|
Программа профилактики врденых привычек «ЗОЖ с удовольствием»Автор статьи: 404
Программа профилактики врденых привычек «ЗОЖ с удовольствием». Целью программы - является предупреждение и коррекция вредных привычек, формирование здорового образа у студентов. - сформировать потребность в здоровом образе жизни, ознакомить с вредом алкоголя, никотина; - предоставить информацию о природе привычки, о положительных и отрицательных сторонах данного явления, а также научиться, самостоятельно противостоять своим привычкам - помочь студентам выработать аргументированную позицию и навыки отказа. В задачи входит:
Идея программы профилактикивредных привычек: основная проблема в пропоганде зож, заключается в использовании в большинстве своем методов идентификации, что является менее эффективным чем метод заражения и убеждения. Исходя из этого, видится необходимым предоставить информацию о природе привычки, о положительных и отрицательных сторонах данного явления, а также научиться, самостоятельно противостоять своим привычкам с наименьшими психическими потерями для себя и окружающих, помочь участникам более глубоко осознать тему ЗОЖ. Программа представляется как цикл тренингов из 3 блоков (по два дня) в режиме 1раз неделю (11.00-19.00) для группы студентов из 12-18 человек. Методические приемы – мини-лекции, работа в парах, тройках и мини-группах.
К краткосрочным результатам программы можно отнести:
К долгосрочным результатам программы можно отнести следующее:
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ. БЛОК №1 «Вредные привычки как они есть» ДЕНЬ 1
«Привычка есть у каждого из нас и от них трудно избавиться. Привычки могут быть полезными и вредными, положительными и отрицательными, нейтральными, неприятными, пагубными, надоедливыми, просто раздражающими. Привычки формируются при постоянно повторяющемся удовлетворении тех или иных желаний. Каждая имеет свои последствия. Некоторые удивляются, почему даже трагические результаты не помогают людям менять привычки. Причин много. Основные три. Во-первых, сиюминутное удовольствие для большинства людей гораздо важнее вероятных отдалённых последствий. Вторая причина сводится к тому, что человек лишь иногда получает удовлетворение от своих действий. Поэтому он продолжает совершать их, надеясь, всякий раз достичь удовольствия. Примером может служить человек, привыкший хрустеть суставами пальцев. Иногда это причиняет ему боль. В другой раз он испытывает удовольствие. Проблема в том, что всякий раз, когда человек делает это и получает удовольствие, он тем самым закрепляет свою привычку, и избавиться от неё становится с каждым разом труднее. И третья причина в том, что человеку всегда свойственно из двух бед выбирать меньшую. Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться. Он скорее готов перенести гнев человека, с которым ему надлежит встретиться, чем испытать неудобство спешки. Другой вариант приобретения привычек – подражание. Особенно этому подвержены дети. Они могут скопировать какие-то жесты человека, который является для него авторитетом, который им интересен. Нередко из-за стремления стать «своим» в незнакомой компании дети (да и некоторые взрослые) с лёгкостью перенимают чужой диалект, сленг, манеру двигаться и т.п. главное – не быть «белой вороной». Хотя иногда эти старания напрасны, некоторые привычки при всём желании не прилипнут к вам, потому что настолько противоречат типологическому складу вашего характера, что специально их выработать практически невозможно. И наша задача принимать свои привычки и привычки окружающих такими какие они есть. А при желании попробовать сделать свои привычки менее заметными». Представляются основные идеи программы и цели группы, особенности организации работы (например, временные границы, возможность фотосъемки и т.д.).
Упражнение «Три имени» Цель: развитие саморефлексии и формирование установки на самопознание. Инструкция: Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Упражнение «Домики» Цель: определение исходных позиций-надежд. Инструкция: В течении 2-3 минут подумайте и зафиксируйте: Что вы ожидаете от этих занятий? Что хотелось бы узнать? Чему научиться? Что ощутить? Всем членам группы раздаются вырезанные из картона домики. Участникам необходимо выбрать себе домик и написать на нем то, что он ожидает от занятий. Домики наклеиваются на большой лист бумаги в виде улицы. Ожидания озвучиваются, происходит обсуждение.
Группе предлагается сформулировать правила, которые позволили бы всем участникам работать более эффективно и достичь поставленных целей. Например:
Участникам группы предлагается самим выработать правила, но представленные в списке так же должны быть.
Упражнение «Что вы на самом деле думаете»Группа делится на подгруппы по 4 человека, выдаются карточки с написанными на них предложениями. В подгруппе участники по очереди поднимают, зачитывают эти карточки и высказываются за или против, делается короткое обсуждение. Предложения: - Курение должно быть запрещено во всех публичных местах - Алкоголиков и наркоманов надо изолировать от общества - Нужно, чтобы наркоманы получали бесплатно чистые иглы и шприцы - Женщины, больные наркоманией или алкоголизмом, не должны иметь детей Могут быть предложены и другие спорные высказывания, относящиеся к теме зависимостей и поведения молодежи. Время на работу в подгруппах (3-5 человек) - 10-15 минут. После этого в кругу участники делятся результатами получившегося обсуждения. Можно наглядно на доске или ватмане представить спектр имеющихся мнений (сколько согласно человек и несогласно по отдельным высказываниям. В ходе обсуждения обращается внимание на то, что нередко наше отношение к тому или иному явлению диктуется предрассудками и ложными представлениями, что может рождать дискриминацию отдельных категорий людей. Цель упражнения: осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки молодежи.
Упражнение «Стереотипы»Далеко не все из нас имеют отчетливое представление о наркомании. Часто молодежь формируют свои представления о наркотиках, ориентируясь на рассказы приятелей, слухи и предубеждения. Это опасно, во-первых, потому, что "мифы" о наркотиках могут преуменьшать реальную угрозу (например, миф о том, что марихуана совершенно безвредный наркотик), во-вторых, потому, что "мифы" могут чрезмерно преувеличивать опасно, рождая чувство безысходности и обреченности (например, миф о том, что стоит человеку один раз попробовать наркотик, он обязательно станет наркоманом). Упражнение "Мифы" может помочь участнику выработать зрелую и обоснованную позицию в отношении наркотиков. В начале упражнения группе предлагается ряд высказываний, относящихся к теме наркомании. Например: - Достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом; - Наркомания не болезнь, а распущенность; - Все наркоманы – преступники; - Наркотики помогают снять напряжение; - Марихуана совершенно безопасна. В комнате вывешивается три таблички с надписями: «Да», «Нет», «Может быть». Участники в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу каждого из этих высказываний. Затем участникам необходимо разделиться в соответствии с их убеждениями на 3 группы, после чего ведущий организует дискуссию, в ходе которой каждая группа отстаивает свою точку зрения. Затем обсуждается следующее высказывание. После упражнения целесообразно дать участникам дополнительную информацию и статистические данные, развенчивающие мифы, существующие в обществе по этой теме. Цель упражнения: помощь студентам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков. Упражнение «Ответственность» («Незаконченные предложения») Предложения записываются под диктовку; во время паузы участники должны эти предложения закончить; наиболее верна первая реакция; если какое-то предложение не подходит, его можно пропустить; в конце дается немного времени для того, чтобы завершить все предложения. - Быть ответственным для меня означает... - Некоторые люди более ответственны, чем другие, - это люди, которые... - Безответственные люди - это... - Свою ответственность к другим людям я проявляю через... - Вид ответственности, который, как я чувствую, более тяжел для меня - это... - Ответственного человека я узнаю по... - Чем сильнее моя ответственность, тем больше я... - Я побоялся бы нести ответственность за... - Быть ответственным по отношению к самому себе - это... - Я несу ответственность за... Проводится обсуждение в парах и в кругу. Ведущий помогает участниками прояснить их точки зрения и осознать степень своей ответственности за свои чувства, мысли, поступки. При проведении обсуждения можно дать участникам почувствовать достоинства и недостатки двух позиций: "ответственности за других", "ответственного отношения к другим" и принимать людей такими, какие они есть Цель упражнения: помочь почувствовать, что означает чувство ответственности. «Зависимость» («Незаконченные предложения») Участникам раздается бумага и карандаши. Объясняется, что необходимо закончить следующие предложения:
Можно эти предложения заготовить в виде распечаток и раздать для самостоятельной работы (10 минут). Затем группа делится на пары, и участники поочередно зачитывают друг другу варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные точки зрения, а также наиболее отличные. Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости Упражнение « СОЗДАЙ РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК» Инструкция: - Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку – десять минут. Обсуждение. Ритуал завершения занятия. Участники группы по кругу передают мяч с пожеланиями соседу: «Я желаю тебе и твоей привычке...» Домашнее задание: Необходимо придумать собственную короткую рекламу ЗОЖ . ДЕНЬ 2 Приветствие и обсуждение актуального состояния. «Начнем сегодняшний день с игры». Упражнение «Мир привычек» Участникам предлагается закрыть глаза. Ведущий предлагает представить волшебную страну привычек, так как будто они видят её с высоты птичьего полёта: «Там, внизу, мы могли увидеть горы... Какие они? А вот мы пролетаем над дремучими лесами... Мы видим огромные луга и поля с необычными растениями... Мы видим реки, озёра и болота... И вот перед нами город, город, где живут привычки со всего мира... мы спускаемся ниже, и видим уже дома, улицы и самих жителей... Какие они? Мы приземляемся. И давайте попробуем при помощи кубиков, конструктора и других вещей создать то, что только, что мы представили». Ведущий предлагает участникам вспомнить, какой они представляли страну и, используя предлагаемые материалы всем вместе построить Волшебную страну привычек. Участники на ковре строят вместе. Обсуждение мы создали свою страну, и каждый вложил в общую работу свою частичку души. Возможно, кто-то захочет отметить, что представлял страну не такой, какой увидели её другие (здесь важно сделать акцент на том, что все образы разные, разные и все здесь присутствующие).
Упражнение «Дом привычек» Участникам предлагается нарисовать дом из Волшебной страны привычек. Здесь участники могут использовать любую технику и изображать дом для одной или нескольких привычек. Главное показать в рисунке особенности данной привычки. Цель: обосновать все негативные стороны курения. Упражнение «Курение: за и против» Инструкция: «Студенты одной группы перечисляют и обосновывают все «за» курения. Студенты второй группы доказывают вред курения. После написания и обсуждения капитаны вступают в спор. Их поддерживают команды, приводя веские аргументы для защиты своей позиции».
Упражнение в трех группах 1 группа выполняет упражнение «Составление кроссворда «Курение и здоровье» Инструкция: «Для того, чтобы составить кроссворд, необходимо определить перечень понятий, наименований, слов, относящихся к теме курения и здоровья». 2 группа выполняет упражнение «Составление карты города Некурящих» Инструкция: «Исходя из прочитанного, продуманного, прочувствованного, дайте «психологические»наименования улицам, площадям, различным объектам города-фантома, подарив ему и название. Не забудьте составить и легенду к карте». 3 группа выполняет упражнение «Создание проекта «Школа без табака» в области образования» Инструкция: «Составьте положения, которые будут способствовать отказу от курения в школах города». Упражнение «Коллаж» Ритуал прощания. БЛОК №2 «Алкоголь и ЗОЖ» Цели: сформировать потребность в здоровом образе жизни, ознакомить с вредом алкоголя, помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости от алкоголя, помочь студенту выработать аргументированную позицию и навыки отказа.
План проведения: Упражнение «Имена» Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя. Упражнение «В детстве я хотел быть...» Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы. Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Упражнение « Мои чувства»Участникам предлагается: вспомнить ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящемся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются. После этого участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали. Возможный вариант: Чувства говорящего: раздражение, возмущение, жалость, обида, презрение, недоверие, вина ,ответственность и т.д. чувства слушающего : сочувствие, интерес, возмущение, отвращение, понимание,сожаление. уважение и т.д.ель упражнения: анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека. Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь? (мозговой штурм) Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: "Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему: - снимать барьеры в общении - удовлетворять свое любопытство - снимать напряжение и тревожность - стимулировать активность - следовать принятой традиции - приобретать новый опыт". В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсужденя целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. К примеру, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п. Упражнение «Табу»Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение. Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят человеком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор. Упражнение «Тосты »Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке. Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса: - Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными? - Что внутри вас помогало вам отказаться? Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет участнику выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Упражнение «Портрет алкоголика»Участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: "Нарисуйте "портрет алкоголика". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете об алкоголиках". После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями. По завершении обсуждения можно провести своеобразный конкурс на то, кто «быстрее распрощается со своим алкоголиком». Для этого в центр круга ставится мусорная корзина. Участники с одинакового расстояния должны попасть скомканным рисунком в эту корзину. При этом, если участник не попал – он берет свой комок и отходит на исходную позицию. Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости от алкоголя. Обсуждение. Домашнее задание - Упражнение «Психологическая диета» В каждом человеке, с которым взаимодействовали в течение дня, старайтесь найти 1-2 положительные черты. В течение текущего дня учитесь обращать внимание на положительные моменты, начиная от приятного свежего ветерка и заканчивая отсутствием пробок на дорогах. Учитесь замечать и ценить то, что вас окружает. Обязанность человека замечать в текущем дне в несколько раз больше позитивных, чем негативных вещей. При депрессии не менее 15 позитивных моментов в день. Упражнение также ежедневное. Рефлексия:
Заполнение листков обратной связи. БЛОК №3 «Я упровляю своей жизнью, мои ценности» Цель: изучение личного окружения, ситуаций, которые оказывают на человека определенное влияние, поиск внутренних ресурсов, повышение уровня ответственности за свою жизнь. Принцип занятия: «Я полностью отвечаю за свою жизнь» Упражнение «Я - высказывания» Дополните следующие предложения: «Я чувствую…, я делаю…., я думаю…, я испытываю….» Поразмышляйте: «Что происходит со мной сейчас?». Спросите себя: «А чего я хочу на самом деле?».
Упражнение «Список мллих удовольствий» Запишите не менее 30 удовольствий в столбик. Это могут быть любой предмет, действие, которые приносят вам удовольствие.(Например: игра в волейбол, сауна, сидеть на теплом песке пляжа, съесть шоколадку и т.д.) Затем спросите себя: «Все ли удовольствия полезны для здоровья?» «Сколько раз за последнюю неделю я получал(а) это удовольствие?» «Каких удовольствий было больше «полезных» или «вредных»?».
Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее» Нарисуйте 3 больших круга на листе бумаги, отметив любым удобным для вас символом или знаком каждый из них соответственно: этот круг прошлое, этот – настоящее, этот – будущее. Вспомните и напишите или нарисуйте в каждом круге 5 – 7 событий, которые имели, имеют или могут иметь для вас наиболее важное значение, влиян6ие в жизни. Поразмышляйте, какие перемены принесли, принесут в вашу жизнь эти события. Выберите 5 самых значимых событий из вышеперечисленных вами и отметьте отношение к этим событиям в вашей жизни других людей. Используйте таблицу:
Упражнение «Моя мечта» Запишите список своих желаний и поразмышляйте о планах их успешного достижения. Представьте себя обладающим тем, чего вы хотите в жизни, радостным и счастливым. Помните правило: «Ваше желание должно касаться только вас и приносить радость вам и другим людям».
Упражнение «Письмо в редакцию» Участникам предлагается разделиться на две подгруппы, каждая из которых временно будет исполнять функции редакции молодежной газеты. "Представьте, что к вам в редакцию пришло письмо, - объявляет ведущий. - Постарайтесь за 15-20 минут совместными усилиями написать ответ молодому человеку". Затем ведущий раздает письма. Примерные варианты письма могут выглядеть так: "Дорогая редакция. Я была в компании, и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я все время думаю, а вдруг я уже наркоманка. Что мне теперь делать? К врачу идти я боюсь. Ответьте мне, пожалуйста. Маша П., 14 лет" "Дорогая газета! У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят и пьют водку. Теперь он все больше времени проводит с ними. Мне он нравится, и я очень хочу ему помочь, чтобы он не стал алкоголиком. Посоветуйте как? Марина, 16 лет" После того, как ответы написаны, подгруппы меняются письмами и своими вариантами ответов. Теперь каждой из подгрупп предлагается оценить качество ответа их коллег по следующим критериям: - Доступна ли форма ответа на письмо? - Понятен ли смысл ответа? - Не вызвал ли у вас чувство смущения или неприязни этот ответ? - Насколько интересен для вас этот ответ? - Достаточно ли он информативен? По каждому критерию выставляется от одного до десяти баллов, затем подсчитывается общий результат. В заключение проводится общегрупповое обсуждение, в процессе которого участники обмениваются впечатлениями и эмоциями. Цель упражнения: молодежь формируют навык аргументированного отстаивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ В конце занятия подводятся общие итоги всех этапов, к началу дискуссии предшествует обмен вопросами-ответами, список вопросов составляется группой. Примерный список вопросов:
Предлагается избегать повторений и чрезмерно обобщенных, мало дифференцирующих вопросов-ответов, речевых штампов, стереотипных высказываний. При ответах возможны встречные проясняющие вопросы: Что именно ты имеешь в виду? Какие проявления ты подразумеваешь? По окончании дискуссии целесообразно провести творческую заключительную комплексную письменную (или устную) аналитическую работу (10-15 минут), с ответами на две группы вопросов: 1) что мне удалось (не удалось) достичь в ходе тренинга; 2) что понравилось (не понравилось) в ходе тренинга при взаимной (с тренером) рефлексии полученных ответов. «Последняя встреча»Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой. - Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.
Ритуал прощания.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|