потерять его еще страшнее.

Из своей практики психолога я знаю случаи, когда Молчатель из страха потерять партнера игнорировал не только эмоциональное, но и телесное насилие со стороны партнера по отношению к ребенку, в том числе и сексуальное...

 

  • Неправильно понятая лояльность партнеру, ложная система ценностей. Сейчас в тренде “возвращение к истокам” - древнерусским, ведическим и т.д. Беда в том, что зачастую преподносятся они в искаженном виде и без учета реалий. На некоторых тренингах участницам внушают: жена должна во всем соглашаться с мужем, потому что “мужчина всегда прав”.

Два раза ко мне обращались женщины с одинаковой проблемой (независимо друг от друга): пройдя подобный тренинг, они поверили, что во всем должны следовать за волей мужа, вот только была одна “маленькая”, но существенная деталь: мужья имели психиатрические даигнозы. Представляете, что будет происхожить в семье, если во всем следовать за психически нездоровым человеком?..

Аналогично и мужья потакают женам, правда, чаще всего из жалости или из ложного предстааления о том, что воспитание детей - удел матери.

 

  • Неумение защитить себя, страх столкнуться с гневом партнера. Зрелый возраст по паспорту - не показатель зрелости психологической. Да и психологическая зрелость может быть неравномерной: в остальных вопросах он(а) взрослый, а постоять за себя не умеет. Тот, кто не умеет себя защищать, не умеет защищать и других. Иногда Молчатель просто теряется, потому что он сам в детстве сталкивался с насилием, и в такого рода ситуациях не знает, что делать.

 

  • Конформное поведение, избегание конфикта любой ценой. Молчатель может бояться конфликтов и не хотеть “обострять”. Внутри него есть ложное убеждение о том, что “будет хуже”, если вмешаться и защитить Жертву. За этим стоит избегание трудностей и снятие с себя ответственности. “Будет хуже, если вмешаюсь” - удобная рационализация собственной слабости.

 

  • Выгода. Иногда Молчателю просто выгодна такая ситуация. Зачем же ее менять? Например, выгодно, что гнев партнера направлен на ребенка, а не на него. Да и на фоне обесцененной и превращенной в “чудовище” Жертвы можно предстать в выгодном свете: на контрасте. Молчатель сохраняет хорошие отношения с обоими участниками драмы: Преследователю кажется, что Молчатель своим молчанием соглашается, а Жертве кажется, что Молчатель своим молчанием сочувствует и жалеет. Удобно!

 

Но какими бы ни были у Молчателя причины быть в такой роли, с него не снимается ответственность за происходящее. Мы ответственны не только за то, что делаем. Но и за то, что НЕ делаем.

 

 Источник: https://solirina.ru/materialy/stati/dela-semejnye/310-molchatel 



Просмотров: 482
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Как защитить своего ребенка и помочь ему отстоять себя
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Родитель, Маленький Ребенок и Детский Психолог вот такой вот Треугольник.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Роль родителя в истериках ребенка.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Внутренний драматический треугольник: Родитель, Ребенок, Взрослый.
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Зрелость родителя = счастье ребенка
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Умные часы: источник невротизации родителя и способ нарушения границ ребенка
  • Ошибка родителя ценой успеха ребенка.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Научить ребенка защищать себя
  • Может ли ребенок заменить партнера?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Влияние травмы родителя на ребенка.
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Треугольник Карпмана. Преследователь. Спасатель. Жертва
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Что делать, если мужчина не берет на себя ответственность за благополучие женщины?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь